Управление в медицине: слабое звено

Опросы выпускников средних школ показали: треть опрашиваемых хотела бы в будущем стать менеджерами. На вопрос: «Что вы будете делать как менеджер-профессионал?» отвечали не сразу: «Наверное, чем-нибудь руководить...»

«Особенное» управление

В 2019 году, по данным портала «Пропроф.ру», наиболее востребованные направления в менеджменте составляли продажи – в любой отрасли. Страна нуждалась в 5 884 менеджерах этой специализации. Проблема менеджмента в здравоохранении начинается ещё со школьной скамьи, так как задавленные большими объёмами информации, школьники не учатся критически и творчески мыслить, расширять горизонты познаний и на практике применять теорию. И это при том, что Россия занимает 1 место в мире по найму управленческого персонала!

В широком смысле слова менеджмент означает поведение в условиях принятия решений по использованию материальных и духовных ресурсов как внутри предприятия, так и в сфере маркетинга. И как я вижу это с позиций большого практического опыта, основной целью менеджмента здравоохранения является снижение потерь общества от заболеваемости, инвалидности и смертности.

Медицинское управление – специфическая отрасль. Её основные особенности -особая ответственность принимаемых решений, от которых зависят жизнь и здоровье людей, трудность, а иногда и вовсе невозможность предсказания отдаленных последствий принимаемых решений. А кроме того, затруднительность или невозможность исправления неверных решений.

Что мешает

Во многом мы, менеджеры, испытываем на себе влияние внешних и внутренних факторов. Условно я бы разделила их так:

- факторы со стороны государства: устаревшие стандарты оснащения медкабинетов; завышенные лицензионные требования; высокие требования к медицинским помещениям; демпинговые цены на платные услуги, устанавливаемые государственными медицинскими учреждениями, дефицит финансовых ресурсов и недофинансирование и т.д.;

- со стороны потребителей: высокий уровень недоверия к медицине; предубеждение населения против платных медицинских услуг;

- со стороны поставщиков: завышенная стоимость медицинских материалов и оборудования, низкая рентабельность;

- собственно невысокая управленческая квалификация менеджеров учреждений;

- дефицит квалифицированных медицинских кадров;

- отсутствие рекламы и маркетинга или их низкое качество.

Все вместе они приводят к торможению развития современной медицины.

Айболит меняет профессию

В современных условиях управление медицинскими организациями предполагает трансформацию функций главного врача в управленческие, это как овладеть качественно новой профессией! Интересно, что каждый десятый врач в России – хирург. Руководитель медицинской организации уже не может оставаться просто врачом, узким специалистом, он должен владеть всем набором средств менеджмента. Занимая руководящий пост, человек, по сути, перестает быть врачевателем, а становится менеджером здравоохранения: наемным профессиональным управляющим. В его деятельности экономические и управленческие знания должны занимать ведущее место. И так мы теряем врачей-практиков, которых априори не хватает…

Управление в медицине: слабое звено

Примечательно, что, по исследованиям, порядка 50% руководителей здравоохранения отмечают нехватку знаний по вопросам экономики и управления здравоохранением, правовым темам. При этом все респонденты проходили курсы переподготовки или повышения квалификации по организации здравоохранения. А это говорит о формальном подходе к обучению специалистов данной сферы в учебных заведениях.

Как исправить?

Размышляя над ответом на этот вопрос, я пришла к следующему. На управление организацией и отдачу от процесса влияет оснащённость кадрами – их не хватает, и тенденция будет усиливаться вместе с естественным старением опытных, квалифицированных специалистов, получивших качественное образование в СССР.

Самым эффективным решением проблемы может оказаться создание условий, мотивирующих персонал в ней работать: общий моральный климат, многолетняя совместная работа и дружба; доброжелательное общение с профессионалами и пациентами; мотив личной выгоды (доходы, статус и репутация, личные связи и т.д.). И, кстати, чем более справедливой и прозрачной считают сотрудники систему материального симулирования в медорганизации, тем более стабилен коллектив.

К сожалению, сложившаяся практика в России, когда выдвижение тех или иных сотрудников на руководящие должности часто не имеет под собой никакой объективной основы, формирует и поддерживает неэффективную бюрократическую систему отраслевого управления, когда единственно возможным стилем управления оказывается авторитарный стиль.

Здесь нужно в корне менять подходы, причём, на государственном уровне, ведь всё начинается с головы. А дальше уже необходимо грамотное управление финансовыми и материальными ресурсами медицинской организации. Возможно ли это сегодня, когда условиях дефицита финансовых средств экономическая составляющая медицинского обслуживания становится все более значимой? Вопрос риторический. Администрация медицинской организации стремится к минимизации затрат, повышению дохода от платных медицинских услуг, поиску дополнительных источников финансирования, отрасли всегда требуются значительные инвестиции.

Общаясь с коллегами, я вижу, что все без исключения медицинские учреждения в последние годы столкнулись с проблемой недофинансирования, обусловленной причинами роста затрат на расходные материалы импортного производства, снижения стоимости рубля к иностранной валюте, повышения заработной платы медицинских работников.

Могу ли я?

Собираясь что-то возглавить, претенденту стоит честно ответить на этот вопрос. Поскольку управление требует от менеджера, по М. Вудкову, Д. Френсису, способности управлять собой; разумных личных ценностей; четкие личные цели; навыков решать проблемы; изобретательности и способности к инновациям; высокой способности влиять на окружающих; способности руководить; умения обучать и развивать подчиненных.

А вот потенциальные ограничения для успешной деятельности в качестве менеджера:

- неумение управлять собой;

- остановленное саморазвитие;

- недостаточность навыка решать проблемы;

- недостаток творческого подхода;

- размытые личные ценности, смутные личные цели;

- неумение влиять на людей;

- недостаточное понимание особенностей управленческого труда;

- слабые навыки руководства;

- неумение обучать;

- низкая способность формирования коллектива.

Ограничения преодолимы в процессе эффективного обучения, а значит, в практику должны внедряться адаптированные грамотные программы, которые дают реальный результат.

Начать дискуссию