ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ОПЕРНОЙ ПЕВИЦЫ ХИБЛЫ ГЕРЗМАВЫ В КОНТЕКСТЕ ТЕНДЕНЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ


Аннотация

Хибла Герзмава – одна из наиболее известных российских певиц на мировой оперной сцене, народная артистка России и Абхазии, солистка Московского Музыкального Театра им. К. Станиславского и В. Немировича-Данченко. Помимо оперы выступает в жанрах камерной и джазовой музыки, как сольно, так и в тандемах с различными музыкантами.

Ключевые слова

Современная музыкальная культура, опера, оперные певцы, джаз, Хибла Герзмава

Одной из тенденций современной музыкальной культуры является универсальность исполнителей: инструменталисты начинают петь или встают за дирижёрский пульт, певцы становятся фигуристами, режиссерами, актерами, или же выступают в непривычных для себя жанрах – например, академические вокалисты поют эстраду или джаз. Такая универсальность позволяет творческой личности найти новые пути реализации своего потенциала. Синтезируя различные жанры, музыкант создает нечто новое в искусстве, иногда так рождаются целые направления. Мы рассмотрим творческий портрет народной артистки России и Абхазии, солистки Московского Академического Музыкального Театра им. К. Станиславского и В. Немировича-Данченко Хиблы Герзмавы, чтобы на ее примере показать, что это закономерная тенденция современной культуры.

Хибла Леварсовна Герзмава родилась 6 января 1970 года в абхазском курортном городе Пицунда в семье переводчицы с немецкого языка – гида «Интуриста» и старшего администратора пансионата «Пицунда». Семья Герзмавы была музыкальной: многоголосие и абхазские песнопения всегда звучали в доме. У отца Хиблы был потрясающий бас, и мама тоже очень красиво пела, играла на рояле. Привитая родителями любовь к классической и, в частности, к органной музыке определила путь будущей певицы.

Хибла поступила в Гагринскую музыкальную школу, а затем в Сухумское музыкальное училище по классу фортепиано. Именно во время обучения в училище и начал проявляться ее певческий талант. Тогда она потеряла мать, и в этот переломный момент девушка стала сочинять и петь свои песни. Однажды она напела такую песню своему преподавателю по фортепиано Карлену Мартыновичу Явряну, после чего он привел ее к преподавателю по вокалу, Жозефине Бумбуриди. Жозефина Константиновна подготовила девушку к вступительным испытаниям в Московскую консерваторию, в которую ее приняли в 1989 году [1].

Вокальному мастерству Герзмава обучалась у профессоров И. И. Масленниковой и Е. М. Арефьевой. В 1994 году Хибла окончила консерваторию, а через два года, в 1996 году – ассистентуру-стажировку при Московской консерватории. Обучаясь вокалу, певица, осуществляя свою детскую мечту, параллельно осваивала игру на органе [2]. Успех пришел к ней рано. Будучи студенткой (в 1993 году) Хибла получила третью премию на конкурсе «Вердиевские голоса» в Буссето. Через год на конкурсах им. Н. А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге и им. Франсиско Виньяса в Испании заняла вторые места. В год окончания консерватории на Х Международном конкурсе им. П. И. Чайковского в Москве в Герзмава, завоевала Гран-при (1994).

В 1995 году Хибла была принята в Московский Академический Музыкальный Театр им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко в качестве солистки. В театре она практически сразу вошла в репертуар.

Исполнила главные партии: Адели в «Летучей мыши» И. Штрауса, Адины в «Любовном напитке» Г. Доницетти, Мюзетты и Мими в «Богеме» Дж. Пуччини, Луизы в «Обручении в монастыре» С. Прокофьева, Розины в «Севильском цирюльнике» Дж. Россини, Людмилы в «Руслане и Людмиле» М. Глинки, Царевны-Лебеди в «Сказке о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова, Виолетты в «Травиате» Дж. Верди.

Герзмава скоро стала одной из наиболее востребованных певиц на оперной сцене не только в нашей стране, но и за рубежом. Она пела на многих театральных площадках: в Шатле и Шанз-Элизе в Париже, в театре Коммунале во Флоренции, в Софийской опере, в Театро дель Лисеу в Барселоне, и в токийском «Бунка Кайкан», в лондонском «Ковент-Гарден» и в нью-йоркской «Метрополитен Опера». Исполняла партии Донны Анны и Медеи, Дездемоны и Лючии. В оперном творчестве она достигла больших высот и мирового признания.

Первое приглашение за рубеж певице поступило от Королевского театра «Ковент-Гарден». Там она дебютировала в роли Татьяны из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин». Дебют был блестящим и через год ее снова пригласили в Королевский театр, только уже в роли Мими из «Богемы» Дж. Пуччини.

Продолжение следует....

Начать дискуссию