{"id":14289,"url":"\/distributions\/14289\/click?bit=1&hash=892464fe46102746d8d05914a41d0a54b0756f476a912469a2c12e8168d8a933","title":"\u041e\u0434\u0438\u043d \u0438\u043d\u0441\u0442\u0440\u0443\u043c\u0435\u043d\u0442 \u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0438\u043b \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0436\u0438 \u043d\u0430 5%, \u0430 \u0441\u0440\u0435\u0434\u043d\u0438\u0439 \u0447\u0435\u043a \u2014 \u043d\u0430 20%","buttonText":"","imageUuid":""}

Нас приучили учить из-под палки. Почему работа с мотивацией является недооцененной в современном образовании?

Работа с мотивацией — самая недооцененная область обучения как для детей, так и взрослых. Генеральный директор EdTech-компании Like Центр Василий Алексеев разобрал, как мотивировать студентов учиться.

Ситуация последних месяцев обострила серьезную проблему современной модели образования. Образовательные организации оказались не готовы к условиям, когда детей невозможно «запереть» в кабинете и «сеять доброе и вечное». Сложно учить уроки, когда рядом телефон с TikTok, телевизор с Netflix, а в сети друзья зовут играть. Самый частый способ, к которому прибегают родители, — ограничения. «Пока не выучишь уроки — играть не будешь», «Друзья подождут, сначала уроки». На этом строилась вся советская система образования — «запирать» ученика, чтобы учился. Так учились наши родители и их родители.

Такой подход используется не только в школе. Так учат в университете, в детском саду, в бизнесе, на работе. Современная система образования мотивирует учиться из-под палки. Это уныло и не дает результата. Можно и нужно мотивировать ученика, создавая ему такие условия, чтобы он сам стремился учиться. Для детей и для взрослых — это разные вещи. Детей надо заинтересовывать и помогать им не отвлекаться во время обучения. Взрослым же важно видеть конкретный результат, понимать, как обучение влияет на их навыки, а также получать обратную связь.

Во многом появление на российском рынке таких EdTech-компаний как Like Центр, Skyeng, «Нетология» связано, прежде всего, с тем, что они сумели создать для студентов благоприятные условия для получения образования. Именно эти условия в большинстве своем помогли достичь тех финансовых показателей, которые мы сейчас имеем. К примеру, в 2019 году выручка Like Центра составила 932 млн рублей.

Рынок образования

Российский рынок образования для взрослых (включая корпоративное и хобби) к 2021 году достигнет оценки в 220 млрд рублей, дошкольного образования — в 110 млрд рублей, сообщает «РБК». При этом рынок EdTech-площадок в 2019 оценивался в 35 млрд рублей. За первый квартал 2020 года 30 крупнейших EdTech-компаний заработали 2,8 млрд рублей, что на 30% процентов больше, чем в прошлом году (1,9 млрд рублей).

В образовательные площадки вкладываются крупные компании: например, Mail.ru Group (выкупило доли в SkillFactory, Skillbox, GeekBrains и «Алгоритмика»), «Сбербанк» и «Яндекс» (основали собственные образовательные платформы), «Северсталь» (ей принадлежит доля в «Нетология-групп»). В 2019 году Like Центр продал 10% стратегическому инвестору. Его имя по условиям сделки мы пока не раскрываем.

Российскому рынку есть куда расти. Для сравнения: ведущая компания на рынке EdTech США Chegg имеет капитализацию $8,7 млрд (+92% с 11 марта 2020 года), а китайский рынок Education Tech, который по итогам 2018 года оценивался в 37 млрд долларов, к 2022 году может увеличиться вдвое.

Новые тренды образования

Если студента не мотивировать применять новые знания сразу на практике, с вероятностью 98% он этого не сделает никогда. Таковы результаты внутреннего исследования Like Центра, проведенного среди тысяч предпринимателей, проходивших курсы. Только 2% учащихся внедряли те инструменты, которые мы даем на своих занятиях, после обучения.

Современные платформы бьются над тем, что создать сложные системы обучающих программ, мотивирующих обучаться. Так, например, на платформе Vimbox от Skyeng, программа напоминает учителю о том, что необходимо похвалить ученика. Другой важной фишкой платформы является напоминание, что для учеников полезно высказывать свое мнение по теме урока, например, после прочтения отрывка из новостей.

Заинтересованность ученика также влияет на качество обучения. Каким бы звездным и профессиональным ни был преподаватель, если ученик не заинтересован, результата не будет. Для этого мы даем возможность видеть прогресс и самому ученику. Помимо этого работает рекомендательная система, которая предлагает ученику потренироваться еще. 76% учеников соглашаются на рекомендуемые тренировки.

Также мы трекаем около 200 метрик контента. Например, как хорошо заходит контент у преподавателей и учеников, как отвечают на вопросы, подходит ли уровень сложности. Собирается много обратной связи, есть лайки и дизлайки, видно, как воспринимаются те или иные упражнения, и корректируем их. Мы анализируем и в рамках процесса Continuous improvements (кайдзен) постоянно улучшаем.

У нас на платформе есть достижения, которые открываются для ученика после определенного этапа. Помимо этого, мы тестируем в пилотном режиме магазин, где валютой являются знания (скайкоины). Они даются за выполнение домашних заданий, прохождение уроков. Из 2 000 учеников в тесте почти каждый что-то купил хотя бы один раз, и в основном они покупали не стикеры и маски в Instagram, а новые курсы self-study и таблицы для учебы.

Михаил Свердлов, Контент-директор компании Skyeng

В Like Центре большое внимание уделяется созданию правильного окружения, в котором предприниматель может развиваться. Именно окружение формирует ту атмосферу, в которой не стыдно пробовать новое и ошибаться. Человек — существо социальное, и новые знания и практики усваиваются лучше в случае, когда можно обсудить свой прогресс с другими. Часто на начинающего предпринимателя давят близкие и друзья, относясь с недоверием к решению заняться бизнесом вместо стабильной работы по найму. Предпринимательство и процесс роста всегда связаны со стрессом. Поэтому поддержка окружающих очень важна.

Для создания собственной бизнес-экосистемы мы разработали собственную платформу toolbox. Оно предназначено для участников программ Like Центра. В нем студенты выполняют домашние задания, записывают результаты, ведут свои дневники, делятся опытом, находят новых друзей и партнеров. Именно возможность обмениваться опытом — ключевая особенность этой системы. Каждый ученик, тестируя ту или иную гипотезу в своем городе, имеет возможность оцифровать результаты в системе. Таким образом, Like Центр может увидеть самые успешные решения, наиболее эффективные в том или ином виде бизнесе в конкретный момент времени. Например, предприниматель из Саратова видит, что у его коллег из Самары успешно работают определенные гипотезы. Он может применить эти решения в своем бизнесе. Возможность смотреть за опытом других, учиться у них, общаться — важнейшая часть мотивации в бизнес-образовании.

Я верю в кейсовые образовательные истории как успешные, так и нет. Через такие истории максимально эффективно учиться, и идеально, чтобы эти кейсы потом тобой отрабатывались не на слайдах, а в командах или на рабочем месте.

Я вижу тенденцию, что рынок высшего и профессионального образования у вузов отъедают такие онлайн-университеты как SkillBox, SkillFactory, «Практикум». Уверен, что через 3–5 лет, если университеты что-то не поменяют, рынок изменится не в их пользу. Уже сейчас в цене навыки, а не дипломы, даже пусть и уважаемых вузов из топа Forbes.

Помимо университетского образования изменится и школьное. Я думаю, что будет миграция к формату ПТУ 2.0, когда ученики школ уже с 8 класса смогут получать специальность без отрыва от станка, и, выходя из школы, уже смогут программировать.

Михаил Свердлов, Контент-директор компании Skyeng

Объем рынка онлайн-образования (EdTech) в России растет на 20–25% в год. Тем не менее, есть целые сегменты, которые не заполнены до конца: переобучение специалистов, дополнительные программы для выпускников вуза, обеспечивающие необходимыми навыками для работы. Часть ниш еще даже не создана. Их могут заполнить платформы, которые тестируют и сертифицируют знания студентов, а также обеспечивают рекомендациями для будущих работодателей. Это создает огромный потенциал для рынка образования.

Мы уверены, что вслед за ростом технологических стартапов, подтянется и классическое образование, которое всё больше будет перенимать их опыт.

0
2 комментария
Коля Давыдов

Вот кстати, все верно в статье написано. На курсах Аяз всегда говорит: Увидел, услышал, применил, то есть обязательно услышанную информацию надо применять на практике.

Ответить
Развернуть ветку
Рената Тимошенко

Очень точная статья, я думаю все будет так, как они прогнозируют, потому что к этому все идет. Лайк наглядно подтверждает, что такая сиситема обучения, добровольная, эффективней, за этим будущее.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда