{"id":13674,"url":"\/distributions\/13674\/click?bit=1&hash=a0260b3caa52f385d676011105ebd3a368dfe505b06ed90bc81faf76a17de7df","title":"\u0425\u043e\u0442\u0438\u0442\u0435 \u043f\u043e\u0433\u043b\u0430\u0434\u0438\u0442\u044c \u043a\u043e\u0442\u0438\u043a\u0430, \u043d\u043e \u043d\u0435 \u043c\u043e\u0436\u0435\u0442\u0435 \u0437\u0430\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438 \u0441\u0432\u043e\u0435\u0433\u043e? \u0412\u043e\u0442 \u0440\u0435\u0448\u0435\u043d\u0438\u0435","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"32a60ac4-64ce-56a8-b915-5470ebf410f4","isPaidAndBannersEnabled":false}
Елена Федорук

Как защитить домен и бороться с киберсквоттингом

Любой онлайн-бизнес обязательно имеет сайт с уникальным доменным именем. Онлайн-школы, интернет-проекты размещают свой контент на сайтах и в группах соцсетей, и, конечно, выбирают такое имя для сайта и такое название аккаунта, чтобы выделяться среди конкурентов. И что же теперь? Кто угодно может посягнуть на домен? Но ведь должен быть какой-то выход? Он есть! Читайте статью и ловите лайфхак!

Большинство онлайн-проектов развивается постепенно, и в начале своего пути не задумываются о регистрации товарного знака (фирменного наименования, коммерческого обозначения). И очень зря!

Во-первых, если вы успешны на старте и имеете потенциал роста, недобросовестные конкуренты могут зарегистрировать ваш ТЗ раньше и даже потребовать у вас прекратить его использовать в своём проекте! Конечно, такая "чернуха" случается редко, и обычно удаётся доказать, что вы раньше начали вести фактическую деятельность под этим знаком, и отстоять свои права.

Чаще бывает второй вариант: конкурент полностью копирует ваши объекты интеллектуальной собственности, пользуясь тем, что права на них не зарегистрированы. Ну, или почти полностью. В юриспруденции это называется «до степени смешения». Конечно, и сайт тоже эти недобросовестные люди называют похожим именем. И здесь ещё два варианта: предлагают выкупить вам захваченный ими домен или же размещают на нём контент, связанный с вашим бизнесом, и уводят клиентов. Регистрация доменных имён, идентичных вашим фирменным наименованиям или схожих с ними, — с целью их дальнейшей перепродажи или недобросовестного использования — называется «киберсквоттинг».

И защита в данном случае возможна лишь одним способом — через защиту права на словесное обозначение товарного знака, фирменного наименования, коммерческого обозначения. Да, помимо «картинки» (изображение вашего фирменного знака) вы можете зарегистрировать название вашей онлайн-школы, ООО, товарного знака, и оно будет под охраной закона. Более того, теперь под защитой будет и ваш домен, хотя фактически это — лишь средство адресации в сети.

Если какое-то доменное имя совпадает (полностью или почти) с уже зарегистрированным словесным обозначением товарного знака, то правообладатель такого товарного знака может обратиться с исковым заявлением к пользователю:

  • о запрете использования обозначения, сходного до степени смешения с товарным знаком в доменном имени;
  • об аннулировании регистрации (прекращении использования доменного имени);
  • о передаче регистрации доменного имени владельцу соответствующего товарного знака;
  • о взыскании компенсации за незаконное использование товарного знака.

Примеры выигранных судебных дел многочисленны, и можно сказать, что судебная практика по этому вопросу давно устоялась (См.: решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 06 марта 2013 года по делу № А79-10130/2012, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01 августа 2014 года по делу № А40-101177/2011, постановление Суда по интеллектуальным правам от 31 мая 2017 года по делу № А40-151017/2016, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04 декабря 2019 года по делу № А56-82652/2019). Суды практически единогласно сходятся во мнении: использование в доменном имени обозначения, тождественного или сходного до степени смешения с товарным знаком, в отношении товаров(услуг), однородных тем, в отношении которых предоставлена правовая охрана этому товарному знаку, может быть квалифицировано как нарушение права на товарный знак!

Случаются, конечно, и другие варианты. К примеру, 25 июня 2019 года Лужский суд Ленинградской области своим решением по делу № 2-496/2019 отказал ООО «Ай Си» Регион в иске к В.Н. Никитиной, использовавшей доменное имя, схожее с названием этой компании. Ответчица использовала имя добросовестно, законно, не конкурировала с деятельностью ООО. Но главное, что «Ай Си» Регион не потрудилось зарегистрировать фирменное наименование, коммерческое обозначение и иное словесное описание, которое является интеллектуальной собственностью. Кстати, тремя месяцами позже у этого ООО аннулировали лицензию.

Помните: Если товарный знак (или коммерческое обозначение, фирменное наименование) зарегистрированы — то будьте уверены: ваше доменное имя, которое звучит так же (или похоже), тоже под защитой. Вот, собственно, в чём и состоит лайфхак по защите доменного имени!

Всегда Ваша, Елена Федорук, юрист для онлайн-школ и интернет-проектов
@zakonfedoruk
0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null