{"id":7016,"title":"\u0423\u0433\u0430\u0434\u0430\u0439\u0442\u0435 \u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0430 \u043f\u043e \u0437\u0432\u0443\u043a\u0443 \u043e\u0442\u043a\u0440\u044b\u0432\u0430\u044e\u0449\u0435\u0433\u043e\u0441\u044f \u043f\u0438\u0432\u0430 \u0438 \u043f\u0435\u043d\u0438\u044e \u043a\u0438\u0442\u043e\u0432","url":"\/redirect?component=advertising&id=7016&url=https:\/\/vc.ru\/special\/sound&placeBit=1&hash=6ca24c77fedb0a01bd41595a6fbd498b5375a294c2e3b54a129aa318671b77a3","isPaidAndBannersEnabled":false}
Ярослав Мельников

Внедрение TMS-системы: как выбрать нужную?

В предыдущих статьях я рассказал о причинах, побуждающих лидирующие компании на рынке принимать решение использовать TMS-системы для управления доставкой

Эта статья будет интересна собственникам, директорам или руководителям отдела логистики компаний. Тем, кто тратит на доставку более 100 млн рублей в год и хочет повысить эффективность доставки за счёт внедрения TMS-системы.

Критерии выбора TMS

У руководителя компании, принявшего решение использовать TMS-систему, возникает множество вопросов:

  • Какие именно возможности существующих TMS-систем нужны моей компании?
  • Как грамотно составить техническое задание для TMS-системы?
  • Самостоятельно разрабатывать систему или внедрить готовый продукт?
  • Если использовать готовую систему, то какую именно? Сегодня на рынке существуют десятки решений разного калибра, и непосвящённому человеку сложно разобраться в них.
  • Какого подрядчика использовать для внедрения TMS-системы?
  • Какова разумная стоимость TMS-системы?

Мы работаем с разными компаниями в сфере FMCG (грузоотправителями и перевозчиками) и видим, что даже у крупных игроков задача выбора подходящей TMS-системы вызывает большие трудности. Информации на эту тему очень мало. Сотрудникам приходится мучительно разбираться в вопросе, общаясь с различными поставщиками TMS-систем и по крупицам собирая фактический материал. Цена ошибки здесь очень высока — выбрав определённую TMS-систему, компания подвязывает на неё все свои процессы на горизонте 3-5 лет. Ошибка при выборе TMS как минимум приведёт к потерянному времени, а в худшем случае — к финансовым потерям и падению эффективности.

Какие задачи должно решать внедрение TMS-системы?

Ошибка многих компаний — сразу же начинать писать техническое задание для будущей системы. А ведь надо детально разобраться в том, какие задачи бизнеса она должна решать и какой ожидается эффект от её внедрения.

В первую очередь руководитель должен задать себе (и другим лицам, принимающим решение) вопрос: какие именно задачи компании следует решать будущей системе? Обойтись дежурным ответом «TMS должна автоматизировать ручной труд», к сожалению, не получится. Это должен быть конкретный перечень задач или бизнес-процессов, и для каждой компании он будет своим.

Вот лишь некоторые примеры из нашей практики:

  • Производственная компания доставляет свои товары в торговые сети. В процессе используются разные схемы доставки: сборная доставка, FTL (прямые машины), пулинг-доставки, маршруты. Основная цель внедрения системы — автоматизировать выбор оптимального способа доставки.
  • Производственная компания использует TMS-систему для автоматического распределения рейсов между перевозчиками в соответствии с результатами проведённого тендера.
  • Торговая сеть использует ряд перевозчиков для доставки своего товара с РЦ до магазинов. И поэтому хочет использовать TMS-систему в качестве коммуникационной площадки для назначения рейсов перевозчикам и контроля за их исполнением.
  • Логистический оператор предоставляет услуги по сборной доставке и хочет внедрить TMS-систему для оптимизации группировки товара и повышения эффективности транспортировки в регионы.
  • Производственная компания хочет сделать процесс доставки прозрачным и наладить автоматизированную аналитику.

Только после того, как руководитель подготовил полный перечень бизнес-целей проекта по внедрению и утвердил их со всеми заинтересованными лицами, можно переходить к следующему шагу — подготовке технического задания.

Как подготовить техническое задание на внедрение TMS-системы?

После того как высокоуровневые цели внедрения определены, можно привлекать профильных сотрудников и начинать готовить техническое задание. Если на предыдущем шаге мы оперировали в терминах целей, то теперь — в терминах функций системы.

Предположим, мы определили, что для компании от TMS-системы в первую очередь нужна качественная аналитика. На этапе подготовки ТЗ прорабатываем уже конкретные отчёты, которые должны войти в аналитику. Например:

  • бюджетные показатели (план vs факт);
  • уровень сервиса наших подрядчиков;
  • операционные показатели;
  • аналитика по клиентам компании (доля затрат на доставку в стоимости товара, уровень сервиса и прочие).

Также хорошо подготовленное ТЗ должно содержать и нефункциональные требования (производительность системы, отказоустойчивость, требования к хранению данных и т. д.).

На этом этапе важно убедиться, что ТЗ готовится не только руководителем, но и всеми сотрудниками, которые так или иначе будут взаимодействовать с системой в процессе работы (операционные специалисты, IT-отдел, представители склада и т. д.).

Чем больше времени вы потратите на проработку бизнес-целей и ТЗ по проекту, тем больше шансов, что получите именно то, что ищете, и проект будет успешно выполнен.

