{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Учись играючи: будущее эффективного обучения

Образование - одна из ключевых ценностей человечества. Объем образовательного рынка впечатляет - $4,7 трлн в год, причем 65% приходится на страны с развитой экономикой.

Количество учащихся в мире непрерывно растет. Эксперты прогнозируют, что к 2035 году количество учащихся во всех странах достигнет 2,7 млрд человек. А к концу века, согласно прогнозам, в мире почти не останется людей без какого-либо образования (сейчас их количество близко к 1 млрд).

Однако количество не означает качество. Старая присказка «Забудьте всё, чему вас учили в институте» не далека от истинного положения дел. В то время как половина выпускников российских вузов оценивают свою подготовку на высоком уровне, работодатели смотрят на молодежь со скепсисом. Оценки работодателей общего уровня готовности выпускников к профессиональной деятельности варьируются от «скорее низкий» до «очень низкий». Схожая картина и в США. Там 87% выпускников уверены, что готовы к работе, но только 50% менеджеров согласны с ними. В основном американские работодатели отмечают, что выпускникам не хватает навыков написания текстов и публичных выступлений, критического мышления и внимания к деталям, навыков коммуникации и анализа данных.

Все чаще приходится говорить о том, что учебный процесс в России (да и в многих других странах) устроен неэффективно. По данным Минобрнауки, после вуза порядка 41% выпускников не могут найти работу. А 36% россиян работают не по специальности. Получается, государство и мы сами тратим немалые деньги на подготовку специалистов, чтобы треть из них потом работали совсем в другой сфере. Знания и усилия если не вылетают в трубу, то работают не полностью.

В образовании, как и в других сферах потребительского опыта, действует перенос ожиданий. Это значит, что запросы относительно образования формируются не только предшествующим опытом обучения, но и потреблением продуктов и сервисов в других сферах. К 2022 году в России будут работать более 30 млн миллениалов - людей, которые уже выросли с компьютерными технологиями. 77% потребителей, имеющих планшеты или смартфоны, использовали голосовых ассистентов хотя бы раз за предыдущий месяц. Эти технологии - наша новая реальность. Так почему же в образовании все по большей части остается по-старому, новшества приживаются слабо?

Один из трендов в образовании, особенно онлайн, - геймификация, когда игровые механики используются, чтобы сделать процесс обучения интереснее, интерактивнее и живее. Учащиеся могут зарабатывать ачивки, выполняя задания, может быть открытый рейтинг с баллами, которые начисляются каждому в зависимости от сложности выполненных задач. У курса может быть целый игровой сценарий или какие-то отдельные элементы игры. Такой формат поможет студентам усваивать материал лучше. Ученые выяснили, что через две недели после 21-минутной лекции слушатели не смогли воспроизвести до 48% изученного материала. В то же время при обучении в контексте компьютерной игры-симуляции люди через неделю после обучения помнили почти все, забыв лишь 2-5% информации.

Все больше внимания в обучении начинают уделять soft skills - “гибким”, неспециализированным, надпрофессиональным навыкам, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, повышают производительность. В отличие от “жестких”, то есть профессиональных навыков, они не зависят от специфики конкретной работы. Они тесно связаны с личностными качествами и установками, а также социальными навыками. К soft skills можно отнести критическое мышление, системное мышление, творческое мышление, эмоциональный интеллект. В 21-м веке побеждает не самый умный, а самый креативный и быстрый.

Как раз для прокачки soft skills, техники принятия решений отлично подходит геймификация. А интерес к онлайн-образованию будет только расти. Пандемия коронавируса, посадившая нас всех учиться и работать из дома, показала, что для этого есть много возможностей.

Владимир Жиганов

Эксперт по геймификации

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда