Как мы делаем сервис для маркетинга в мессенджерах: второй отчет и финстрип

Пару недель назад я выложил стартовый пост о нашем новом сервисе. Пришло время второго отчета. Остановились мы на том, что 26 октября я открыл регистрацию и сделал анонс в своих социальных сетях. Что произошло за ноябрь?

Первый реальный тест

Сервис с автоворонками — достаточно сложная штука. До его использования нужно дозреть (это решение примерно на уровне «начать учиться делать таргетированную рекламу» или «использовать сквозную аналитику в своем сайте»).

Сразу после открытия регистрации к нам пришло около 20 человек, но это были просто любопытствующие, проходящие мимо.

Тот момент, когда открыл регистрацию, но очереди из пользователей не случилось

Стало понятно, что сами собой на текущем этапе клиенты не попрут =) Ок, нам нужна какая-то стратегия. Что делать-то, блин?

Несколько ребят из близкого круга достаточно давно сказали, что попробуют наш сервис. Надо сконвертировать хотя бы их!

Первые такие ребята — мы сами, сервис можно использовать для рекламы нашей биржи копирайтинга (мы же искренне верим, что эта механика крутая и выгодная). Чего нам не хватает для старта?

Нужна связь с пикселями и системами аналитики, чтобы можно было прокидывать туда конверсии. Тогда заработает автооптимизация рекламы и вот это вот все.

Сделали. Но в какой-то момент выяснилось, что наши мини-лендинги не отдают нормальных заголовков, чтобы ссылка красиво отображалась в ТГ и других системах. Оказалось, что технически мы не можем быстро исправить ситуацию. В итоге сделали Server Side Rendering для этих страниц и попутно за двое суток разобрались в кардинально новой для нас технологии.

Кто не знает, мини-лендинг — это очень простая страница, создаваемая прямо в сервисе. Это очень удобно для таргетолога: можно быстро протестировать разные предложения, разделить источники трафика и т. д.

К концу первой недели ноября все заработало, вот-вот мы начнем собирать свою тестовую коммерческую автоворонку!

Опытного таргетолога у нас нет, так что с конверсиями в итоге пришлось разбираться мне, но в понедельник вечером все заработало. Решили слить немного денег и посмотреть, как все сработает.

Программисты в это время занимались вопросами сохранения статистики на мини-лендингах и прокидыванием этой статы в подписки.

Есть сложность: мы не можем узнать, кто конкретно сконвертировался в подписчика (по каким ключам пришел, какой источник трафика), т.к. не можем разместить пиксель или счетчик внутри сообщений прямо в мессенджере.

Отсюда сложное решение: каждому визиту на мини-лендинг мы присваиваем уникальный идентификатор, прокидываем его в стартовое сообщение и таким образом связываем все вместе. К концу второй недели вся эта система заработала.

На первый реальный тест мы слили ровно 10 тысяч рублей. Настроили цель на конверсию в подписчика (клик по кнопке подписки на мини-лендинге), чтобы ИИ Фейсбука мог проявить себя в полной мере.

Всего было 157 кликов и 92 подписки (по 108 рублей за подписчика). Из них 83 активны до сих пор, то есть реальная цена подписчика — 120 рублей. Неплохо для первого прогона руками чертовски неопытного таргетолога (моими). Для реального публичного кейса результат пока маловат и жидковат.

К моему удивлению, со стороны сервиса все прошло гладко: не было больших багов, все сообщения уходили вовремя.

Первый реальный пользователь

Весь месяц мы общались с потенциальными пользователями в чате сервиса. 21 ноября один из близких ребят дозрел и начал первое реальное коммерческое использование нашего сервиса!

У него есть бизнес-хобби — клуб инвесторов. Ребята скидываются деньгами и потом совместно инвестируют в различные проекты. Механика автоворонок подошла идеально!

Потенциальные члены клуба попадают в бота и прогреваются, а реальные участники там же получают свою отдельную рассылку. В сервисе же устраивается и сбор денег для новой инвестиции.

Сейчас там уже больше сотни подписчиков, постепенно аудитория растет. К сожалению, у нас до сих пор не хватает некоторой статистики, чтобы можно было запустить мощную рекламу клуба и ускорить рост.