Своя разработка или готовое решение?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Но есть дополнительные вопросы, ответив на которые вы поймёте, какой из вариантов больше подходит вам.

  • Ваши бизнес-процессы уникальные на рынке (как правило, это актуально для крупных компаний или узкоспециализированных бизнесов)?
  • У вас есть своя собственная IT-компетенция (архитекторы, аналитики, техническая поддержка и т. д.)?
  • У вас есть собственная экспертиза разработки схожих решений и понимание лучших практик на этом рынке?
  • Вы готовы инвестировать значительную сумму в разработку собственного решения?

Если на большинство из этих вопросов ответ отрицательный, то лучше обратиться к профессионалам и выбрать готовое решение.

Как выбрать подрядчика для внедрения TMS-системы?

После того как у нас на руках есть чёткое понимание наших ожиданий от будущей системы, можно начинать связываться с различными компаниями на рынке, продающими TMS-системы.

На этом этапе важно составить чек-лист критериев, по которым будем сравнивать компании между собой. Этот чек-лист будет состоять из пунктов ТЗ и различных дополнительных требований. Например, мы хотим, чтобы это было облачное решение, техническая поддержка предоставлялась в режиме 24/7, подрядчик был готов гибко настраивать систему под наши запросы и т.д.

По итогам изучения предложений от каждой компании заполняем чек-лист и определяем, какое решение максимально соответствует нашим требованиям.

При выборе подрядчика важно обращать внимание не только на характеристики самого решения, но и на компанию в целом:

  • Давно ли она рынке?
  • Есть ли риски того, что она может прекратить своё существование или быть проданной на горизонте в 5 лет?
  • Соответствует ли она всем локальным регуляторным требованиям (например, закону «О персональных данных»)?
  • Кто уже работает с этой компанией на рынке, и какие отзывы о ней дают?

В следующих статьях мы расскажем о том, как можно оценить потенциальную экономию от внедрения TMS-системы и успешно выполнить проект по внедрению.

По ссылкам ниже вы найдете истории лидирующих на рынке компаний, которые уже внедрили TMS-систему и делятся своим опытом.(Johnson&Johnson, Bacardi, Ecolab/Nalco)

Если, прочитав эту статью, вы намерены внедрить TMS-систему, мы рады предложить вам наше решение. Pooling Plus — это облачная TMS-система, обеспечивающая управление доставкой на всех этапах. Работать в системе можно из любой точки мира при наличии компьютера и интернета.

Подробнее о продукте:

{ "author_name": "Ярослав Мельников", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": 1, "favorites": 0, "is_advertisement": false, "subsite_label": "unknown", "id": 290916, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Wed, 08 Sep 2021 12:39:33 +0300", "is_special": false }
0
0 комментариев
Популярные
По порядку
Читать все 0 комментариев
«М.Видео»: последний ноутбук оказался витринным образцом — на сайте это не было указано, я заплатил за него полную цену

Хочу предостеречь вас от неприятного опыта и плохих эмоций при покупке в «М.Видео» и «Эльдорадо» — данные ритейлеры любят обмануть легкомысленного покупателя. Пожалуйста, обращайте внимание на все факторы и не теряйте бдительность при покупке. Не хотелось бы мне такие удручающие фразы бросать, но реальная ситуация требует освещения.

Принцип «Всё смотрю». Часть 1

Стереотипный образ руководителя: серьёзный дядя или серьёзная тётя в костюме за большим столом принимает важные решения на совещании. Реальные руководители такое, конечно, тоже делают, но мне кажется, что довольно редко. Гораздо чаще хорошие руководители заняты непрезентабельной и весьма тяжёлой работой — они собственноручно следят за работой…

Таргет как волшебная палочка

Восхваление возможностей таргета в Инстаграм приводит к тому, что многие владельцы бизнеса уверены в его абсолютной способности быстро приводить к ним новых клиентов.

Прокрастинация: Как перестать откладывать на потом и 4 способа которые мне помогли

Каждый раз, когда я начинаю думать о сложной или неприятной задаче, я чувствую внутреннее сопротивление. Например, когда нужно практиковать английский, писать сценарий или работать над сложным проектом.

«Российский рынок акций был и остаётся одним из самых привлекательных в мире»

Виталий Исаков, директор по инвестициям УК «Открытие» («Открытие Инвестиции»).

Дефицит цифровых кадров в России и их подготовка

Весь мир переходит в цифровую среду. Пока в ежегодном глобальном рейтинге конкурентоспособности Россия занимает 43-е место, но задерживаться на нем не намерена. Для этого правительство запустило программу «Цифровая экономика РФ», которая будет поддерживать цифровую экономику в стране и подготовку необходимых кадров.

«Типографика в будущем»: дизайнер описывает, как дизайн и шрифты показывают футуризм в научной фантастике Статьи редакции

Разбирает «Валли», «Бегущего по лезвию» и другие фильмы, показывает, как создать свой шрифт «из будущего».

«Делимобиль» заставил меня заплатить 20 тысяч рублей за чужие повреждения

Грустная и захватывающая история о том, как «Делимобиль» не захотел разбираться и вынудил меня оплатить повреждения автомобиля, которые были нанесены не мною, на сумму в 18.641 рубля + аренду автомобиля в режиме ожидания на сумму 2.224 рублей.

«Spotify: История продукта». Как мы разработали алгоритмы музыкальных рекомендаций

Из онлайн-библиотеки — в сервис персонализированных рекомендаций.

Будущее наступит во вторник на OneRetailConf
Объявлены победители Finlanding
null