{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Использование музыки в общественных местах

Photo by Adrian Korte on Unsplash​

Фоновая музыка является неотъемлемой частью любого общественного места, и не только способствует созданию настроения посетителей, но также влияет на покупательскую способность, темп совершения покупок и иные действия посетителей.

Разберемся, как законно включать музыку в вашем заведении.

В первую очередь, следует отметить, что воспроизведение музыки в общественном месте является публичным исполнением (пп. 6 п. 2 ст. 1270 ГК РФ).

Главным признаком публичного исполнения является исполнение в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи. То есть, любое исполнение музыки (вживую или с помощью технических средств, в т.ч. через радио, телевидение) в месте, где присутствуют лица, не относящиеся к ближайшим членам вашей семьи, является публичным.

Наиболее известные сервисы, такие как Apple Music, Youtube, Yandex.music, Вконтакте и иные подобные сервисы с возможностью воспроизведения музыки представляют собой B2C (бизнес для потребителя) сервисы, что исключает использование музыки в общественном месте. Используя данные сервисы, вы по факту платите за лицензию и покупаете право воспроизведения музыки, но в полном объеме права на аудио файл сохраняются за правообладателем. Такие подписки (лицензии) не допускают коммерческое использование музыки, т.е. покупка подписки на Apple Music или иной сервис не позволяет вам воспроизводить музыку в общественном месте.

Таким образом, если музыкальное произведение проигрывается в общественном месте, пользователю (лицо, которое проигрывает музыку – владелец заведения) требуется либо прямое согласие правообладателя каждой композиции на такое использование, либо осуществление выплат в организации по коллективному управлению авторскими и смежными правами.

В России такими организациями являются Российское авторское общество (РАО) и Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС).

Данные организации осуществляют сбор вознаграждения за исполнение музыки в пользу правообладателей вне зависимости от наличия договора между РАО/ВОИС и правообладателем.

При этом пользователь должен производить отчисления как в РАО – за использование авторских прав на музыкальное произведение (т.е. за создание самой песни), так и в ВОИС — за использование права на исполнение (т.е. за создание фонограммы). Для этого пользователь заключает лицензионные договоры с РАО, ВОИС соответственно и платит ежемесячные взносы в зависимости от типа помещения, его площади и иных характеристик. Наиболее большое количество музыкальный треков собрано в библиотеке РАО и ВОИС, в первую очередь данные организации контролируют использование наиболее популярной музыки. Проверить наличие определенной композиции в библиотеке можно на сайтах организаций. Ставки для РАО можно посмотреть здесь, для ВОИС – здесь.

А что, если заключить договор напрямую с правообладателем, надо ли в этом случае делать ежемесячные отчисления в пользу РАО/ВОИС?

В соответствии со п.2 ст.1243 ГК РФ, если лицензионный договор с пользователем заключает непосредственно правообладатель, то отчисления в пользу РАО/ВОИС осуществляются только при условии, что это прямо указано в данном лицензионном договоре. Таким образом, необходимость перечисления вознаграждения в указанные организации возникает только, если правообладатель в лицензионном договоре прямо указывает РАО/ВОИС в качестве своих представителей по сбору вознаграждения.

Минус данного способа заключается в том, что пользователю придется заключить договор с каждым правообладателем по каждой из композиций либо заключить договор с одним композитором, который напишет весь трек-лист для вашего заведения.

На сегодняшний день на рынке существует ряд медиа-компаний, которые имеют прямые договоры с лейблами и исполнителями, что позволяет им предоставлять довольно обширную музыкальную библиотеку пользователям и оказывать сопутствующие услуги, начиная от составления плейлистов до оказания юридической помощи в случае проверок РАО/ВОИС. В этом случае вам также придется заключить лицензионный договор с такой медиа-компаний и выплачивать вознаграждение, однако, зачастую размер вознаграждений оказывается значительно меньше, чем установленные ставки РАО/ВОИС. Минус данного способа заключается в том, что такие таких медиа-компаний обычно не содержат наиболее популярные треки, которые находятся в топе стриминговых сервисов или транслируются по радио и телевидению.

В каких случаях музыку в общественном месте можно использовать свободно, без заключения каких-либо договоров?

1) Музыкальное произведение является результатом народного творчества либо перешло в общественное достояние:

- фольклорные композиции;

- произведения с истекшим сроком охраны (жизнь автора +70 лет).

Важно иметь в виду, что если срок охраны истекает для авторских прав на произведение, смежные права могут продолжать действовать (например, запись романса в исполнении конкретного лица/запись концерта Моцарта определенным симфоническим оркестром). Срок действия смежных прав – срок жизни исполнителя, но не меньше 50 лет с 1 января года опубликования исполнения, поэтому необходимо уточнить, кто исполняет произведение и дату создания записи (фонограммы).

2) Публичное исполнение правомерно опубликованного музыкального произведения во время официальной или религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправданном характером такой церемонии (ст. 1277 ГК РФ).

3) Использование музыкального произведения, в отношении которого правообладателем было сделано публичное заявление о возможности безвозмездно использовать произведение на определенных условиях и в течение определенного срока. Такое заявление делается путем внесения произведения в специальный реестр свободных произведений Министерства культуры РФ (на данный момент на сайте такой реестр отсутствует) (п.5 ст. 1233 ГК РФ).

Какая ответственность может быть за воспроизведение музыки без договора?

Административно-правовая: от 10 000 рублей до 20 000 рублей (для ИП); от 30 000 рублей до 40 000 рублей (для юридических лиц).

Гражданско-правовая: от 10 000 рублей до 5 000 000 рублей либо двукратная стоимость контрафактных экземпляров/двукратная стоимость лицензии на композицию.

Наступление административно-правовой ответственности не исключает возникновение гражданско-правовой.

Как фиксируется факт нарушения.

С помощью аудио и видеозаписи процесса проигрывания конкретной композиции в заведении представителем правообладателя либо сотрудником РАО/ВОИС. Интересно, что в качестве доказательства нарушения прав на конкретную композицию, истцы долгое время в суде представляли данные из программы Shazam. Однако, в пользовательском соглашении данной программы прямо указано, что она не дает никаких гарантий при использовании программы для установления тождества композиции либо для мониторинга использования композиции, поскольку в основе программы лежат алгоритмы, определяющие ритмическое и интервальное сходство композиций, но не идентифицирующие конкретного исполнителя. На сегодняшний день, суды требуют привлечения эксперта для определения тождества оригинала музыкального произведения и звука на видео.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда