{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Разбираемся, почему квизы в России переживают вторую волну популярности?

10 лет назад в нашей стране началась лихорадка квизов. Новый вид досуга захватил умы активной части населения. Новые квизы появлялись каждый месяц, неделю, день. Развлечение превратилось в многомиллионный бизнес, а самые сильные компании выросли в крупные международные корпорации с представительствами в более чем 15 странах. Пандемия сильно прорядила эту нишу, выжили сильнейшие. Но сейчас мир квизов снова на волне дикой популярности.

Давайте для начала разберёмся, почему квизы еще тогда, в начале десятых, столь стремительно ворвались в нашу жизнь и покорили ваши сердца и умы?

Встречи с друзьями стали еще интереснее - вы могли собраться вместе в уютном заведении и в течении двух часов под еду и напитки отвечать на интересные вопросы, соревнуясь с другими командами. Азарт борьбы, крутая атмосфера, хороший ведущий, фотограф, музыка, нестандартная подача вопросов сделали квизы супер-хитом в сфере доступного досуга.

Масса эмоций по цене билета в кино.

По своей сути квизы - это барная версия телепередачи "Что? Где? Когда?" (далее - ЧГК). Спортивный ЧГК был популярен в нашей стране уже очень давно: в городах были свои федерации, лиги, чемпионаты, отборочные турниры и международные соревнования. Вот эта публика и составила первый костяк игроков в квизы. Алгоритм был один: собери команду, приди на игру, ответь на наибольшее количество вопросов, победи. Но в квизах поменялась суть, формат, атмосфера.

Теперь игра проходила в классном заведении, где можно было заказать бокал пенного, призёры получали шампанское и подарки от спонсоров, на игре был фотограф, и через пару дней можно было найти свои яркие снимки в пылу игры, а всем этим действом руководил яркий и харизматичный ведущий. Благодаря этому аудитория квизов стала расти, и к ней уже присоединялись не только бывшие участники спортивного ЧГК - люди без опыта интеллектуальных игр тоже могли сыграть и получить эмоции от игры. Эмоции оказались позитивными, и народ начал на квизы подсаживаться.

Квизы точечно стали появляться в России еще в конце нулевых, но масштабно проекты стали развиваться в 2012-2014 годах и дальше до 2020 года их число постепенно росло.

Дурной пример заразителен, как и положительный

Стоило одному проекту начать показывать успех на федеральном уровне - за ним потянулись и другие. Одним из первых квизов, кто заявил о себе на всю страну, была "Мозгобойня". В первые годы новые точки у ребят запускались практически каждую неделю. Более 100 городов по франшизе с партнерами даже за пределами России всего за пару лет после запуска - это действительно мощно.

Естественно, у "Мозгобойни" стали появляться последователи, которые брали главную идею, немного меняли структуру самой игры внутри и запускали свой квиз и франшизу. "Квиз, Плиз", "Эйнштейн Party", "Лига Индиго", "Игра головой" и "60 секунд", "Шейкер", "ReQuizit", "Wow Quiz" - этот список можно продолжать до бесконечности. Всё это довольно однотипные проекты, которые являются барной викториной на базе ЧГК.

Тем не менее, у каждого из этих проектов в разных городах были и есть свои поклонники, и все эти проекты имели свой успех распространения по франшизе. Самыми крупными были и остаются "Мозгобойня" - сейчас это уже компания "Руда Геймс", куда кроме квиза "Мозгобойня" входит еще целый ряд разнообразных проектов.

Скрин с сайта https://partners.mozgo.com/

К концу десятых квизы вышли на своё плато в развитии и расширении географии. Бум спроса и продажи франшизы был позади - теперь компании, которые нарастили свои мощности до десятков, а некоторые даже до сотен городов сконцентрировались на создании контента, улучшении визуала, придумывании новых форматов игры, разработке тематических игр.

Однако с приходом ковида сфера квизов оказалась одной из наиболее пострадавших. Закрытие кафе и ресторанов, где обычно игры и проходили, плюс ограничения на возможность организации культурно-массовых мероприятий поставили данную сферу деятельности на колени.

Я могу себе позволить такие громкие выражения, т.к. являюсь автором двух квизов, которые представлены в 70+ городах и в 5 странах. В этой сфере бизнеса мы с командой "варимся" с 2017 года, и с обоими проектами успешно пережили пандемию.

Первый проект, который сломал представление о классическом квизе - барной викторине в стиле ЧГК - был квиз "Держи Пять!", один из моих проектов. Здесь логика игры напоминает другой популярный телепроект "Сто к одному", т.е. участники угадывают не правильный ответ на вопрос, а наиболее популярную версию на основе опросов респондентов. Это позволило значительно расширить аудиторию игроков.

Второй мой проект - это один из первых музыкальных квизов, "Квиз На Бис".

Франчайзинговые сетки даже самых крупных проектов теряли партнёров пачками. Мы с квизом "Держи Пять!" в марте 2020 года были представлены в 54 городах и 4 странах, а к концу того же года в проекте осталось 23 города в 2 странах.

Пережить пандемию помог онлайн-формат игр. Те проекты, которые быстро сумели перестроиться на проведение игр в сети, смогли успешно пройти непростые времена распространения коронавируса.

Мы еще до пандемии обсуждали проект онлайн-квизов и поэтому провели свою первую игру еще в марте 2020 года. Самым неожиданным и приятным было то, что с онлайн-играми пришли заказы на онлайн-корпоративы. Это оказалось непаханое денежное поле. Даже когда коронавирус отступил, мы продолжили выполнять заказы на проведение онлайн-игр для компаний, чьи сотрудники разбросаны по всей стране или даже миру.

Онлайн-корпоратив. Декабрь 2022 г.

Последние полгода мы с командой наблюдаем резкий новый скачок интереса к квизам. Что тому виной? Мне видится целый ряд факторов.

Сначала приведу вам реальные цифры на примере моего родного города, где и находится управляющая компания квизов "Держи Пять!" и "Квиз На Бис" - на примере Калининграда. Брать свой город для сравнительного анализа довольно удобно, т.к. у нас средняя численность населения - чуть менее полумиллиона человек по официальной статистике. При этом плотность квизов одна из самых высоких.

Итак, если осенью 2022 года в нашем городе было 6 квизов, то уже весной 2023 года их стало 10. Увеличилось и количество игр в месяц. Полгода назад проводилось порядка 35-40 игр в месяц на все проекты, а сейчас это 70+ игр в месяц. То есть каждый день в городе-полумиллионнике проходит 2-3 игры, а порой и больше.

Обычный день для организаторов квизов в Калининграде. 

Самое интересное, что с ростом проектов не упала посещаемость на играх, она у некоторых проектов даже стала расти. Так, например, мы на одну из игр "Держи Пять!" в марте 2023 года собрали 33 команды. (Наш рекорд - это 34 команды в 2019 году).

Важно отметить, что появление новых проектов, рост числа игр в городе - это стандартная ситуация для всех городов России и ближнего зарубежья. Мы с командой анализируем ситуацию ежемесячно по нашей франчайзинговой сетке. Кроме того, при запуске нового города (сейчас у нас в месяц в среднем стартует по 4 новых точки), мы проводим углубленный анализ рынка квизов в том городе, где запускается партнер. Рост наблюдается везде, в том числе и в Казахстане, и в Беларуси.

Что же стало этим стимулом, отправной точкой для роста популярности квизов?

Во-первых, я считаю, что имеет место быть отложенный спрос. Причем и клиентский, и предпринимательский. Давайте поясню.

За период пандемии народ соскучился по беззаботным развлечениям в компании веселых людей. Напомню, что еще осень 2021 года вводились практически по всей стране ограничения на организацию культурно-массовых мероприятий.

Сразу же после полного "расставания" с коронавирусной инфекцией у нас в стране началась СВО. Несколько месяцев мы все привыкали и приспосабливались к тому, как меняется мир. Было не до массовых развлечений.

Но с течением времени жители нашей страны привыкли к внешнеполитической ситуации. Тот факт, что в приграничном Белгороде квизы проходят почти каждый день, свидетельствует как раз об этом.

Расписание взято из группы "Квизы Белгорода" в ВК

Квизы превратились в отдушину, в островок позитива и эмоциональную подзарядку.

Кроме самих участников, соскучились по работе и сами квизы и команды, их организующие. За эти пару лет был накоплен опыт, придуманы новые форматы, написаны игры - все это ждало нужного момента для запуска, и вот этот момент настал. Квизы снова стали появляться, как грибы после дождя.

Вторым фактором роста популярности квизов можно считать частичное закрытие кинотеатров в стране и значительное сокращение интересных фильмов, на которые действительно хочется сходить. Ушли из проката все крупные иностранные компании. Точечно и полуподпольно можно встретить показы мировых блокбастеров, но в основном в кино представлен отечественный контент. Да, среди этих фильмов есть увлекательные и качественные ленты, но их объективно мало.

Один из примеров классного российского фильма. Жаль, что их пока не так много. 

При этом потребительский спрос в недорогом досуге у населения остался. Непотраченные в кинотеатре 400 рублей на билет перешли на участие в квизе, а за 500 рублей вместо попкорна с колой можно съесть горячее блюдо в кафе во время игры.

Ну, и в-третьих, можно заметить, что за уже более чем 10 лет активного распространения квизов в России и ближнем зарубежье критическая масса людей, которые знают, что такое квиз, становится все больше и больше. Кстати, годы пандемии здесь тоже можно отметить в плюс к развитию квизов, несмотря на все сложности с организацией оффлайн-мероприятий. Ведь онлайн-формат позволил сыграть в квизы даже тем, кто про них никогда не слышал, никак не мог дойти, стеснялся выглядеть глупо на играх, не зная правильный ответ. Многие из вышеперечисленных наконец сыграли, им понравилось, и в последствии они продолжили ходить и дальше, но уже в формате оффлайн.

Лично я, как автор и организатор нескольких квизов, вижу большую перспективу. Мне нравится то, чем занимается моя команда и большинство коллег по цеху. Мы не просто занимаемся бизнесом, мы несем в массы позитив, интересный досуг, развлекаем и отвлекаем от повседневных, негативных мыслей участников наших игр.

Для меня квизы - это социально важный вид досуга, который объединяет вместе людей, сплачивает трудовые коллективы, открывает для семей новые виды отдыха.

Буду рад вашим комментариям, дорогие друзья и коллеги, особенно если вы играете или даже организовываете квизы. Если же вы впервые слышите про такой вид развлечений, то срочно ищите у себя в городе квизы и идите играть. Уверен - вам понравится!

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Мария Гнусарева

Очень познавательная статья! Спасибо большое! Узнала много нового!

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Che

недавно был на квизе в котором участвовало около сотни команд, человек 500, вот это была жесть

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Пштыка
Автор

Ого! Вот это мощь! А в каком городе?

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Che

Саратов

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Пштыка
Автор

А какой квиз? И это было промо бесплатное мероприятие или обычный квиз для Саратова?))

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Che

Квиз, Плиз
я был раза 3, два раза были обычные, команд по 30-40
а вот один раз попал на такой, и тоже за 400р, не бесплатный
причем проводили 2 подряд(за отдельные деньги конечно) и мы и на второй остались(18+), на нем было чуть меньше людей, но не намного

Ответить
Развернуть ветку
Артур Салихов

Руда геймс это конечно не Мозгобойня. Это аферисты, которые увели торговый знак у основателей, подделав подписи. Скоро суд закончится и вся правда выйдет наружу. 👍

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Пштыка
Автор

Артур, спасибо за информацию. Но статья не про какой-то отдельный проект и даже не про мой собственный квиз, а про квизы в целом.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда