Оптимизация цепей поставок. Доставка в торговые сети

Тенденции последних лет существенно влияют на сферу логистики. Неудивительно, что различные изменения часто заставляют коллег из этой сферы нервничать и ломать голову. Тем более что у крупных игроков FMCG-рынка доля продаж в торговые сети уже достигает 80 %. Поэтому речь в статье пойдет об оптимизации цепей поставок при работе с торговыми сетями, касающейся перевозок автомобильным транспортом.

Давайте посмотрим только на некоторые из тенденций:

  • Средний размер поставки в торговую сеть сократился на 15 % за 2 последних года и в 2021-м составляет всего 4 паллеты.
  • Стремительный рост цен на перевозки автомобильным транспортом в 2021 году (эта тема заслуживает отдельной статьи).
  • Поставки на центральные РЦ переходят на прямые поставки в региональные РЦ (приходиться возить товар в Петрозаводск, Новосибирск, Красноярск и другие РЦ даже при небольшом заказе).
  • Дефицит деревянных паллет.

Все эти изменения не только усложняют жизнь логистам, но и увеличивают стоимость доставки до клиента. Какие способы используют компании, чтобы нивелировать стремительный рост?

Оптимизация цепей поставок для небольших заказов.

LTL-перевозки (перевозка сборных грузов)

Скорее всего, вы уже работаете с одним из перевозчиков, оказывающим услуги по доставке сборных грузов. Но в наш сервис нередко обращаются компании, впервые сталкивающиеся с такой моделью работы.

ТК собирает паллеты от разных поставщиков на своем складе и доставляет их большегрузной машиной на региональный склад. И только после этого отдельной машиной везет товар на склад вашего клиента.Часто такой подход позволяет сэкономить при отправке небольшого и среднего заказов, но у этого способа доставки есть ряд больших минусов:

  • Сроки поставок: 3 плеча, 2 промежуточных склада существенно влияют на lead time.
  • Цена и подход к ценообразованию. Тариф в стандартном LTL не фиксирован и представлен в виде сетки. Вы получите один тариф при перевозке 10 паллет и тариф существенно выше при доставке 1 паллеты.

Pooling

По своей сути пулинг — разновидность сборной доставки, но есть значительные отличия:

1. Подход к тарификации. Сервис Pooling добавил прозрачности в процесс: все грузоотправители видят, сколько паллет от других компаний поедет с ними в одной поставке. И когда набирается 25 паллет, все участники (даже при перевозке одной паллеты) получают единый сниженный (примерно на 30 %) тариф. Словом, даже при перевозке одной паллеты вы получите максимально низкий тариф, поэтому и наибольшую выгоду от пулинга извлекают компании с небольшим размером заказа.

2. За счет большого объема заказов перевозчик отправляет машину сразу на склад вашего клиента. Причем без использования промежуточных складов в регионе доставки.

Pooling зарекомендовал себя как эффективный способ нивелирования роста цен на доставку и изменений в требованиях от торговых сетей. Вы можете доставлять товар два раза в неделю и чаще, возить небольшие партии в удаленные регионы, но при этом стоимость вашей доставки существенно не увеличится.

Отправка по принципу посылок. Отправка партий меньше паллеты.

«Пришел заказ на 5 коробок», «Вес отправки — 50 кг», «Нас заставляют везти полпаллеты на тысячи километров» — мы часто слышим такие комментарии от наших пользователей. Что делать в подобной ситуации и как оптимизировать цепь поставок маленьких заказов?

Нередко компании даже с небольшим заказом вынуждены платить за доставку целой паллеты. Но уже сейчас на рынке есть предложения от перевозчиков, помогающие снизить стоимость таких заказов. Они используют паллетные борты, что помогает им тарифицировать отправки за килограммы. Вам не придется платить за целую паллету, если вы доставляете 30кг! В нашем сервисе мы собрали предложения от специальных перевозчиков, и наши пользователи могут быть уверены — они смогут выполнить доставку по оптимальной цене даже небольших заказов.

Догрузы

Это схема доставки, переживающая возрождение. Задумывались ли вы о том, сколько машин, доставляющих товар на нужный вам РЦ, проезжает недалеко от вашего склада и имеет свободное место? Уверяем вас, огромное количество. Но теперь их не надо искать «вручную» — вы можете работать с LTL и пулинг-перевозками. Система сама подскажет вам, что есть возможность доставить товар еще выгоднее — машина все равно едет на склад доставки и готова взять дополнительный заказ за небольшую сумму.

Мы берем рейсы крупных компаний, в которых загружено 30 и менее паллет, и предлагаем догрузить свой товар. Предоставляем такую возможность компаниям, которым нужно доставить товар в ту же точку и по тому же адресу, которые подходят по товарному соседству и расположены по пути следования основной машины.

Подробнее о том, почему компаниям выгодно продавать место в своих машинах, поговорим в следующей части.

Оптимизация доставок прямыми машинами. Продажа свободного места в машине

Вместе с коллегами из торговых сетей мы провели исследование, показавшее, что средняя загрузка транспорта при доставках на РЦ ритейлеров не превышает 80 %. При правильном распределении груза от поставщиков на РЦ каждая пятая машина просто не приезжала бы на распределительный центр!

Помимо экономических последствий, проблема имеет большое влияние на вопрос экологии. Миллионы тонн CO² ежегодно попадают в атмосферу из-за того, что машины перевозят воздух.

Схема с продажей места в машине строится на трех основных составляющих:

1. В Pooling должна попасть информация о рейсе, в котором есть свободное место. Для этого можно разместить заказы на своего перевозчика вручную или с помощью Еxcel, отправить через интеграцию с вашей системой или получить заказ в Pooling напрямую от торговой сети (чипинг).

2. Вы и ваш перевозчик получите предложения по догрузам от других компаний, подходящих под ваш рейс.

3. После подтверждения догруза перевозчиком вам останется только получить от него скидку за рейс — ее размер система рассчитает сама.

Экономия от догрузов в среднем достигает 11 %, при этом единственное, что требуется для ее достижения, — передавать данные о заказах в Pooling.

Проведение торгов между перевозчиками

Подход, знакомый всем. В последние годы появилось много сервисов, предлагающих автоматизировать этот процесс — быстрее и эффективнее работать со своими перевозчиками через торги, чем завязывать эту процедуру на почте.

Многие крупные компании скептически (и обоснованно) относятся к такому подходу. Они предпочитают проводить тендеры и фиксировать объемы за перевозчиками — ведь весь эффект и экономия от торгов может легко обесцениться в период дефицита транспорта и роста цен. Но в любом случае у всех периодически появляются спотовые рейсы или новые направления, на которые оперативно требуется получить ставки от перевозчиков.

Важно отметить, что продавать место в своих машинах и получать дополнительную экономию можно и при проведении торгов. Вы принимаете лучшее предложение на рейс от перевозчика и обеспечиваете дополнительную скидку за счет догруза. Так можно добиться самой выгодной цены!

В статье мы рассказали вам некоторые из способов сократить расходы на доставку в торговые сети, которыми уже пользуются более 500 компаний в сервисе Pooling. С помощью Pooling вы уже сегодня можете узнать оптимальную стоимость доставки любого вашего заказа.

0
2 комментария
Михаил Черников
Ответить
Развернуть ветку
Dauren Donato

Добрый день. Подскажите, как доставлять товары в российские торговые сети из Казахстана?

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда