Удобство для… похитителя или анти-юзабилити у Google

Очень часто мы ориентируемся на гигантов индустрии, но даже они допускают ошибки. Пример UX-ошибки от гиганта индустрии.

Гугл, владеющий с 2005 г. операционной системой «Андроид”, предоставляет пользователям смартфонов востребованную функцию “Find my phone». Ниже описание как эта функция может подставить владельца смартфона.

Жена попросила поставить на телефон ребенка функцию “Найти телефон”. У меня iPhone, и я в свое время включал ее себе за 2 клика — зашел в настройки и включил галочку.

У сына Android, и я ожидал, что там это делается так же легко и быстро, только нужно было найти, где отметить эту галочку.

От данной функции пользователи ожидают очень простого сценария использования: “Я включаю галочку где-то в настройках телефона о том, что хочу его найти в случае утери. А когда мне понадобится его найти — я открою на другом устройстве, скажем на моем ноутбуке, страничку с кнопкой типа “Найти мой телефон” — и мне покажут карту с точкой, где он сейчас находится.

Что же вышло на самом деле?

Источник: https://i1.u-mama.ru/d49/368/8cd/1AaJ4Y3V7_Dk.jpg

Чрезмерные требования для работы функции

Первое, с чем мне пришлось столкнуться — это обилие условий для работы этой казалось бы простой функции:

“Чтобы вы могли найти телефон Android, заблокировать его или удалить с него данные, должны выполняться указанные ниже условия:

  1. Устройство должно быть включено.
  2. Оно должно быть связано с аккаунтом Google.
  3. Оно должно быть подключено к Интернету.
  4. Оно должно быть доступно в Play Маркете.
  5. Функция «Местоположение» должна быть включена.
  6. Функция «Найти устройство» должна быть включена.”

Конечно, если остановиться и «помедитировать», можно прийти к выводу, что, наверное, это разумные условия (кроме непонятного требования доступности устройства в Play Маркете).

Однако это уже несколько снижает качество юзабилити, поскольку нарушает «первый закон” одного из легендарных мэтров юзабилити Стива Круга – “Не заставляйте меня думать”. “Don’t make me think»

Но оказалось, что это еще «цветочки»! Поскольку дальше началось вообще нечто фееричное!

Я решил проверить, все ли теперь работает, и начал поиск смартфона.

Экран поиска смартфона сервиса "Find my phone"​ Ю-эксперт, Артем Кузнецов

Неожиданно я увидел сообщение, которое появилось на телефоне, когда я начал его искать: «Это устройство обнаружено сервисом...».

Оп-ля! Именно это сообщение увидит похититель телефона, когда владелец будет его искать.

По-сути это сообщение сводит на нет все усилия по защите своего телефона. Похититель видит это сообщение, говорит «спасибо за предупреждение» и предпринимает все необходимые меры, чтобы хозяин телефона больше о нём не беспокоился.

Мне сложно предположить какая логика была у разработчиков Google для данной функции и что полезного можно было бы извлечь из уведомления похитителя о том, что телефон ищет его хозяин. Может быть в США грабители сразу возвращают утерянные телефоны, как только узнают, что хозяин их ищет, но у нас в России дела обстоят иначе.

Решение проблемы от производителя

Я отправился искать решение проблемы с уведомлением грабителей в интернет и обнаружил на официальном сайте поддержки Google https://support.google.com/accounts/thread/7646015?hl=ru информацию о том, что не я один озабочен таким поведением моего телефона.

Вопрос "Как отключить всплывающее уведомление - Это устройство обнаружено сервисом" на официальном сайте​ Google Ю-эксперт, Артем Кузнецов

Ниже даны ответы на этот вопрос.

​Ответы на вопрос "Как отключить всплывающее уведомление - Это устройство обнаружено сервисом" на официальном сайте Google Ю-эксперт, Артем Кузнецов

Из ответов следует, что единственным решением является отключение данного уведомления вручную «Кода всплывает сообщение в телефоне, нажмите на него долгим нажатием, появятся настройки этого уведомления. Подвиньте ползунок и вуаля. Никаких больше всплывающих сообщений», причём нужно позаботиться об этом заранее.

«Эх, знал бы где упаду, соломку бы подстелил». К сожалению пользователи вряд ли догадаются о таком странном поведении смартфона и вряд ли будут заранее искать решение проблемы. Как говорится в п.3 “Золотого правила №9.”:

Не заставляйте пользователя совершать неестественные действия, то есть действия не относящиеся к его задачам.

В данном случае ручное отключение уведомлений заранее явно является излишним действием.

Как исправить проблему

В исправлении ситуации может помочь само “Золотое правило № 9. Задачи пользователя

Фокусируйтесь на пользователях и их задачах.

Рассматривайте решение задач с точки зрения пользователей.


Если посмотреть на ситуацию глазами пользователей данной функции, станет понятно, что не требуется уведомление похитителей о том, что хозяин ищет свой пропавший смартфон.

Если же телефон не украден, а потерян — то кому нужно это сообщение? Его никто не прочтет.

Таким образом, получается что эта функция уведомления либо вредит пользователю, либо не нужна ему.

Как мы видим даже крупные гиганты могут допускать ошибки во взаимодействии со своими клиентами. И если для репутации такой компании как Google это не так критично, потому что их продукты с одной стороны уникальны и масштабны (такие как поиск или операционная система для мобильных), а с другой стороны они представляют для клиентов целую эко-систему продуктов и сервисов и клиенту трудно от неё отказаться, для репутации обычной компании это может быть очень существенной проблемой и точкой снижения как конверсии, так и репутации компании в глазах клиентов.

P.S. Во время поиска решения данной проблемы по просторам интернета, я понял, что эта проблема возникает не всегда. Но даже если она касается только части пользователей, она однозначно ухудшает имидж компании в глазах клиентов. Компания хотела позаботиться о своих клиентах, но одна единственная ошибка взаимодействия перечеркнула все эти усилия и вызвала обратный эффект.

А на вашем сайте нет подобных ошибок? → Проверьте прямо сейчас!

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда