{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Интеллектуальное мужество

Тема критического мышления очень актуальна и популярна в современном мире, но лишь немногие люди могут похвастаться особыми знаниями в этой области. Сегодня я хочу вас познакомить с одной из ключевых интеллектуальных добродетелей. Это интеллектуальное мужество. Что же это такое?

Интеллектуально мужество – одна из основных интеллектуальных добродетелей, заключенная в преодоление страха, мешающего достижению познавательных целей в особых познавательных ситуациях.

Дело в том, что понятие «мужество» взято из социальной жизни, а следовательно несет на себе отпечаток общественных отношений, то необходимо некоторое пояснение. Нас не интересуют страхи, которые не связаны с познавательным процессом, такие как страх высоты, воды, замкнутых пространств и многие другие. Тогда возникает вопрос, какие же страхи мешают познанию? Это страх ошибиться, страх быть осужденным и непонятым, страх возможности не достижения намеченных целей, страх исследовать объект не до конца и оказаться некомпетентным, страх потерять свой статус в научном сообществе и многие другие.

История знает множество примеровинтеллектуального мужества, нам лишь стоит осветить некоторые из них, которые ярко и репрезентативно иллюстрируют данную добродетель. Например, интеллектуальным и моральным мужеством обладал Джордано Бруно, который не боялся бросить вызов устоявшимся интеллектуальным традициям и мнениям. За что, конечно же, ему пришлось поплатиться собственной жизнью, так как общество было не готово к таким радикальным переменам и убеждениям, которые нес Джордано Бруно. Также хорошим примером является Н. И. Лобачевский, который не испугался общественной и научной критики по поводу введенной им неевклидовой геометрии. Следует заметить, что первым эту геометрию открыл Карл Гаусс, который не обладал интеллектуальным мужеством и не хотел лишаться своего статуса в научном сообществе.

Но рассмотрев примеры, может возникнуть вопрос, а только ли через преодоление страхаможно определить интеллектуальное мужество? Исследователи этого феномена «громко» скажут нет. С точки зрения Загзебски интеллектуально мужество это совокупность предрасположенностей:

«1. Склонность заботиться об эпистемических благах;

2. Склонность заботиться о защите своих убеждений, если есть хорошие основания для уверенности в правоте своей позиции;

3. Склонность защищать свои убеждения».

Прокомментируем каждый из пунктов. Первый говорит о том, что интеллектуально мужественный человек заботиться о эпистемических благах, то есть стремиться следовать принципам интеллектуальной добродетели. С этим утверждением сложно поспорить, так как все ИД связаны между собой и исполнение одной добродетели влечет за собой исполнение другой.

Второе утверждение тесно связано с третьим, они гласят, что интеллектуально мужественный человек должен защищать свои убеждения. То есть он должен противостоять критике, ибо только защищая свое открытие, человек отстаивает местособственных выводов на «полочке человеческих знаний». Однако стоит заметить важный факт, защита своих убеждений должна быть обоснованной, иметь под собой аргументацию.

Как и у любого другого понятия у интеллектуального мужества (ИМ) существуют свои противоположности. С одной стороны - это интеллектуальная трусость, с другой – интеллектуальное безрассудство. Как можно определить интеллктуальную трусость? Это «избегание прямого высказывания своих позиций в разных сферах общественной жизни». Думаю, что необходимо пояснить, что мы имеем в виду сейчас. В современном мире достаточно трудно вписаться в рамки цензуры и не задеть чьи-либо убеждения, поэтому многие исследователи не то, что бояться высказать свое мнение прямо, они скорее, как Гераклит, стремятся завуалировать свою идеи или сделать ее настолько размытой и непонятной, что простой обыватель не сможет в ней разобраться. Из этих положений выходит, что четкое и ясное высказывание своих мыслей в наше время являетсячуть ли не проявлением самого интеллектуального мужества. Но самоочевидно, что ИМ имеет связи с другими интеллектуальными добродетелями, такими как открытость ума, интеллектуальное смирение, интеллектуальная осторожность.

В чем же связь ИМ с открытостью ума? Открытость ума подразумевает свободу человеческого разума от предрассудков и любых других факторов, мешающих восприятию новой информации и обдумыванию новой идеи. Для того, чтобы начать свободно мыслить человеку необходимо интеллектуально мужество, так как без него, исследователь не сможет избавиться от предрассудков, заложенных у него в голове.

Рассмотрим взаимоотношения ИМ и интеллектуального смирения. Интеллектуальное смирение(ИС) – это признание ограниченности своих познавательных возможностей. ИС выступает своего рода ограничителем. Когда человек открывает для самого себя какую-либо идею, то ему кажется, что он открыл что-то новое, а если эта идея противоречит еще и существующим понятиям, то достаточно импульсивный человек со слабо развитым критическим мышлением «побежит патентовать» свое открытие. А человек, который понимает ограниченность своего знания, проверит все существующие гипотезы и только тогда, составив подходящую аргументацию, сможет выступить с данной идеей в научном сообществе. Следует оговориться, дело в том, что необходимо отличать компетентных в какой-то сфере людей от обывателей, не имеющих обширной базы знаний по определенной теме. И когда эксперт делает неожиданное открытие, то мы можем ему поверить(повергнув его идеи критическому анализу), а когда человек, живущий рутинной жизнью, вдруг изобретает вечный двигатель, мы склонны подходить к этой идее крайне скептично и критично.

Последней из связей мы рассмотрим взаимоотношения интеллектуального мужества и интеллектуальной осторожности.Интеллектуальная осторожность (ИО) «будет заключаться в том, чтобы воздержаться от суждения или необоснованного вывода, даже если он является очень заманчивым и многообещающим». Она, являясь компонентом тандема или,говоря красиво, эпистемического трио (ИМ,ИС,ИО), есть необходимая составляющаяоткрытия и аргументации нового знания, позволяет посмотреть на проблему под другим углом и выявить ошибочность или наоборот правдивость своего взгляда.

А что же такое интеллектуально безрассудство? Дадим определение от противного, это полное пренебрежение интеллектуальной осторожностью. Примером такому поведению может служить попытка ученика 8 класса оспорить закон всемирного тяготения, не имея на то никаких аргументов и оснований.

Теперь рассмотрим последний пункт даннойстатьи. Он касается роли интеллектуального мужества в познавательном процессе.

«Во-первых, интеллектуальное мужество может играть поддерживающую или «фасилитирующую» роль в связи с другими интеллектуальными добродетелями». То есть, подтверждая выше перечисленное, мы можем сказать, что интеллектуальное мужество является одной из центральных интеллектуальных добродетелей.

«Во-вторых, оно напрямую влияет на действие когнитивных способностей». Интеллектуальное мужество может понадобиться для того, чтобы представить невыгодную возможность, неблагоприятный исход эксперимента, ошибочность своей теории.

Следует отметить, что интеллектуальное мужество имеет большую роль в человеческой жизни. Так как каждому из нас рано или поздно приходиться сталкиваться с проблемой принятия решения, интеллектуальное мужество, в совокупности с другими добродетелями, позволяет сделать эффективный выбор.

1.Интеллектуальное мужество – одна из основных эпистемических добродетелей, имеющая связь с многими из них.2.ИМ – преодоления страха, мешающего познавательной деятельности3.ИМ имеет свои противоположности – интеллектуальную трусость и безрассудство

Подводя итоги данной статьи, приведем основные положения:

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда