{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Внутренний водный транспорт под давлением рынка меняет концепцию бизнеса

Речной флот медленно перестраивается под запросы современной эпохи. Статистика показывает, что новый главный акцент — экскурсионные маршруты.

За пять лет с 2015 по 2019 год количество пассажирских судов на внутренних водных путях в России выросло на 1193 единицы. Соперничать с ними по параметрам роста может только так называемый нетранспортный флот, то есть суда не предназначенные прямо для перевозки людей и грузов. Их состав вырос в два с половиной раза. Собственники сокращают количество самоходных грузовых судов и барж, свидетельствуют результаты исследования «Внутренний водный транспорт и перевозки в России», подготовленного маркетинговым агентством ROIF Expert в 2020 году.

Можно предположить, что основная причина таких изменений — снижение спроса на перевозки грузов по рекам и озерам России. Этот показатель снижается в течение всего пятилетнего периода и упал на 11,9%. Только в прошлом году операторы внутреннего водного транспорта потеряли 42,4 тысячи тонн грузов.

Наиболее показателен в этой связи спад на речных путях лишенного выхода к морям Приволжского федерального округа. За пять лет речные порты ПФО снизили ежегодную переработку грузов на 10,6 миллиона тонн в год и это почти две трети спада сфере грузового внутреннего водного транспорта в России в целом.

Впрочем, эти процессы можно считать реализацией свехдолгосрочной тенденции, которая началась более века назад. Однако, даже в последнии десятилетия существования СССР речной флот России перевозил около 3% грузов. А в постсоветский период его доля сократилась примерно в два раза до 1,4-1,5%.

Частично выпадающие объемы в последние пять лет компенсируются ростом перевозки пассажиров. При анализе пятилетнего периода видно на пике, в 2017 году, пассажирооборот внутреннего водного транспорта возрастал на 2,5 миллиона пассажиров. Но в 2018-2019 годах и эта часть бизнеса речников в большинстве регионов страны переживает заметную коррекцию. Особенно спад заметен в ПФО (-17,8% за пять лет) и Сибири (-13,9%), где в ряде районов пассажирский водный транспорт до сих пор остается объектом жизненно важной инфраструктуры.

Явно заметные исключения — рост перевозок в мегаполисах. В 2019 году речным пассажирским транспортом совокупно в Москве и Санкт-Петербурге воспользовались на 364 тысячи человек больше, по сравнению с 2015-м. А максимум был достигнут навигацию в 2018 года, что может быть связано с проведением Чемпионата Мира по футболу.

Кстати, за пять лет спрос на речной транспорт в северной столице вырос почти в 2,4 раза. Между тем в Москве отмечается очень серьезный рост абсолютных величин. В прошлом и позапрошлом годах пассажирооборот там превышает 1 миллион пассажиров. Более того, прирост спроса на пассажирские услуги внутреннего водного транспорта в Москве дает 37% всероссийского роста.

Подробнее о ситуации и тенденциях на рынке услуг речного транспорта и в секторе внутренних водных перевозок в России можно узнать из нашего исследования Внутренний водный транспорт и перевозки в России: исследование и прогноз до 2024 г.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда