Интервью с создателем Monaproof
Об NFT слышали даже те, кто далек от криптомира. Росту популярности направления способствовали крупные компании: Nike использует NFT для продвижения товаров, Warner Bros. Entertainment – для продажи фильмов, а Tiffany – чтобы не отставать от трендов. Аналитики ждут роста рынка NFT до $122 млрд к 2028 году (по итогам 2021 года он достиг $15,7 млрд).
На этой неделе мы опубликовали статью о том, что такое NFT. Если кратко, NFT (англ. ‘non-fungible tokens’ – невзаимозаменяемые токены) – это токены, которые представляют собой право собственности на цифровой объект, например, на изображение, аудиозапись или видеофайл. Каждый NFT существует в единственном экземпляре: его нельзя разделить, заменить или подделать.
Сегодня хотим поделиться с вами нашим интервью с основателем маркетингового NFT-агентства Monaproof Ярославом Левченко – чтобы узнать о трендовом направлении из первых уст. Это разговор об опыте создания NFT-проекта, о том, почему чаще всего реклама у инфлюсенсеров – скам, и о том, что ждет рынок невзаимозаменяемых токенов.
– Расскажите, чем занимается Monaproof и с какими клиентами вы работаете?
– Наша компания занимается продвижением NFT-проектов. Главный фокус – на продвижении в Discord с помощью собственного софта в разных альфа- и DAO-группах (прим. ред.: специальные серверные группы в дискорде и группы децентрализованных автономных организаций). Так мы приводим в проект качественную аудиторию, заинтересованную в NFT.
Основными клиентами сейчас являются гейминговые проекты, которые хотят получить живую аудиторию. Многие игры собрали деньги на буллране (прим. ред.: на росте рынка) около года назад, а затем погрузились в разработки. И вот сейчас настал момент, когда уже можно и нужно что-нибудь показать, например, MVP (прим. ред.: минимально жизнеспособный продукт) – а аудитории до сих пор нет. Таким клиентам мы и помогаем.
– Как к вам попасть? Обязательно ли для этого нужен проект на стадии MPV? Берете ли вы в работу совсем молодые проекты, у которых даже нет рабочей схемы?
– Клиенты приходят разные. Тем, у которых есть только идея, мы даем первичные рекомендации, с которыми они уходят на доработку. Те, с кем начинаем работать за 2-3 месяца до запуска, могут успеть сделать демо-версию проекта. На продажи в нынешней ситуации мы выходим только с командами, у которых есть реальный продукт – тот, который можно показать. История с обещаниями сейчас не работает: на рынке остались только опытные NFT-трейдеры.
Наша компания работает на условиях “success fee”. Это значит, что мы берем процент уже непосредственно с продажи. Поэтому нам неинтересно брать пустые, бесперспективные проекты. Если видим перспективу – начинаем работать. Если не видим – даём первичные рекомендации. После доработок, если перспектива появилась, начинаем сотрудничество.
– Расскажите про вашу команду: где вы находитесь и сколько человек работает над проектами?
– У нас международная команда. Офис находится в Дубае, на зарплате у нас 20 человек. Остальных привлекаем по необходимости. Есть группа разработчиков, в которой 10-15 человек. Также у нас есть отдел маркетинга из 30 сотрудников и группа дизайнеров, в которую входит 40 специалистов.
– Сколько лет существует ваш проект и какой у вас бэкграунд? Чем вы занимались до того, как создали собственную фирму?
– Я – художник с профильным образованием. Моя специализация – монументальное искусство. Я профессионально занимаюсь росписями больших поверхностей, от тысячи квадратных метров. У меня есть достаточно большая мастерская, которая производит скульптуры до 10 метров. Наши арт-объекты представлены по всему миру.
Я начал инвестировать в криптовалюту в 2017 году. Когда начался бум NFT, выделил часть своей команды на создание цифрового искусства. Так появился первый проект. Но из-за некачественного наёмного маркетинга я лично потерял около $200 тыс., поэтому появилось желание довести всё до логического завершения – и мы с командой сами научились запускать NFT-проекты.
Постепенно начали появляться клиенты, с которыми мы делились опытом. Так мы и превратились в маркетинговое агентство, которое помогает людям не потерять деньги и выйти в прибыль. Дело в том, что того, что обычно делают маркетинговые команды – недостаточно. Чаще всего они просто покупают рекламу у инфлюенсеров – мы же считаем такой подход скамом.
– Почему вы считаете рекламу у инфлюенсеров скамом?
– У большинства инфлюенсеров накрученная аудитория, состоящая по большей части из ботов. Вероятность того, что среди них есть люди, которые реально заинтересованы в NFT, ничтожно мала. Именно поэтому от рекламы у инфлюенсеров сейчас нет хорошей конверсии. Возможно, на следующем буллране ситуация и изменится, но пока так.
– Вы сказали, что сейчас сосредоточены в основном на GameFi-проектах. Как вы считаете, почему именно это направление оказалось популярным? Какие другие востребованные NFT-направления вы можете выделить?
– Сначала мы выбирали между арт-направлением и запуском collectibles (прим. ред.: предметы коллекционирования). Выбор пал в пользу последнего, так как там можно было хорошо масштабироваться. Оказалось, что мы не прогадали: при просадке рынка арт-направление почти умерло.
Еще год назад художники неплохо зарабатывали на продаже артов. Сейчас же многие вернулись на обычную работу – рисуют графику и забыли про арт. А collectibles до сих пор востребованы. При этом я считаю, что рынок арта может возродиться, когда в него начнут поступать деньги.
А GameFi просто сейчас на подъеме, поэтому мы и сосредоточены на них. Вообще, на рынке NFT есть свои тренды. Сначала это были 3D, потом 2D, а сейчас GameFi-проекты (у которых уже есть готовая игра).
– Есть ли сейчас спрос на спортивные NFT?
– История со спортивными коллекционными NFT имеет место быть. У них есть своя аудитория, готовая тратить деньги. Например, так могут зарабатывать Nike или NBA.
Мы сосредоточены на выстраивании новых брендов. Наши инструменты позволяют использовать маркетинг на международную аудиторию и охватывать весь мир.
– На каких площадках сегодня покупают NFT? Есть ли смысл запускать свои платформы для торговли токенами?
– На фоне просадки рынка слабые площадки умирают. Такие периоды при наличии денег можно рассматривать для создания собственного проекта на перспективу, чтобы успешно запуститься на буллране и завоевать аудиторию. А вот запускать маркетплейсы на просадке не стоит – будет очень сложно набрать аудиторию.
Мы листимся на крупных платформах – OpenSea и Magic Eden – и, повторюсь, работаем с GameFi-проектами, которые востребованы даже сейчас потому, что есть большая игровая аудитория. Она уже никуда не денется.
– Instagram открыл возможность покупать NFT. Как вы относитесь к подобным инициативам?
– Крупные платформы используют просадки рынка для создания инфраструктуры, чтобы на фоне буллрана собрать аудиторию. При этом не ясно, будут ли в будущем эти инструменты востребованы.
– Куда движется рынок NFT и какие тренды мы можем увидеть в будущем?
– Я вижу долгосрочные перспективы развития рынка невзаимозаменяемых токенов. Сегодня многие крупные бренды создают NFT-подразделения и регистрируют новые товарные знаки. Думаю, они поддержат развитие рынка, аудитория которого будет неизбежно расти.
Среди трендов будущего могу выделить фракционные продажи NFT (прим. ред.: продажа токенов по частям). Сегодня к ним относятся с опаской, но в дальнейшем направление может стать популярным.
Данный материал не является инвестиционной рекомендацией. Финансовые и иные операции, упомянутые в статье, не являются руководством к действию. Itez не несет ответственность за возможные риски. Пользователю следует самостоятельно провести анализ, на основе которого можно будет делать выводы и принимать решения о проведении любых операций с криптовалютой и/или токенами.