{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Судьба авансов при форс-мажоре

В жизни случаются разные обстоятельства, которые влияют на исполнение договоров. Пандемия – лишь одно из них. Почему-то многие люди всё чаще обращаются ко мне с вопросом: можно ли не возвращать денежные средства за отменённые из-за этого вируса мероприятия?

Первое и главное – посмотреть, что предусматривает договор на случай наступления таких обстоятельств. В Гражданском кодексе РФ на этот счёт есть три юридические концепции, одна из которых применима к договорным отношениям в вашей конкретной кризисной ситуации:

1. Непреодолимая сила, или «форс-мажор» (ч. 3 ст. 401 ГК РФ).

2. Невозможность исполнения обязательства (ст. 416 и 417 ГК РФ).

3. Существенное изменение обстоятельств (ст. 451 ГК РФ).

Если вам интересно, то я подробно расскажу о каждой норме и о том, какая из них и как может быть применена к ситуации с коронавирусом и к вашей конкретной ситуации (не забудьте оставить своё мнение в комментариях!). А пока что – ответ на вопрос одного из ТОП-спикеров в сфере бизнес-продвижения, которому пришлось отменить бизнес-мероприятие в Санкт-Петербурге: «Что делать с авансами, полученными за предстоящее оффлайн-мероприятие?»

Ответ: если мероприятие переносится по причинам, от вас не зависящим, — предупредить об этом в разумные сроки. А если не было специально оговорённых условий в договоре, и люди требуют возврат, то однозначно возвращать!

Несмотря на то, что большинство людей считают, что это форс-мажор, и деньги при это возвращать не обязательно, на самом деле – в большинстве случаев (в том числе с коронавирусом) поставщики, продавцы, лица, оказывающие услуги, будут обязаны вернуть аванс – если заказчик утратил интерес к исполнению.

Если опираться на законы и практику, то обращаемся к разъяснениям в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 7 от 24.03.2016 года «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств». Наступление обстоятельств непреодолимой силы само по себе не прекращает обязательство должника, если исполнение остается возможным (!) после того, как они отпали.

Надо отметить, что и кредитор (в нашем случае – организатор мероприятия) не лишен права отказаться от договора, если он утратил интерес к исполнению: вследствие просрочки, возникшей в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы (читай: по причине случившегося форс-мажора). При этом должник (заказчик, покупатель, клиент) не отвечает перед кредитором за убытки, причиненные просрочкой исполнения обязательств вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы.

Если же вы оказали услугу, и вам не заплатили, прикрываясь форс-мажором – это юридически неверно. Денежные обязательства исполняются независимо от форс-мажора, и даже пандемия не оказывает никакого влияния на исполнение денежных обязательств. За уже оказанные вами услуги/ проведенные работы оплата должна быть произведена.

Как организатору мероприятия обезопасить себя на случай непредвиденного изменения обстановки? Ведь, если мероприятие просто переносится, а возвраты начинают требовать массово, - то, как минимум, при этом теряются деньги на банковские комиссии, операции по расчётному счёту, предоплата за аренду помещения, возможно, стоимость билетов – если мероприятие выездное?

Единственный документ, который регулирует отношения между исполнителем и заказчиком, это договор. В случае массового мероприятия – договор публичной оферты. Вот в нём можно и определить правовую природу предоплаты (аванс это или задаток), и предусмотреть удержание фактически понесённых расходов при возврате, и прописать другие моменты.

Я не устаю повторять, что грамотно составленная оферта – ваша надёжная защита от потребительского экстремизма и любых кривотолков. Ну, а к кому обратиться за её составлением, вы уже наверняка поняли.

Елена Федорук
0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда