{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Как приручить «черного лебедя»: чему можно научиться у прошедшего коронакризис китайского бизнеса

На прошлой неделе в рамках нетворкинг-платформы Digital Leader мы провели митап с экспертом в области онлайн-торговли Марком Завадским. Он рассказал, как Китай восстанавливает экономику после COVID-19, и поделился своими мыслями о пандемии в целом. У него большой опыт работы не только в сфере e-commerce, но и с китайским бизнесом. С 2014 по 2018 он отвечал за развитие бизнеса AliExpress/Alibaba в России, до середины 2019 был вице-президентом по развитию экосистемы Сбербанка. Сейчас он совмещает должности председателя консультационного совета маркетплейса Goods.ru и управляющего директора Группы компаний Рики, в портфель которой входят такие анимационные бренды, как «Смешарики» и «Фиксики», а также партнера по России клуба ChinaHow. О том, чему российскому бизнесу сегодня стоит поучиться у прошедших кризис китайских предпринимателей и как выйти из него победителем, эксперт рассказал комьюнити-менеджеру Digital Leader Алексею Сидорину.

Полная запись на FB:

Самое интересное:

Алексей Сидорин: Марк, что сейчас с экономикой в Китае? Можно ли сказать, что они победили коронавирус?

Марк Завадский: Можно точно сказать, что в Китае закончилась первая фаза коронавируса. Фабрики и заводы начали работать, открылись рестораны, туристические места, образовательные учреждения. Сейчас Китай, в том числе и Ухань, с которого все началось, возвращаются к нормальной жизни. Конечно, меры безопасности сохраняются. Например, приезжающие из других регионов китайцы должны сидеть на карантине, правила уточняются и меняются каждый день. Можно сказать, что Китай осторожно выходит из кризиса. Все еще закрыты границы для иностранцев, да и внутри страны власти периодически закрывают тот или иной город, регион, где обнаруживают новый инфекционный кластер.

— Надолго Китай закрыл границы? Мы пойдем по такому же пути?

— Думаю, что да. Туризм и путешествия – последняя сфера, которая начнет восстанавливаться. Потому что как только ты открываешь границы, ты перестаешь контролировать ситуацию. Автоматически повышаются риски всплеска новых заражений. Особенно, если учесть, что у многих эта болезнь проходит бессимптомно. Мне кажется, что мы пойдем по тому же пути, чтобы остановить распространение вируса. Нам нужно свыкнуться с мыслью, что какое-то время придется пожить без поездок за границу. Внутри страны теперь есть намного больше возможностей по дифференциации политики на уровне города или региона, думаю, что большинство новых мер будет применяться на региональном, а не на федеральном уровне.

— Как в Китае пережили вирус? Был ли рост числа увольнений?

— В Китае не было массовых увольнений в «белом» секторе экономики. Там очень жесткий трудовой кодекс, который не позволяет легко и безболезненно увольнять сотрудников, как, например, в США. Китай успел справиться с вирусом за довольно небольшой срок, а на антикризисные меры были выделены значительные средства. При этом на господдержку там могли претендовать только лучшие и наиболее важные для экономики компании. Если же частный бизнес перестал быть устойчивым, то они дают компании разориться. Только за первые два месяца этого года на банкротство подали около 250 тысяч китайских компаний, в основном средний и малый бизнес.

— Какие инструменты, процессы или культурные особенности компаний позволили им с наименьшими потерями пройти режим изоляции и возобновить свои бизнес-процессы?

— Во-первых, это гибкий, предпринимательский подход, свойственный большинству успешных компаний в КНР. Способность быстро перестраивать бизнес и находить новые направления. Одна из крупнейших китайских автомобильных компаний BYD, например, в кратчайшие сроки запустила производство медицинских масок. Службы доставки еды начали доставлять сотовые телефоны.

Во-вторых, относительная дисциплинированность китайских сотрудников, изначально широкая география большинства крупных китайских компаний и привычка к работе в рабочих группах дистанционно.

Кроме того, компании, которые к моменту начала пандемии были более цифровизированы, легче прошли этот процесс. Если у тебя налажены и оцифрованы внутренние процессы, то ты можешь достаточно быстро сворачивать и разворачивать работу по мере необходимости. Поэтому на ИТ- проектах сейчас экономить нельзя.

Проще всего пройти этот период будет компаниям с более устойчивой финансовой моделью. Важно пережить эти пару месяцев, чтобы потом вернуться к работе в полную силу. Для этого нужны резервы. Но COVID-19 — классический «черный лебедь», подготовиться к нему было нельзя, и точно также нельзя винить себя в том, что твой бизнес оказался в индустрии, наиболее подверженной кризису сейчас.

— Какие инструменты и практики наши компании могут запустить, чтобы в будущем быстрее адаптироваться к «черным лебедям», к этим неожиданным изменениям, которые будут влиять на бизнес?

— Нужно вкладываться в людей, в корпоративную культуру. Последняя должна быть достаточно гибка к изменениям. Сегодня одно из главных качеств устойчивых компаний – это скорость разработки и запуска новых продуктов.

Текущий кризис очень сильно ускорил многие процессы. Я знаю одну компанию, которая год пыталась запустить онлайн-бизнес. И в итоге она сделала это спустя два дня после объявления самоизоляции. Это произошло потому, что ранее эта задача была второстепенной, до нее все никак не доходили руки, а сейчас она была быстро решена, так как стала актуальной из-за пандемии.

Компаниям надо проанализировать свой опыт работы в кризисных ситуациях и взять все самые лучшие практики, чтобы использовать их потом. Это позволит быстрее адаптироваться к изменениям. Скорость реагирования на новые вызовы – то, что отличает успешные компании в стремительно меняющемся мире.

— Что еще полезного из опыта Китая мы можем перенять?

— Это история про цифровой профиль здоровья. Сегодня в Китае он есть у каждого жителя страны. Государству он дает совершенно иной уровень мониторинга и контроля над ситуацией. Эта система позволяет тебе оценить степень безопасности твоего окружения и вместе с тем присваивает и тебе такой индекс. Например, если ты оказался в одно время в одном магазине с больным коронавирусом, то она оповестит тебя. Это также скажется и на твоем рейтинге.

В целом твое здоровье перестает быть твоим частным делом. Думаю, этот тренд сохранится в ближайшее время. Ведь даже если эта волна вируса пройдет быстро, то никто не гарантирует, что не наступит вторая или возникнет еще какой-то кризис.

Поэтому государство будет заинтересовано, чтобы сохранить инфраструктуру на случай, если ситуация повторится. Быстрая реакция в этих условиях может значительно помочь экономике.

В России тоже есть попытки сделать подобные приложения по контролю за здоровьем населения. Разумеется, мы находимся на другом уровне по сравнению с Китаем, но мы будем идти по их пути накопления знаний о здоровье населения со стороны государства под флагом борьбы с вирусами.

— А может в крупных компаниях появиться какая-то специальная должность — человек, который отвечает за работу в кризисных ситуациях? Сегодня многие говорят, что будут повторные вспышки вируса, к ним надо готовиться.

— Глобально этими задачами должен заниматься уже существующий в большинстве компаний директор по цифровой трансформации. При этом цифровая трансформация – это горизонталь, которая взаимодействует со всеми отделами в компании, чтобы обеспечить этот процесс. Думаю, что в будущем быстрота перехода на удаленку, скорость реакции и вывода новых сервисов станут одними из ключевых показателей эффективности для людей, занимающих эту должность.

Многие компании пересмотрят форматы своей работы. Я уверен, что часть функций останется на удаленке даже после возвращения к привычному ритму работы. Компании поймут, что это не только позволит сэкономить им деньги на офисе, но и даст работать гораздо эффективнее.

— Каким сферам даст дополнительный толчок пандемия и за счет чего?

— Это все, что связано с дистанционным опытом, с его интеграцией с физическим опытом, когда это будет возможно. Медицина, а особенно телемедицина и диагностика, будет активно развиваться.

