Если вы спросите опытного менеджера (или просто введете это в любой поисковик), то наверняка получите стандартный список "смертных грехов" руководителя: микроменеджмент, отсутствие ясных целей, нехватка обратной связи, слабая коммуникация, неумение делегировать и так далее.
И это, конечно, верно. Но, что любопытно, в реальной жизни проблемы проявляются не всегда так прямолинейно. Я хочу с вами поделиться тем, что всплыло на последних консультациях с моими менти. В выборке участвовали трое (не много – но все мои :)) Они столкнулись с похожими барьерами при попытке наладить процессы в командах. 2-3 у них пересекалис.
Остальные индивидуальные у них, но не на рынке в целом.
В чем сложность?
1. "Полномочий нет, но задача поставлена сверху"
Менеджеру говорят: "Ты должен наладить процессы", но при этом не дают достаточно полномочий для реализации задуманного. Представьте ситуацию: пришел человек с энтузиазмом изменить команду, но у него нет доступа к важным ресурсам, права утверждать решения или даже взаимодействовать с другими подразделениями. Начинается замкнутый круг. По сути, руководителю приходится "выплывать" за счет своего личного влияния, что прямой путь к стрессу, либо к выгоранию. (Что мы сделали, писать ?))
2. "И так работает же": команда сопротивляется любым новшествам
Кто из нас не слышал фразу "у нас так исторически сложилось"? Менти нужно было внедрить систему отчетности. Для того что бы сделать прозрачным и управлдяемым процесс работы с продуктом. Но команда, привыкшая работать "по старинке", на все аргументы отвечала скептически: "А зачем? И так все работает". В итоге менеджер не знает, как объяснить команде, что это действительно нужно, ведь и правда, "и так работает". Да, не с тем результатом…но как-то работает:) (Есть идеи, что мы сделали здесь?)
3. "Какой алгоритм внедрения?"
Часто молодые ( но это не обязательное условие) руководители не знают, с чего начать внедрение процессов и как последовательно двигаться. Казалось бы, есть задача и идея, но нет четкого плана. Без поэтапного внедрения все попытки могут затянуться до бесконечности, не говоря о куче сопутствующих проблем. Этот вопрос важен: если четкого алгоритма нет, руководитель теряется, а команда не понимает, чего от нее хотят. (Может кто-то хочет со мной поспорить?)
4. Страх ошибиться
Еще одна частая проблема — страх руководителя. Особенно если он новенький или неопытный, он боится неудачи, переживает, что его шаги могут оказаться неэффективными и ему предъявят за это претензии. И что тогда? Такой страх сковывает инициативу, не позволяет попробовать что-то новое, и в итоге мешает, в том числе и внедрению изменений. ( часто первично именно страх приводит ко мне менти – хочется с кем-то разделить ответственность )))
5. Отсутствие авторитета у руководителя
Руководитель может быть профессионалом, но без авторитета в команде его слова и идеи могут восприниматься в штыки. Особенно это заметно в командах, где новый менеджер пришел со стороны, а его не видят "своим". Ему нужно завоевать доверие, доказать, что его подходы действительно полезны, что он умеет слушать и слышать команду.
6. Слабая культура компании (или ее отсутствие)
Когда у компании нет единого подхода к культуре и ценностям, или они существуют лишь на бумаге, любая инициатива в управлении может стать сложной задачей. Мои менти часто говорят: "Хочется, чтобы ценности компании поддерживали процессный подход, но культура просто отсутствует, и каждый играет по своим правилам". (Знакомо?)