Константин Черныш
203

Базовый digital-консалтинг для малого бизнеса. Тема 1: "Как понять объем спроса в онлайне на свой продукт/услугу"

Перед тем, как открывать онлайн-бизнес, необходимо понимать объем рынка (спрос) на ваш продукт/услугу в онлайне. Как это сделать своими силами без услуг консалтинговых услуг? В статье пошаговый алгоритм действий.

В закладки

Я являюсь совладельцем стратегического агентства по онлайн-маркетингу Chernysh.Digital и мы часто получаем запросы на разработку digital-стратегий, на которые вынуждены дать отказ по причине отсутствия бюджета на наши услуги. Тем не менее, нам хочется как-то помочь и мотивировать начинающих предпринимателей, поэтому мы решили опубликовать серию материалов, в которых покажем, как без расходов на профессиональные услуги консалтинговых агентств и маркетологов можно провести базовую оценку обьема и перспективности выбранной ниши в онлайн-бизнесе.

К сожалению, уровень знаний о выбранном рынке на старте запуска бизнеса у большинства начинающих предпринимателей очень малый и это приводит к ошибкам, финансовым потерям и разочарованиям в бизнесе.

Очень часто начинают старт с логотипа и разработки красивого сайта, ну это неверный путь.

Естественно, все всегда очень заняты организационными процессами, а над стратегией и бизнес-планированием озадачены меньше всего, хотя это фундамент для успешного старта (гарантировать ничего не можно, ну уровень подготовленности существенно повышает шансы на успех).

Digital-стратегия - это не хайповая услуга “для галочки”, это детальное исследование с четким планом действий для достижения поставленных целей бизнеса в онлайне. Она имеет разную структуру в зависимости от целей и задач нового или действующего бизнеса в онлайне, а также зависит от конкурентного положения и выбранной ниши.

Она не панацея! При реализации digital-стратегии зачастую открываются новые инсайты, корректировки и проблемы, ну без нее вы вообще рискуете прогореть на старте, да и вектор взять вообще не тот.

Бытует ошибочное мнение, что стратегии и бизнес-планы нужны только крупным брендам и производителям, на самом деле– они нужны любому бизнесу!

И так, у вас малый бизнес в онлайне или вы только планируете его открыть, в 70% случаев вам подойдут эти базовые разделы, без глобальных креативов для Каннского фестиваля и замудренных стратегий на 100 слайдов по выводу продукта на мировой рынок.

Перед тем как за что-то браться нужно понимать:

  • обьем рынка (спрос) в онлайне
  • портрет вашего покупателя
  • конкуренция в нише
  • ваш продукт и его преимущества/недостатки

После ответа на эти вопросы, подкрепленные данными, мы уже будем думать над тем:

- как стать лучше

- какой план действий

- какие инструменты и как их использовать для достижения целей

Либо понимаем, что данный товар/услуга не наш вариант и ищем следующую идею для ее проверки.

Мы напишем о бесплатных онлайн-инструментах для сбора минимального набора данных и информации для составления собственной digital-стратегии.

Перед тем, как принять решение идти в онлайн, необходимо изучить СПРОС на ваш продукт в онлайне!

Поехали!

Для примера мы взяли начинающего предпринимателя, который нашел несколько репетиторов английского языка и решил, открыть курсы английского по скайпу. Локально он находится в Киеве, ну услуга интерактивная, и он может предлагать ее за пределами города и даже страны. В этом и весь смысл его бизнес-идеи - возможность масштабирования по географии.

Самый банальный и доступный способ изучения спроса на определенный продукт/услугу в Юанете - Google Ads - рекламная платформа от Google.

После легкой регистрации на сайте ads.google.com вам станет доступный огромный инструментарий для запуска рекламы вашего сайта, но у нас сейчас другая задача.

​Планировщик ключевых слов

В разделе Keyword Planner выбираем географию: Украина (ведь мы можем по скайпу по всей Украине преподавать).

Вводим наиболее подходящий запрос: "английский по скайпу". Здесь нужно немного потестировать и поиграть с подборкой ваших запросов в поиске Google, мы уже понимаем, что запрос "английский онлайн" не совсем целевой - будет в поисковой выдаче Google много аудио- видео- материалов и приложений.

Получаем следующую информацию: в сентябре 2019 года по нашему и аналогичным запросам пользователи искали информацию в поиске Google - 2730 раз.

Небольшой спрос, ну это уже самая "горячая" аудитория.

Если мы будем искать "репетитор английского", то количество может увеличиться в разы, но это не совсем наша аудитория и она может быть чуть хуже идти по воронке продаж.

Отдельно стоит написать про воронку продаж, хотя бы пару слов.

В данном случае, можете разделить ваших потенциальных клиентов на 3-4 группы по желанию купить ваш товар/услугу. Например:

  • Пользователи, которые уже ищут именно эту услугу ("горячая аудитория", например: "курсы английского по скайпу")
  • Пользователи, которые ищут/интересуются подобной услугой ("потенциальные покупатели", например: "курсы английского", "английский онлайн", "школа английского языка" - кстати, по таким запросам спрос в поиске превышает 60000 запросов/месяц)
  • Сейчас не нуждаются, ну могут стать потенциальными покупателями ("холодная аудитория") - самая большая и менее лояльная группа, они пока не пришли к осознанному решению изучения английского, ну вскоре могут - смена работы, саморазвитие и т.д. Вопрос только в финансовом обеспечении на развитие себя (такую аудиторию, лучше знакомить с нашими услугами на площадках и в соцсетях, в поиске они не ищут данную услугу).

Вернемся к полученным данным. Давайте изучим наш целевой спрос в поиске в разрезе устройств, с которых осуществляли поиск:

Статистика в разрезе устройств​
  • 55% ПК
  • 40% Мобильные
  • 5% Планшеты

Эти данные говорят о важности мобильной версии сайта с удобной формой для заполнения заявки. В Все логично, мобильные в нашей жизни - как часть тела, ну почему-то до сих пор не все думают о адаптивных под мобильные устройства сайтах.

Также мы можем посмотреть на спрос в разрезе городов Украины.

Спрос в разрезе городов​

Киев составляет 33%, интересно, но второе и третье место закрепили Житомир и Харьков - по 10%.

А давайте представим, что вы не ограничиваетесь одной страной, а решили продавать свой курс еще и в Беларуси. Совсем малый спрос.

Спрос в Беларуси​

А может в Казахстане? Спрос больше, чем в Минске, по количеству, сравним с одним Киевом.

Спрос в Казахстане​

И так, у нас есть данные по среднемесячному спросу на репетитора английского по скайпу.

Давайте определим, есть ли сезонный фактор в данной нише? Для некоторых видов бизнеса сезонный фактор - одна из основ “живучести” бизнеса.

Не будем ходить далеко, в данном инструменте есть статистика с помесячной разбивкой спроса за несколько лет.

Сезонный спрос на услугу​

На отчетах видно, что высокий спрос в сентябре и на период январь-февраль. Ну картина не сильно контрастная, давайте проверим нашу гипотезу с помощью еще одного инструмента - Google Trends.

Скорее, данный инструмент нас запутал, чем помог.

Тренды​

И мы решили взглянуть на картину немного выше - взяли запрос "курсы английского", чтобы понимать сезон в целом по "отрасли".

Сезон и тренды​

Огромные скачки на нашей "кардиограмме отрасли" показали следующие периоды: последняя неделя августа-начало сентября, далее небольшие всплески был в январе. Предполагаю, что связано с учебным годом.

Вот мы и посмотрели спрос в онлайне на конкретный продукт/услугу.

Данный способ подходит, если ваш продукт уже есть на рынке (не новый).

Для новых продуктов необходимо работать с портретом целевой аудитории (в след. статье), а инструменты для промо будут - баннерная реклама, видеореклама и работа в соцсетях.

Еще аналогичный способ отлично подходит для изучения спроса/популярности определенных ниш перед торговлей на маркетплейсах Amazon, eBay и т.д. Вы выбираете продукт, географию и смотрите на спрос и сезонные показатели. Да, конечно есть еще отдельные инструменты по изучению популярности товаров и продавцов на маркетплейсах - ну это не тема сегодняшней статьи.

Если вы планируете работать на рынке СНГ, вам необходимо будет еще изучить спрос в поиске Яндекса - Яндекс Директ.

В следующей статье мы покажем, как определить свою целевую аудиторию и где ее искать.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Константин Черныш", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 2, "likes": 0, "favorites": 4, "is_advertisement": false, "subsite_label": "unknown", "id": 90241, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Tue, 29 Oct 2019 16:54:46 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 90241, "author_id": 385726, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/90241\/get","add":"\/comments\/90241\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/90241"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 385726, "last_count_and_date": null }
2 комментария
Популярные
По порядку
0

Спасибо,  очень интересно и познавательно   

Ответить
0

Спасибо за фидбек. Значит продолжаем и дальше писать)

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }