Relax .by

QR-меню в заведениях Минска: тренд или необходимость?

Одним из главных фудтех-трендов 2021 года эксперты называют QR-меню. Его драйвером стала пандемия COVID-19: для безопасности гостей заведения все чаще стали использовать бесконтактные меню, которые не нужно передавать из рук в руки. Согласно данным международной консалтинговой компании McKinsey, QR-меню можно отнести к так называемым «инновациям, спасающим жизнь».

Содержание статьи:

  • Что такое QR-меню, преимущества и недостатки
  • Зарубежный опыт использования QR-меню
  • Готовы ли гости беларусских заведений к сервису QR-меню?
  • Заведения, подключенные к QR-меню: эффективность в цифрах
  • Кейс «QR-меню в сети ресторанов «Хинкальня»
  • Резюме

Что такое QR-меню

QR-меню — это новый формат меню в кафе и ресторанах, доступный по QR-коду (электронной ссылке). Обычно QR-меню размещают в виде наклейки или карточки на столах заведения.

Сервис QR-меню включает 2 составляющие:

  • QR-код для сканирования и перехода к электронному меню.
  • Собственно электронное меню, открывающееся в мобильном браузере.

Бесконтактное меню придает заведению технологичность, а также позволяет экономить на внесении изменений в бумажное меню. Кроме того, электронное меню эффективно заменяет собственный сайт, но не требует дополнительных расходов на обслуживание.

Зарубежный опыт использования QR-меню

Во многих странах QR-меню стало незаменимым помощником рестораторов. Оно было важным условием в период пандемии и остается в тренде сейчас. Внедрение QR-меню началось с Китая, затем к нему стали присоединяться страны Европы: Бельгия, Чехия. В ноябре 2020 QR-коды в заведениях стали обязательным условием и в столице России. В одних странах внедрение бесконтактного меню было лишь рекомендацией, в других же — обязательной мерой, контролируемой законом.

Пример страны, где QR-меню стало обязательным условием для работы в период пандемии, — Украина. Там оно встречается в каждом заведении. С 5 июня 2020 года в Украине действует «карантинное» постановление № 392 об обязательных противоэпидемиологических мероприятиях. Среди них и размещение в заведениях бесконтактного меню.

Несоблюдение противоэпидемиологических мероприятий влечет за собой штрафы. Суммы штрафов для украинских заведений могут достигать 170 000 гривен (около 16 000 белорусских рублей). Кроме того, на момент написания статьи (апрель 2021) в Киеве действует жесткий локдаун, запрещающий работу заведений в привычном формате. Заказы можно оформлять только с доставкой и навынос. И даже для этих целей рестораторы используют бесконтактное меню, чтобы не потерять гостей и создать для них комфортные и безопасные условия.

Белорусские же рестораторы с трудом перенимают опыт соседей и пока относятся к QR-меню настороженно. На конец марта 2021 года 248 заведений подключили QR-меню от Relax.by. Сложность внедрения сервиса связана с тем, что одни рестораторы считают период пандемии не лучшим временем для реализации новых решений, другие думают, что их гостям это неинтересно, третьи полагают, что QR-меню не должно конкурировать с дизайнерским бумажным вариантом.

В процессе внедрения сервиса в заведения, был выявлен ряд сложностей: часть рестораторов не готова наполнять электронное меню самостоятельно, забывает разместить QR-коды на столах, размещает наклейки с QR-кодами на бумажном меню, лишая тем самым гостя выбора между электронной и бумажной версией.

Готовы ли гости белорусских заведений к QR-меню?

Портал Relax.by провел опрос среди своих пользователей, которые регулярно бронируют столики онлайн и активно посещают заведения Минска. В опросе участвовало почти 300 человек.

Портрет респондента — женщина в возрасте 25-39 лет, которая посещает заведения не реже одного раза в месяц и пользуется смартфоном преимущественно с ОС Android.

Согласно данным исследования, почти все опрошенные знают, что такое QR-код. Большинство (63,4%) также знает, что такое QR-меню, однако только четверть сталкивалась с ним в заведениях.

В период пандемии 40,9% опрошенных отдают предпочтение бесконтактному меню из соображений гигиены и безопасности. 58,1% респондентов ответили, что заинтересованы использовать сервис и после окончания пандемии.

Заведения, подключенные к QR-меню: эффективность в цифрах

На конец марта 2021 года специалисты Relax.by подключили к сервису QR-меню 248 заведений Минска. Электронное меню представлено в виде наклеек с QR-кодом на столиках или в виде карточек на подставках.

Проект QR-меню стартовал на Relax.by в октябре 2020 года. Гости уже привыкают к наличию QR-меню и охотно его используют.

Самые популярные функции сервиса (данные за март 2021):

1. просмотр карточек блюд

2. навигация по категориям блюд

3. нажатие кнопок «Выбрать блюдо»

Портрет пользователя QR-меню — преимущественно женщина 25-34 лет, использует операционную систему iOS на смартфоне.

Кейс «QR-меню в сети ресторанов «Хинкальня»

Минская сеть ресторанов грузинской кухни «Хинкальня» подключилась к сервису QR-меню 26 ноября 2020 года. Сервис работает в 6 ресторанах сети. Меню во всех заведениях одинаковое, поэтому удалось собрать общую статистику по количеству сканирований QR-кодов.

За 4 месяца использования сервиса гости «Хинкальни» просканировали QR-коды 7921 раз. Максимальное количество сканирований зафиксировано в январе ― 3 135.


Статистика сканирований QR-меню в сети ресторанов «Хинкальня» за март 2021 (воронка):

1. Общее количество сканирований QR-кодов: 1653

2. Открытие карточек блюд: 1448 (87,6%)

3. Выбор блюда: 313 (21,6%)

Портрет гостя сети «Хинкальня», который пользуется сервисом QR-меню:

  • 38% гостей ― пользователи Apple
  • 50/50% женщины и мужчины
  • возраст ― от 18 до 44 лет.

По словам директора нескольких ресторанов сети «Хинкальня» Дарьи Круглик, посетители заведений положительно оценивают работу сервиса.

Если гости хотят видеть полное описание и фото, то это ― идеальный вариант, ― отмечает Дарья. ― Меню всегда находится на столе в органайзере, поэтому информировать гостей о сервисе не нужно, они и так его видят

Дарья Круглик
Директор сети ресторанов "Хинкальня"

По словам Дарьи, каждый пятый гость заведения сканирует QR-код с электронным меню. Однако от бумажного варианта в сети отказываться пока не планируют, потому что им по-прежнему пользуется большая часть посетителей.

Дарья также поделилась, что сложностей с использованием цифрового сервиса у гостей не возникало, но некоторых персонал знакомил с инновацией:

У нас очень широкая аудитория: от школьников до пожилых людей. Кто-то понимает новый цифровой сервис интуитивно, а кому-то рассказываем о том, что такое QR-меню и как им можно пользоваться

Дарья Круглик
Директор сети ресторанов "Хинкальня"

Директор отметила, что она самостоятельно заполняет меню и вносит в него изменения, а редактирование происходит быстро и легко. По ее словам, персонал заведения также положительно отреагировал на внедрение нового сервиса.

Практический кейс «Хинкальни» наглядно демонстрирует, что QR-меню интересно людям разного возраста, удобно в использовании и интуитивно понятно. Цифровое меню оптимально подходит тем гостям, которым недостаточно информации на бумажном носителе.

QR-меню может работать самостоятельно, но и в тандеме с бумажным меню отлично функционирует, дополняя его. Вносить изменения в цифровое меню легко, а персонал заведения позитивно относится к новому сервису и ценит его помощь в работе с гостями.

Резюме

Результаты исследований показали, что белорусский гость готов к фудтех-решениям, в том числе к использованию бесконтактного меню. Данный сервис интуитивно понятен гостям любого возраста и пола и пользуется популярностью у владельцев различных мобильных устройств (сканировать QR-код удобно как пользователям IOS, так и Android).

Однако в Беларуси потенциал подобных сервисов не реализован: даже те гости, которым известно о существовании QR-меню, не встречают его в минских заведениях. По словам эксперта по развитию сервисных решений для ресторанов Relax.by Натальи Романовской, белорусским заведениям необходимо побороть страх перед инновациями и активнее перенимать опыт коллег из Украины и других стран.

Вам нечего терять, ведь сервис прекрасно работает в тандеме с бумажным меню, дополняя его яркими фото, полезной информацией о блюде и калькулятором стоимости. Тем более, что внедрение такого сервиса в заведении не требует длительного обучения, временных ресурсов или высоких денежных затрат.

Наталья Романовская
Эксперта по развитию сервисных решений для ресторанов Relax.by

Полезное по теме:

Примеры реализованного QR-меню:

{ "author_name": "Relax .by", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": 0, "favorites": 0, "is_advertisement": false, "subsite_label": "unknown", "id": 240252, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Thu, 29 Apr 2021 12:31:29 +0300", "is_special": false }
0
0 комментариев
Популярные
По порядку

Комментарии

null