Разбираемся, почему квизы в России переживают вторую волну популярности?
10 лет назад в нашей стране началась лихорадка квизов. Новый вид досуга захватил умы активной части населения. Новые квизы появлялись каждый месяц, неделю, день. Развлечение превратилось в многомиллионный бизнес, а самые сильные компании выросли в крупные международные корпорации с представительствами в более чем 15 странах. Пандемия сильно прорядила эту нишу, выжили сильнейшие. Но сейчас мир квизов снова на волне дикой популярности.
Давайте для начала разберёмся, почему квизы еще тогда, в начале десятых, столь стремительно ворвались в нашу жизнь и покорили ваши сердца и умы?
Встречи с друзьями стали еще интереснее - вы могли собраться вместе в уютном заведении и в течении двух часов под еду и напитки отвечать на интересные вопросы, соревнуясь с другими командами. Азарт борьбы, крутая атмосфера, хороший ведущий, фотограф, музыка, нестандартная подача вопросов сделали квизы супер-хитом в сфере доступного досуга.
По своей сути квизы - это барная версия телепередачи "Что? Где? Когда?" (далее - ЧГК). Спортивный ЧГК был популярен в нашей стране уже очень давно: в городах были свои федерации, лиги, чемпионаты, отборочные турниры и международные соревнования. Вот эта публика и составила первый костяк игроков в квизы. Алгоритм был один: собери команду, приди на игру, ответь на наибольшее количество вопросов, победи. Но в квизах поменялась суть, формат, атмосфера.
Теперь игра проходила в классном заведении, где можно было заказать бокал пенного, призёры получали шампанское и подарки от спонсоров, на игре был фотограф, и через пару дней можно было найти свои яркие снимки в пылу игры, а всем этим действом руководил яркий и харизматичный ведущий. Благодаря этому аудитория квизов стала расти, и к ней уже присоединялись не только бывшие участники спортивного ЧГК - люди без опыта интеллектуальных игр тоже могли сыграть и получить эмоции от игры. Эмоции оказались позитивными, и народ начал на квизы подсаживаться.
Квизы точечно стали появляться в России еще в конце нулевых, но масштабно проекты стали развиваться в 2012-2014 годах и дальше до 2020 года их число постепенно росло.
Дурной пример заразителен, как и положительный
Стоило одному проекту начать показывать успех на федеральном уровне - за ним потянулись и другие. Одним из первых квизов, кто заявил о себе на всю страну, была "Мозгобойня". В первые годы новые точки у ребят запускались практически каждую неделю. Более 100 городов по франшизе с партнерами даже за пределами России всего за пару лет после запуска - это действительно мощно.
Естественно, у "Мозгобойни" стали появляться последователи, которые брали главную идею, немного меняли структуру самой игры внутри и запускали свой квиз и франшизу. "Квиз, Плиз", "Эйнштейн Party", "Лига Индиго", "Игра головой" и "60 секунд", "Шейкер", "ReQuizit", "Wow Quiz" - этот список можно продолжать до бесконечности. Всё это довольно однотипные проекты, которые являются барной викториной на базе ЧГК.
Тем не менее, у каждого из этих проектов в разных городах были и есть свои поклонники, и все эти проекты имели свой успех распространения по франшизе. Самыми крупными были и остаются "Мозгобойня" - сейчас это уже компания "Руда Геймс", куда кроме квиза "Мозгобойня" входит еще целый ряд разнообразных проектов.
К концу десятых квизы вышли на своё плато в развитии и расширении географии. Бум спроса и продажи франшизы был позади - теперь компании, которые нарастили свои мощности до десятков, а некоторые даже до сотен городов сконцентрировались на создании контента, улучшении визуала, придумывании новых форматов игры, разработке тематических игр.
Однако с приходом ковида сфера квизов оказалась одной из наиболее пострадавших. Закрытие кафе и ресторанов, где обычно игры и проходили, плюс ограничения на возможность организации культурно-массовых мероприятий поставили данную сферу деятельности на колени.
Франчайзинговые сетки даже самых крупных проектов теряли партнёров пачками. Мы с квизом "Держи Пять!" в марте 2020 года были представлены в 54 городах и 4 странах, а к концу того же года в проекте осталось 23 города в 2 странах.
Пережить пандемию помог онлайн-формат игр. Те проекты, которые быстро сумели перестроиться на проведение игр в сети, смогли успешно пройти непростые времена распространения коронавируса.
Мы еще до пандемии обсуждали проект онлайн-квизов и поэтому провели свою первую игру еще в марте 2020 года. Самым неожиданным и приятным было то, что с онлайн-играми пришли заказы на онлайн-корпоративы. Это оказалось непаханое денежное поле. Даже когда коронавирус отступил, мы продолжили выполнять заказы на проведение онлайн-игр для компаний, чьи сотрудники разбросаны по всей стране или даже миру.
Последние полгода мы с командой наблюдаем резкий новый скачок интереса к квизам. Что тому виной? Мне видится целый ряд факторов.
Сначала приведу вам реальные цифры на примере моего родного города, где и находится управляющая компания квизов "Держи Пять!" и "Квиз На Бис" - на примере Калининграда. Брать свой город для сравнительного анализа довольно удобно, т.к. у нас средняя численность населения - чуть менее полумиллиона человек по официальной статистике. При этом плотность квизов одна из самых высоких.
Итак, если осенью 2022 года в нашем городе было 6 квизов, то уже весной 2023 года их стало 10. Увеличилось и количество игр в месяц. Полгода назад проводилось порядка 35-40 игр в месяц на все проекты, а сейчас это 70+ игр в месяц. То есть каждый день в городе-полумиллионнике проходит 2-3 игры, а порой и больше.
Самое интересное, что с ростом проектов не упала посещаемость на играх, она у некоторых проектов даже стала расти. Так, например, мы на одну из игр "Держи Пять!" в марте 2023 года собрали 33 команды. (Наш рекорд - это 34 команды в 2019 году).
Важно отметить, что появление новых проектов, рост числа игр в городе - это стандартная ситуация для всех городов России и ближнего зарубежья. Мы с командой анализируем ситуацию ежемесячно по нашей франчайзинговой сетке. Кроме того, при запуске нового города (сейчас у нас в месяц в среднем стартует по 4 новых точки), мы проводим углубленный анализ рынка квизов в том городе, где запускается партнер. Рост наблюдается везде, в том числе и в Казахстане, и в Беларуси.
Что же стало этим стимулом, отправной точкой для роста популярности квизов?
Во-первых, я считаю, что имеет место быть отложенный спрос. Причем и клиентский, и предпринимательский. Давайте поясню.
За период пандемии народ соскучился по беззаботным развлечениям в компании веселых людей. Напомню, что еще осень 2021 года вводились практически по всей стране ограничения на организацию культурно-массовых мероприятий.
Сразу же после полного "расставания" с коронавирусной инфекцией у нас в стране началась СВО. Несколько месяцев мы все привыкали и приспосабливались к тому, как меняется мир. Было не до массовых развлечений.
Но с течением времени жители нашей страны привыкли к внешнеполитической ситуации. Тот факт, что в приграничном Белгороде квизы проходят почти каждый день, свидетельствует как раз об этом.
Квизы превратились в отдушину, в островок позитива и эмоциональную подзарядку.
Кроме самих участников, соскучились по работе и сами квизы и команды, их организующие. За эти пару лет был накоплен опыт, придуманы новые форматы, написаны игры - все это ждало нужного момента для запуска, и вот этот момент настал. Квизы снова стали появляться, как грибы после дождя.
Вторым фактором роста популярности квизов можно считать частичное закрытие кинотеатров в стране и значительное сокращение интересных фильмов, на которые действительно хочется сходить. Ушли из проката все крупные иностранные компании. Точечно и полуподпольно можно встретить показы мировых блокбастеров, но в основном в кино представлен отечественный контент. Да, среди этих фильмов есть увлекательные и качественные ленты, но их объективно мало.
При этом потребительский спрос в недорогом досуге у населения остался. Непотраченные в кинотеатре 400 рублей на билет перешли на участие в квизе, а за 500 рублей вместо попкорна с колой можно съесть горячее блюдо в кафе во время игры.
Ну, и в-третьих, можно заметить, что за уже более чем 10 лет активного распространения квизов в России и ближнем зарубежье критическая масса людей, которые знают, что такое квиз, становится все больше и больше. Кстати, годы пандемии здесь тоже можно отметить в плюс к развитию квизов, несмотря на все сложности с организацией оффлайн-мероприятий. Ведь онлайн-формат позволил сыграть в квизы даже тем, кто про них никогда не слышал, никак не мог дойти, стеснялся выглядеть глупо на играх, не зная правильный ответ. Многие из вышеперечисленных наконец сыграли, им понравилось, и в последствии они продолжили ходить и дальше, но уже в формате оффлайн.
Лично я, как автор и организатор нескольких квизов, вижу большую перспективу. Мне нравится то, чем занимается моя команда и большинство коллег по цеху. Мы не просто занимаемся бизнесом, мы несем в массы позитив, интересный досуг, развлекаем и отвлекаем от повседневных, негативных мыслей участников наших игр.
Для меня квизы - это социально важный вид досуга, который объединяет вместе людей, сплачивает трудовые коллективы, открывает для семей новые виды отдыха.
Буду рад вашим комментариям, дорогие друзья и коллеги, особенно если вы играете или даже организовываете квизы. Если же вы впервые слышите про такой вид развлечений, то срочно ищите у себя в городе квизы и идите играть. Уверен - вам понравится!
Очень познавательная статья! Спасибо большое! Узнала много нового!
недавно был на квизе в котором участвовало около сотни команд, человек 500, вот это была жесть
Ого! Вот это мощь! А в каком городе?
Саратов
А какой квиз? И это было промо бесплатное мероприятие или обычный квиз для Саратова?))
Квиз, Плиз
я был раза 3, два раза были обычные, команд по 30-40
а вот один раз попал на такой, и тоже за 400р, не бесплатный
причем проводили 2 подряд(за отдельные деньги конечно) и мы и на второй остались(18+), на нем было чуть меньше людей, но не намного
Руда геймс это конечно не Мозгобойня. Это аферисты, которые увели торговый знак у основателей, подделав подписи. Скоро суд закончится и вся правда выйдет наружу. 👍
Артур, спасибо за информацию. Но статья не про какой-то отдельный проект и даже не про мой собственный квиз, а про квизы в целом.