Электронная коммерция, в особенности в сфере FMCG, также будет улучшать свои сервисы, так как останется востребованной и после пандемии. Очень многие люди оценят преимущества покупок онлайн и доставки домой и уже не вернутся в обычные магазины.

— А если говорить об использовании технологий для новых решений во время пандемии? Например, о таких решениях, как доставка дронами? Это было бы востребовано сейчас, но за месяц, конечно, никто не успеет запустить такой сервис. Стоит ли развивать это сегодня?

— Стоит оценить, если это будет эффективнее и выгоднее, чем доставка с помощью курьеров, то такие продукты нужно развивать. Сейчас это кажется более дорогим решением. Тем более, что для запуска такого сервиса в масштабах большого города нужны инвестиции. Если режим самоизоляции продлится, то инвесторы в такие проекты найдутся. Если нет – то технология будет развиваться, но достаточно медленно до тех пор, пока ее внедрение не станет экономически выгодным в значительном масштабе.

Компаниям необходимо спрогнозировать то будущее, которое наступит после выхода из самоизоляции, проанализировать, какие продукты могут быть востребованы, в чем заключается конкурентное преимущество их решений в новых условиях.

— В завершение нашего разговора, какую рекомендацию о том, как использовать сложившуюся ситуацию с пользой, вы могли бы дать?

— Тут все очень индивидуально. Кризис застал нас врасплох и во многом заморозил статус-кво в личном и в рабочем плане. Кому-то нужно спасать бизнес и искать новые ниши, кто-то не может справиться с потоком заказов. Люди заперты в своих квартирах. Мы проводим с домашними сейчас за неделю столько времени, сколько не проводили раньше за месяц или даже за полгода. Я бы использовал это время для того, чтобы понять максимум про себя и близких, чтобы из кризиса мы все вышли лучшими версиями себя. И как люди, и как компании.

— Марк, спасибо за интервью. В заключение хотелось бы сказать, что всего за несколько недель мы увидели, как новые реалии смогли изменить привычный нам уклад жизни, и, казалось бы, устойчивые бизнес-процессы. О том, как пандемия повлияет на офисы, спортивные объекты и общественные пространства мы поговорим на следующем онлайн-митапе Digital Leader. Своим мнением поделятся представители Strelka Architects, «Азбуки вкуса», архитектурного бюро Citizenstudio, ИТ-компании КРОК, APС by Schneider Electric, а также ДИТ «УК Динамо» и проекта «ВТБ Арена». Трансляция пройдет 21 мая в 16:00, подробнее на digitalleader.org. Все желающие смогут задать экспертам вопросы и поучаствовать в обсуждении.

0
3 комментария
Любовь Трунина

Здорово получилось! 

Ответить
Развернуть ветку
AdAurum 79

Тезис про невозвращение в оффлайн-магазины педалируется много где, но он весьма сомнителен. Нет никаких данных, которые бы это подтверждали, а многие аргументы можно привести и в обратную сторону. Как такой процесс может произойти в электронике, в принципе, понятно, но почему интервьюируемый говорит про FMCG...

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Сидорин
Автор

Ну как я понимаю это, главным образом изоляция людей стала мощным толчком для изменения культуры разных жизненных процессов. И если электронику, ценой долгих лет, удобных сервисов и логистики, общество уже в основном покупает в интернете, то FMCG - было еще за культурной чертой. Ну кто-то попробовал утконос, яндекс лавку и тд, но как-то приятнее и ближе был привычный формат - в магазине, выбирать, смотреть свежесть итд. То сейчас очень большому количеству людей, пришлось этот попробовать, 1-2-3-4-5 раз, много раз. И возможно, это привело к принятию этого подхода и его ценности (читай преодолению этого культурного барьера). И теперь многие не будут тратить пол дня на поездку Ашан, а просто будут иметь избранный список покупок онлайн. И да, никто не бросит оффлайн магазины полностью, но значительный поток перейдет онлайн. + онлайн-ритейлеры получили возможность за счет такого объема и ответственности кардинально улучшить свои процессы, а оффлайн ритейлеры - создать их на уровне.

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда