Как составить техническое задание на разработку сайта

Техническое задание - частый камень преткновения в коммуникациях между руководителями и разработчиками. Разберемся, какое ТЗ поможет найти общий язык и защитить обе стороны.

Как составить техническое задание на разработку сайта

Содержание

Кому и зачем нужно техническое задание?

ТЗ помогает зафиксировать фронт работ по проекту. После фиксации разработчики могут дать оценку цены и сроков, а клиент может разослать ТЗ в разные компании и сравнить предложения. Это вносит определенный уровень комфорта для обеих сторон, так как они точно знают, что получат.

Второй причиной использования ТЗ является формирование смыслов. Чем больше планируется сайт, тем больше в его структуре может возникать смысловых пробелов. А если всю структуру и содержимое сайта перенести "на бумагу", то слепые зоны станут видны, и их можно будет проработать.

Зачем это нужно клиенту:

  • Безопасность. Разработчики не пойдут сдавать работу без наличия какого-то значимого функционала и не попросят дополнительные деньги за то, что и так уже было оговорено. А без ТЗ такое может случится - начинали говорить о проекте давно, какие-то важные пункты уже забыли и начали спорить на тему вхождения того или иного функционала в изначальный договор.

  • Понимание сроков. С конкретным списком задач легче сделать оценку сроков. Весь проект расписан по пунктам, каждый пункт поддается оценке. Не надо ждать у моря погоды.

  • Простота доработки. Если на каком-то этапе работ контракт будет расторгнут, то готовое техническое задание легко можно передать другой команде. Она проведет полную сверку списка задач и доделает то, что осталось.

Зачем это нужно исполнителю:

  • Планирование работ. С техническим заданием можно достоверно оценить объем работ и спланировать сроки выполнения. В большинстве случаев разработчики сайтов имеют больше одного проекта в работе, поэтому вынуждены распределять время или подключать дополнительные руки. При наличии ТЗ это сделать проще.

  • Сдача проекта. Самый волнительный момент - это показ проекта клиенту. Он что-то смотрит, оценивает. У него практически всегда возникают дополнительные идеи, которые хочется внедрять сразу же. И вот здесь ТЗ позволяет исполнителю защитить себя от неоплачиваемых правок.

  • Ускорение работы. Как говорится, программист 80% времени думает и 20% времени пишет код. Когда перед глазами нет последовательной структуры, приходится тратить больше времени на проектирование архитектуры. А при наличии структуры можно идти по пунктам договора сверху вниз, и работа идет быстрее.

Кто составляет техническое задание?

Этим может заняться любая сторона, особых правил нет. Главное - получить от заказчика все пожелания, а затем оформить их юридическим языком в виде приложения к договору.

Если пишет исполнитель. Он может оформить мысли заказчика, но не может написать все от начала до конца. Все же клиент должен озвучить, что именно он хочет. В противном случае разработчик может сделать все на свое усмотрение, а правки тарифицировать отдельно. В случае возникновения споров он будет абсолютно прав.

Если пишет заказчик. Он может оформить свои мысли в виде технического задания, но в нем часто могут возникать смысловые пробелы. В таком случае исполнитель уже принимает роль аудитора, который посмотрит и направит в правильное русло.

Мы в firemarketing.ru формируем КП по техническому заданию. Если его нет, то встречаемся с клиентом, проводим брифинг и вместе пишем техническое задание в процессе живого диалога. Так у нас есть время вместе подумать над структурой, обсудить стратегию продвижения и показать экспертность еще до заключения договора и внесения аванса.

Структура технического задания

1. Описание целей

Эта информация будет полезна разработчиком для расстановки акцентов в работе.

Примеры целей - привлечение клиентов через рекламу, продвижение услуг в SEO, формирование базы знаний для клиентов и сотрудников, автоматизация расчетов, управленческий учет и другое.

К примеру, если компания имеет активные каналы продаж, и им нужен сайт с базой знаний для клиентов, то на сайте нет необходимости изобретать продающие смыслы и изощряться с уникальным дизайном. Достаточно сделать минималистично, с соблюдением фирменного стиля и понятной структуры. Сайт проектируется как большой статейник с максимально удобной панелью для управления постами. SEO оптимизация на таком сайте может быть нужна, а может быть и не нужна (обсуждается). Из этого всего будет складывать фронт работ и стоимость.

2. Описание компании

Необходимо для того, чтобы в продающий сайт закладывались правильные смыслы.

Если компания гордится опытом своей работы, кейсами в портфолио и уникальными решениями, то их лучше описать здесь. Если компания старейшая на рынке, это тоже лучше описать здесь. Если компания новая и не имеет опыта продаж, это тоже нужно описать, чтобы маркетологи могли подумать над тем, как завоевать доверие рынка.

Чем больше будет описано, тем эффективнее получится структура подачи информации.

3. Список и структура страниц

Самое важное и самое сложное. Нужно указать список всех страниц и описать содержимое каждой из них.

Во-первых, это нужно для того, чтобы наглядно посмотреть на структуру ссылок и подумать над удобством для пользователя. Поймет ли он, в каком разделе какая информация? Сможет ли он вернуться обратно? Удобно ли будет перемещаться между страницами или какие-то страницы желательно убрать и сгруппировать разделы иначе?

Во-вторых, это позволяет оценить структуру подачи информации для SEO. Грамотная команда разработки сразу сравнит структуру ссылок с ключевыми фразами в Вордстате. Хотя бы между строк. Если будет видно явное несоответствие, то можно предложить клиенту что-то переформатировать.

И самое главное - это нужно, чтобы разработчики могли оценить объем работ.

Делать 5 разделов на сайте или 15 - это очень разный объем задач. А еще одна страница может быть текстовой, а может содержать сложную программную логику. Разница в цене здесь будет многократной.

4. Требования к дизайну

Во-первых, стоит указать, есть ли они или нет. Может быть, у компании есть фирменный стиль, который нужно раскрыть на сайте. Если нет, то нужно ли его разработать вместе с логотипом и другими элементами айдентики? Если уникальный дизайн все же нужен, то сколько вариантов? Может ли команда разработки сделать 1 вариант дизайна на свое усмотрение или нужно сделать три и остановится на понравившемся? Или требований нет и можно воспользоваться любым общедоступным шаблоном?

Во-вторых, желательно прикрепить 3-4 референса по дизайну, которыми вы вдохновлялись. Обязательно с указанием того, что именно вам из этих референсов хотелось бы внедрить.

Дизайнеров и верстальщиков интересуют не столько цвета и шрифты, сколько пожелания по структуре подачи информации. Много ее будет или мало на каждой странице? Фон делаем воздушным для аудитории помладше или нагружаем информацией для аудитории постарше?

5. Требования к контенту

  • Изображения. Есть ли они или их надо будет разрабатывать? Если есть, то пригодны ли они для публикации в исходном виде или потребуется их обработка? Под обработкой может подразумеваться ретушь и кадрирование, сжатие размера, наложение водных знаков и т.д.
  • Тексты. Есть ли готовые или надо будет писать? Если есть готовые, то требуется ли редактура и адаптация под сайт или достаточно просто выгрузить в изначальном виде? Может быть, есть готовые статьи, но они нуждаются в редактуре для насыщения ключевыми фразами?

6. Технические требования

Если они есть, то нужно описать. К примеру, какие технологии можно использовать в разработке? Брать ли готовый движок с привычной админкой (WordPress, Битрикс) или писать под себя на фреймворках (Laravel, Django и прочих)?

Сюда же могут входить и требования по языкам программирования, хостингу и серверу, если они есть. К примеру, если уже имеется сервер с определенными настройками, то лучше писать проект под него, чтобы можно было без проблем выгрузить сайт туда. Название хостинга или VDS можно указать, а дальше разработчики сами зададут необходимые им вопросы для уточнения технический деталей.

7. SEO оптимизация

Описываем этот пункт, если к нему есть требования. Если планируете выход в SEO, то опишите подробнее, что хотите получить от команды разработки.

Понятно, что сеошники лучше заказчика знают, что нужно делать в рамках SEO оптимизации, но здесь важен больше административный вопрос.

Оптимизацией будет полностью заниматься подрядная команда или штатные специалисты? Им нужно организовать систему уровней доступа и вынести возможность редактирования содержимого или в штате есть технари, которые сами во всем разберутся?

Если развитием сайта будут заниматься контент-менеджеры, то им может потребоваться доступ к публикации статей без знаний программирования. Для этого нужно организовать текстовый редактор, вынести поля для управления метатегами и дать инструкцию.

Если на сайте есть каталог, то нужно будет заниматься оптимизацией каждой карточки товара. Этим опять же может заниматься специалист со знаниями в коде и без. Может потребоваться разный функционал.

8. Планы по масштабированию

Это не обязательно, но я бы рекомендовал описывать этот блок по максимуму. Если вы опишите то, чего на сайте пока нет, то весь будущий функционал можно будет предусмотреть на этапе написания кода.

Так при масштабировании можно избежать конфликтов в функционале и не придется переписывать то, что было уже написано ранее. А любое переписывание старого функционала - это так или иначе время и деньги.

Кому доверить составление технического задания

Выше я описал 8 разделов идеального ТЗ. Его составлением лучше заняться тому, кто сможет все эти разделы описать. Многие вопросы требуют административных решений, поэтому часто в составлении задания принимает участие сразу несколько человек.

При возникновении вопросов можно запросить консультацию у экспертов, например, у нашей команды. Можем помочь разработать стратегию работы с сайтом и поделиться опытом.

11
Начать дискуссию