От первого пользователя мы получили большой вагон обратной связи. Я встал перед выбором: сделать счастливым одного этого человека или пилить сложные, двигающие вперед задачи? Решил, что мелочи нам все равно придется исправить, почему бы не сделать это раньше, чем планировалось?

Две с половиной недели мы потратили на допилку по замечаниям первого пользователя и сделали многие моменты на порядок удобнее. Дмитрий, спасибо!

Новый лендинг

Большую часть ноября мы спокойненько пилили сервис по своему плану, боролись с багами и вот это вот все. Но в конце месяца я выложил пост на vc.ru и понеслось!

Один из первых комментариев касался нашего внешнего вида. Он и правда был не очень.

Я воспринял этот совет, но думал заняться всякими красивостями уже перед проливом коммерческого трафика. Но уточнение от Андрея попало мне в самое сердечко!

В тот же день я пошел на Кворк присматривать дизайнера.

Но вечером Андрей написал мне в личку. Оказалось, у него есть студия (Югорские интернет-решения) и есть недогруженный дизайнер. Мне предложили отрисовать лендинг бесплатно (дизайнер же все равно на зарплате).

Я с радостью согласился! Лендос на мой вкус вышел отличный. Вполне возможно, что провисит он достаточно долго, я не вижу причин менять его в ближайшее время.

Было:

Стало:

Как выглядит новая морда можно посмотреть на главной сервиса.

Я терпеть не могу бесплатную работу, поэтому заслал немного денег на премию дизайнеру и бутылочку виски Андрею.

Андрей и Анна, большое спасибо, от души!

Итого, новый лендинг вместе с нашей версткой и натяжкой обошелся в 25 100 рублей.

Бизнес, стресс и путь

В комментариях к первому финстрипу меня несколько раз упрекнули: со стороны мое движение выглядит очень медленным, я расслаблен и поэтому у меня ничего не выйдет. Мол, бизнесмены так себя не ведут!

Я мог бы рассказать, что у меня еще два действующих бизнеса и есть другие дела, кроме развития сервиса. Но причина относительно медленного движения другая.

Примерно год назад я сформулировал и записал свои принципы в этом отношении.

В какой путь для своего бизнеса я верю?

  • Я не гениальный бизнесмен и у меня нет единственно верного решения. Но у меня есть много небольших идей и постоянно появляются новые.
    Другими словами, нужно как можно быстрее тестировать много разного. Это приблизит нас к большой цели. Запуск проекта WorkHard.Chat — как раз один из таких тестов. Попрет — углубимся, не попрет — придумаем что-то новое.
  • Есть китайская пословица: быстро — это медленно, но без перерывов. Это про нас. Частые небольшие шаги — наша стратегия.
    Сложные и большие проекты разбиваем на мелкие шаги и двигаемся с доступной скоростью.
  • Самое важное — суметь держать такой темп в течение 5-6 лет подряд и не сдохнуть.
    Во всей этой схеме я становлюсь слабым звеном (пока у нас микробизнес и еще какое-то время эта ситуация не изменится).

Неожиданный вывод и одна из самых важных частей плана — нужно максимально облегчить мою работу и жизнь, чтобы я мог сосредоточиться на важном и не сойти с дистанции по пути.

Для себя я разделил все на несколько областей:

  • Физическое здоровье становится критично важным. Зачем мне бизнес с капитализацией и доходом, если будет весомый шанс не дожить до результатов?
    Например, словить инфаркт или еще чего легче легкого же — постоянный стресс, все дела. Сердечные заболевания — первая причина смертности в мире в настоящий момент. А мне уже 35, и у моего отца был инфаркт в 55, у матери инсульт в 65.
  • Ментальное здоровье не менее важно, оно очень тесно переплетено с физическим. Стресс затрагивает очень многие процессы в организме.
    Мне не нужен бизнес, если к моменту достижения цели я буду в невменяемом состоянии.
    Пожалуй, управление стрессом — ключевой момент во всем этом.
  • Очень важно обеспечить себе «безбарьерную среду» для движения вперед — сформировать такие окружающие обстоятельства, чтобы они подталкивали и стимулировали двигаться быстрее, а не наоборот.

Что самое забавное, все три пункта программы безумно тесно переплетены между собой.

Именно по этим причинам мне очень важна и интересна тема снижения стресса и вообще, построение антистрессового бизнеса. Если эта тема вам интересна, обязательно отметьтесь в комментариях, я увижу это и продолжу в следующих отчетах.

North Star Metric и первые цифры

Для правильного развития любого сервиса крайне желательно завести основную метрику. И это не деньги.

Если ты во главу угла везде и всегда будешь ставить деньги, в какой-то момент ты перемонетизируешь аудиторию и потеряешь долгосрочные результаты.

У гроусхакеров эта метрика называется North Star Metric — Полярная звезда (в контексте «Путеводная звезда»).

Так вот, наша Путеводная звезда — количество отправленных через сервис сообщений. Если человек отправляет через нас много сообщений, он реально использует наш сервис и у него большая аудитория.

Вот цифры за ноябрь:

За месяц у нас 64 регистрации. На конец месяца реально используется 14 разных телеграм-ботов и 7 автоворонок.

Немного, но начало положено. Неплохо, учитывая что сервис все еще в стадии альфы, и мы не льем на него никакого трафика.

А сколько нужно сообщений, чтобы я был счастлив?

У нас есть достаточно громкий конкурент с заметным извне маркетингом. Его выручка по открытым базам составила около 30 млн за 2019 год (рост х2,5 год от года). В каком-то интервью их главный проговорился, что они отсылают до миллиона сообщений в некоторые дни. Вот и ориентир — хочу миллион в сутки (а точнее, 30 миллионов в месяц)! =)

Еще он проговорился, что у них около 2500 активных пользователей. Неясно, кого он имел в виду — платящих в моменте или всего. Если первое, то выходит, средний чек около тысячи в месяц, маловато =(

Кстати, именно по причине существования и активного развития конкурентов я не стал делать MVP. Не требуется проверять, нужен ли такой продукт рынку, за меня это уже сделали.

Достижения ноября и дальнейший план

Нам нужно достроить первую версию сервиса и запустить платный трафик. Так мы поймем, сумеем ли мы масштабироваться за счет рекламы.

Кажется, что сейчас сервис похож на прототип автомобиля: двигатель есть, колеса есть, сиденье есть и он даже едет. Но нет кузова, нет никакого комфорта, приборов, систем безопасности и прочего. Продавать такое рановато.

В прошлом выпуске были и вопросы про функционал с продвинутым анализом меня и рынка:

Верните мой 2005! Зачеркнуто. Развеем туман войны. Что нужно доделать перед проливом трафика?

  • Сделано в ноябре. Продвинутая логика автоворонок (старт для нескольких групп пользователей, исключение нескольких групп пользователей, возможность настройки повторного прохождения автоворонки и т. д.).
  • Старт рассылок и автоворонок по расписанию.
  • Сделано в ноябре. Возможность использовать основной функционал с мобильного.
  • Отправка сообщений в ВК (пока у нас только Телеграм).
  • Возможность подписки одним кликом прямо в ВК (там не все так просто, надо делать свое приложение).
  • Сделано в ноябре. Возможность отправлять картинки и файлы в переписке с пользователями, рассылках и автоворонках.
  • Кнопки в автоворонках.
  • Самая базовая статистика для пользователей. Возможно, задача разобьется на несколько версий.
  • Сделано в ноябре. Хоть какой-то дашборд на главной сервиса.
  • Вторая версия дашборда на главной сервиса, чтобы стало симпатично.
  • Сделано в ноябре с превышением планируемого качества на порядок. Симпатичный лендинг.
  • Справка.
  • Сделано в ноябре. Импорт подписчиков из других сервисов.
  • Первые статейные материалы для новичков.
  • Первая интеграция с другими сервисами по API, чтобы через нас можно было отсылать триггерные и сервисные сообщения.
  • Виджеты для внешних сайтов для подписки на бота в один клик.
  • Принудительная подписка пользователей на сообщения сервиса в ТГ. Да, мы уроним первую конверсию (от кнопки регистрации до первых кликов внутри сервиса), но вырастим все последующие. Сбором имейлов же никто не возмущается?
  • Хоть какой-то онбординг.
  • Оттестированный биллинг и подключенная оплата (можно затянуть, т. к. сразу 500 подписчиков никто не наберет).

Хочется реализовать основные пункты плана в середине января и уже во второй половине января попробовать платный трафик. Наверняка, некоторые пункты мы не успеем реализовать, в этом нет ничего страшного. Будем доделывать уже с первыми пользователями внутри.

С начала декабря у меня появилась помощница, ответственная за рутину и маркетинг в новом сервисе. Посмотрим, удастся ли нам ускориться в этом плане.

Что с деньгами?

Расходы за ноябрь:

  • программирование — 205 538 рублей;
  • маркетинг (конкретно — дизайн, верстка и натяжка лендинга) — 25 100.

Итого за ноябрь вышло 230 438 рублей расходов.

А всего за 5 месяцев потрачено 853 505 рублей.

Кажется, первая версия сервиса обойдется примерно в полтора миллиона.

Буду рад вашим вопросам в комментариях, друзья!

А еще, я веду рассылку про бизнес в формате Телеграм-бота. Пока она работает на платформе конкурентов, но как только подключим ВК и реализуем кнопки, перетащим к нам.

0
27 комментариев
Написать комментарий...
SEO без воды

Роста сервису!

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Sorokin
Автор

Большое спасибо, коллега!

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Цибизов

Раз уж меня упомянули, как первого пользователя, то могли бы и ссылку дать на бесплатного бота Клуба инвесторов, созданного на описываемом сервисе: https://t.me/dstsinvest_bot 😊

По материалам статьи подтверждаю - очень много сделали по моим личным запросам и обратной связи 🤝👍

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Sorokin
Автор

Здесь есть определенные правила публикации, поэтому без ссылок=)) Но в комментах можно, теперь порядок!

Ответить
Развернуть ветку
Александр Петрушков

Непонятно чем этот сервис отличается от десятков конкурентов на рынке, которые на нём уже многие годы и за счёт чего вы собираетесь нарабатывать базу клиентов.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Sorokin
Автор

Пока ничем. Мы в поиске своего УТП. Кажется, это дело не одного дня и даже не одного месяца.

Ответить
Развернуть ветку
Александр / Маркетолог

Ну а кто ваш клиент?) Стратегия то есть? Мб стоит начать с позиционирования на какой-то сегмент ЦА (в прошлом посте писали про интеграцию с битриксом или чем там, вот тебе утп будет). Тупо налить ppc трафика  — что-то подсказывает, что не сойдется юнит экономика.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Sorokin
Автор

Война план покажет. Пока чёткого понимания нет, есть только идеи. Будем тестировать разное.

В голове на эту тему не совсем пустота, но рассказывать пока рановато.

Механику автоворонок могут использовать очень разные люди - смм-спецы, мелкий бизнес (где владелец сам себе смм), сео-студии, интеграторы со всякими crm, ребята которые автоворонки под заказ строят, инфобизнес, арбитражники трафа, веб-магазинщики и тд.

Для всех нужно немного разное, но прямо сильных отличий нет. Посмотрим, до кого удастся проще достучаться и что будет конкретно для этой аудитории важно.

А может быть будем доходить до разной аудитории через близкие им кейсы (но тогда нужно много кейсов, но уже есть идеи где их взять). В общем, война план покажет.

Нам для операционной безубыточности нужно всего 100-150 заказчиков на начальных тарифах. Эта цель выглядит досягаемой.

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Sverlov

Любишь ты лонгриды пописать, однако! Зато будто часа три лично пообщались :)

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Sorokin
Автор

Ну если отчитываешься - отчитывайся нормально! Я так считаю =)

Мне нравится во всем наводить прозрачность. А без лонгридов хз как это сделать.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Калинин

Плюс за системность рассказа, иногда себя узнаю в (не)поступках :)
Первый пользователь да еще с проф.взглядом - это прям супер, а для чего дизайн студии мессенджинг?

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Sorokin
Автор

Дизайн-студии ни для чего =) (ну точнее там можно придумать разных механик, я же верю что мессенджеры всем нужны)

Ребята помогли с лендингом просто потому что хотели помочь интересному проекту. Оплата - это уже моя инициатива, терпеть не могу бесплатную работу.

Ответить
Развернуть ветку
Алёнка Усенко

для начала - хорошо 💕

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Sorokin
Автор

Спасибо )) посмотрим, что будет дальше) 

Ответить
Развернуть ветку
Anton Tokarev

Алексей, а ты за судьбой leloo.ai следил/следишь? Я смотрел его от лица компании, в которой работал, вроде как у них очень обширный функционал, хорошая поддержка, сеилзы и пр; На ютубе их рекламы было море, сейчас вроде не видно. Вы от них отстроились как-то в плане фичей или утп?

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Sorokin
Автор

Я слежу за ними краем глаза, за теми новостями, которые в публичном пространстве.

Кажется, основная отстройка от них очень простая. У них надо сразу оплатить 2400 евро. А у нас - можно начать бесплатно, а потом закидывать 50-100 рублей каждые сутки (биллинг будет считать каждого пользователя каждый день, так что хоть каждый день лицевой счёт пополняй).

Я не знаю, правильное ли это решение по тарифам с точки зрения владельца продукта. Но точно правильное с точки зрения максимизации конверсии. И кажется, что наше решение будет выглядеть сильно справедливее всех остальных. Везде нужно выкупать какой-то минимальный объем (например, если у тебя 700 подписчиков, все равно придётся каждый месяц платить за 1000).

А у нас - ежедневные копейки за каждого будут списываться с лицевого счета. За сегодня оплатил за 700, завтра за 710, послезавтра отписал часть и оплатил за 650.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Tokarev

Я думаю причина такой реакции на их цены в том, что ты привык работать с вебмастерами, и у тебя перед глазами автоматически появляется паттерн с личным кабинетом, куда можно закинуть баланс, после чего оттуда эти копеечки потихоньку списываются.
Наверное поэтому тут в комментах так много людей писали про ЦА - что малому бизнесу такая штука не нужна (им бы обычный таргет настроить), и что автоворонки - продвинутый инструмент для средних-больших маркетинговых отделов (не соло предпринимателям. Соло даже если это нужно - то как услуга, где за него все сделают/настроят/подключат, то есть "под ключ" (а тестировать спрос на это можно до запила своего продукта на чужом конструкторе, продавая саму услугу автоворонки под ключ).
Соответственно, там классическая история с инвойсами-бухгалтерами и пр. 
То есть - они не свои копеечки вкладывают, им (в разумных пределах) все равно, сколько стоит сервис, им надо просто платежку отправить бухгатеру и все.
В РФ наверное с этим сложнее, так как ни у кого нет денег, но в Европе/США так.

*Не пытаюсь умничать, знаю как больно читать комменты, когда уже вложил деньги в rnd, максимально хочу помочь)

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Sorokin
Автор

Большое спасибо за советы! На самом деле я примерно про это же иногда думаю. С разных сторон информация приходит и в мозгу оседает.

У меня абсолютно точно есть когнитивное искажение по тарифам (да и вообще в целом по необходимости такого сервиса для всех).

Посмотрим на первые продажи. Вполне возможно, что сделаем существенное повышение тарифов.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Sorokin
Автор

Вообще наверное стоит все свои мысли по отстройке собрать и в следующем выпуске изложить) ну или через один ))

Ответить
Развернуть ветку
Фаранг ИнДа Хаус

Помниться попадался такой сервис русский, он как бот в мессенджерах работает но может и Реал как лендинг Пейдж быть- те пиши где угодно хоть с вк хоть со страницы сайта, удобно и универсально) правда не знаю что с ними сейчас.. в любом случае удачи проекту, читать всегда интересно)

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Sorokin
Автор

Если увидишь какие-то интересные сервисы - пиши в личку ) всегда интересно посмотреть, чего конкуренты делают )

Ответить
Развернуть ветку
Nickolay Vilkov

Алексей, такой сервис запилить дорогого стоит, удачи!

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Sorokin
Автор

Спасибо! Мы будем стараться не разочаровать )

Ответить
Развернуть ветку
Павел Прайс

Алексей привет, всегда очень полезно и интересно тебя читать, хочется узнать про работу без стрессов больше, продолжай писать об этом дальше. 

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Sorokin
Автор

Принято, спасибо! 

Ответить
Развернуть ветку
W R

Вам однозначно нужно упаковать это в услугу под ключ. Самостоятельная настройка для 90% малого бизнеса - непосильная задача

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Sorokin
Автор

Нее, это мимо нас. Это чужой бизнес, мне не интересный. Я вообще индивидуальный сервис очень не люблю.

Но вот подружиться с теми, кто такие услуги оказывает + сделать для них хорошие партнерские условия - это есть в плане. Спасибо за совет! Еще раз убедился что мой план не безнадежен =)

Ответить
Развернуть ветку
24 комментария
Раскрывать всегда