Законно ли привлечение к административной ответственности за нарушение режима самоизоляции?
Рассмотрю этот вопрос на примере Распоряжения Правительства Челябинской области от 18.03.2020 г. № 146-рп "О введении режима повышенной готовности" (с дальнейшими изменениями).
Итак, решил подробнее разобраться в хитросплетениях законодательной инициативы властей Челябинской области. Думаю, что и в других субъектах подобная ситуация, но сегодня разберем подробнее документы, которые изданы здесь. Тем более, что я здесь нахожусь по работе и мне, возможно, придется как-то разумно объяснять полиции правовые основания своего нахождения на улице, как бы глупо это не звучало.
Начнем.
В связи с распространением коронавирусной инфекции правительство Челябинской области издало Распоряжение от 18.03.2020 г. № 146-рп "О введении режима повышенной готовности" (с дальнейшими изменениями). Главным дискуссионным вопросом в этом распоряжении является ограничение конституционного права граждан на передвижение.
Реализуя указанные в распоряжении запреты и ограничения органы исполнительной власти массово задерживают гуляющих и составляют протоколы об административных правонарушения по статье 20.6.1 (невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения ЧС).
В частности об одном из случаев рассказано здесь https://74.ru/text/gorod/69096415/
А теперь проявим немного терпения для прочтения и понимания юридических текстов.
Так, согласно части 2 пункта 3 статьи 8 Устава (Основной Закон) Челябинской области (в действующей редакции на 19.04.2020), высшим исполнительным органом области является Правительство Челябинской области (далее - Правительство области).
Пунктом 4 статьи 48 Устава установлено, что полномочия и порядок деятельности Правительства области определяются законом области.Такой закон называется "О Правительстве Челябинской области" от 17 декабря 2001 года N 57-ЗО и в настоящее время действует в редакции с изменениями на 30 декабря 2019 года.
В статье 24 закона "О правительстве Челябинской области" указано следующее:
- Решения Правительства области, имеющие наиболее важное значение или нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства области, принимаемых Правительством области на своих заседаниях.
- Решения Правительства области по оперативным и текущим вопросам, находящимся в компетенции Правительства области и не имеющим нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства области.
Здесь остановимся, прочитаем два предыдущих абзаца снова и особо обратим внимание на определение понятий "постановление" и "распоряжение". Им законодатель дал четкие формулировки.
Прочитали еще раз? Идем дальше.
В Челябинской области так же принят Закон N 87-ЗО "О нормативных правовых актах Челябинской области". В Пункте 1 Закона N 87-ЗО установлено, что нормативный правовой акт Челябинской области - письменный официальный документ, принятый в определенной форме на референдуме Челябинской области или уполномоченным органом государственной власти Челябинской области, или Губернатором Челябинской области в пределах их компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм;
Законодательного закрепления понятия "правовая норма" нет, но любой юрист из теории права знает, что Норма права - это общеобязательное правило поведения, исходящее от государства, закрепленное в определенной форме, регулирующее общественные отношения, распространяющаяся на неопределенный круг лиц и обеспеченное к выполнению мерами государственного принуждения.
Таким образом, Распоряжение Правительства Челябинской области от 18.03.2020 г. № 146-рп "О введении режима повышенной готовности" является решением по оперативным и текущим вопросам, не имеющим нормативного характера и оно не устанавливает каких либо правовых норм, которые могут быть обеспечены к выполнению мерами государственного принуждения.
Так же следует учесть, что в соответствии с тем же Законом N 87-ЗО "О нормативных правовых актах Челябинской области", ...Законы области и иные нормативные правовые акты области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования (статья 15 Закона).
Учитывая изложенное, считаю, что положения Распоряжения Правительства Челябинской области от 18.03.2020 г. № 146-рп "О введении режима повышенной готовности" не могут быть использованы в качестве оснований для привлечения к какой-либо ответственности граждан и юридических лиц, нарушающих "режим самоизоляции", даже после истечения десяти дней с момента официального опубликования данного распоряжения.
А каким решением в вашем регионе установлены ограничения передвижения граждан?