Откуда берутся идеи в голове

Любые идеи или концепции рождаются из очень полезного свойства нашего мозга — создавать связи на основе полученной информации. В рамках поиска новых идей на конкретном проекте могут активироваться старые связи, которые мы получили, исходя из жизненного опыта или насмотренности (кино, видеоигры, ежедневное листание ленты, путешествия и общение с коллегами), а могут образовываться новые — за ними мы гонимся в процессе брейншторма или сбора референсов. По сути, любой мозговой штурм или визуальный анализ – это попытка встряхнуть свой мозг, загрузить в него максимальное количество новой информации и достать оттуда старую. На этом этапе мы входим в длительное состояние потока и запускаем в работу те нейронные связи, которые нужны нам именно сейчас: вспоминаем всё, что мы видели, о чём говорили, над чем смеялись или плакали, – ведь в качестве референсов может выступать всё, что угодно.

Зачем нужны референсы?

Поиск референсов – это визуальный анализ, возможность рассмотреть варианты правильных и неправильных решений по вашей задаче, понять, какие решения вам не подойдут, даже если они удачные. Это позволяет увидеть общую картину и узнать, от чего нужно отталкиваться, чтобы увидеть проблему или найти решение.

Такой визуальный анализ помогает нам запустить шестерёнки в голове и создать необходимые связи. Например, вы думаете над созданием персонажа: просматриваете мультфильмы, вспоминаете пройденные видеоигры и попутно достаёте из хранилища знакомые вам образы. Мысленно вы извлекаете из них необходимые детали, которые ранее упускали из виду, связываете их воедино и в итоге придумываете целостный новый образ и характер для конкретного проекта.

Иногда процесс поиска референсов – это здоровая прокрастинация, которая чаще всего возникает, когда для решения задачи у нас нет ресурсов, и мозг просто отказывается выполнять непонятную ему задачу. В этом случае мы начинаем просто ходить по источникам, вроде бы бесцельно сёрфя каналы в телеге или просматривая музыкальные клипы на YouTube, но на самом деле проводим, хоть и малоэффективный, но визуальный анализ, и мелкими шагами приближаем себя к созданию «визуальной карты» будущего решения.

Что может выступать в качестве референсов?

Не ограничивайте себя дрибблом или пинтерестом. Если вы работаете с персонажами – найдите похожие образы в культовых мультфильмах, если работаете над композицией плаката – попробуйте найти решения с сеткой в архитектуре или палитру в кадре фильма любимого режиссера, если вам нужны материалы для 3D-иллюстрации – найдите решения в дизайне интерьеров.

Например, для оформления IT-конференции GP Days мы выбрали тему славянского бестиария. Перед нами стояла задача разработки персонажей и общей поддерживающей графики, которая в итоге стала частью эмблемы мероприятия. Если с персонажами всё было понятно, – мы просто обратились к народным сказкам за давно знакомыми героями (Водяной, Кощей Бессмертный, Леший и т.п.), – то в общем оформлении хотелось максимально сохранить эмоцию и нарратив описываемых в сказках событий.

Для детального изучения окружения и цветовой гаммы мы просматривали, например, иллюстрации Ивана Билибина к русским сказкам и некоторые картины Васнецова. Благодаря последним в иллюстрациях появились сказочные цветы разной формы, а ещё мы смогли точнее перенести характер и действия некоторых персонажей. Также смело могу выделить среди референсов видеоигру русских разработчиков «Чёрная книга»: её гамма, чётко переданное настроение славянской мифологии и фольклора стали для нас источником вдохновения.

Важный совет: не ограничивайте себя тематикой! Если вам нужно сделать дизайн-концепцию интернет-магазина по продаже кружек, не ищите решения только в интернет-магазинах. Посмотрите, например, как работает брендинг чая и кофе, или вдохновитесь интерьерным дизайном. В конце концов разберитесь, зачем ваша аудитория вообще будет пользоваться кружками. Поняв ожидания людей от приобретения товара, вы поймёте, какую эмоцию заложить в продукт.

Как выжать суть из собранных референсов?

После того как вы собрали большое число референсов, изучили множество визуальных источников и загрузили в свою голову тонну визуальной информации, важно понять, получилось ли у вас запустить именно те шестерёнки в своей голове, которые пригодятся в работе над итоговым решением. Самое время включить внутреннего критика и убрать всё лишнее, что на ваш взгляд не подходит для решения.

Если вы создали необходимые связи в голове благодаря всему, что собрали, то вам будет просто потянуть за эту нить и сложить картинку того, что вы хотите получить на выходе. Если такой легкости в отжиме информации нет, и вы видите перед собой разрозненные изображения и мысли из разных источников, которые никак не сходятся друг с другом, попробуйте сгруппировать материалы, понять, по каким критериям вы отобрали именно их, ведь если вы за них зацепились, значит в них было то, что сходилось с идей проекта. Другими словами, постарайтесь самостоятельно найти нужные связи и вычленить, из чего они состоят в поле вашего проекта. Затем вернитесь на предыдущий этап и отберите материалы в соответствии с описанными критериями. Так вы сможете вычленить big idea, которую обычно закладывают в сфере вашего проекта, и поймёте, какой из путей для дальнейшего поиска решений вам выбрать.

В итоге у вас должно быть четкое представление о том, что вы хотите увидеть на выходе. Для этого сужайте круг до тех пор, пока у вас не получится сконцентрированный мудборд, который графически и эмоционально будет описывать будущую идею или продукт.

Как не бояться чистого листа?

Обычно паника наступает, когда ещё нет идей или вы не знаете, откуда их брать. Просто начните смотреть что-нибудь, окружите себя источниками, в которых можно найти решения. Вряд ли в голове будет совсем пусто. Мозг легко активируется и начинает замечать необходимое, постепенно запуская механизм создания новых связей из насмотренности и новых источников.

Во время работы над оформлением фудтраков mini J family нам нужно было поместить героев фирменного стиля в забавные ситуации, которые могли бы происходить с ними на кухне или в обычной жизни, отталкиваясь от характера собак. Изначально стилистику иллюстраций мы переняли из старых и всем знакомым мультфильмов – например, «Леди и Бродяга» или «Коты-аристократы». В сценах хотелось сохранить ламповость и ощущение давно знакомых персонажей.

Для начала мы стали вспоминать, какие моменты нас смешили или вызывали умиление в любимых мультфильмах. Яркие примеры – культовая сцена со спагетти в «Леди и Бродяга» или момент в ресторане из «Похождений императора». Иногда делались самые банальные гугл-запросы, вроде «Культовые сцены с едой в кино или мультиках». И, конечно, не обошлось без сайта студии Pixar – рекомендую его, как огромный источник референсов. Его можно использовать просто для того, чтобы посмотреть, как рождаются идеи и делаются первые зарисовки для них. В итоге мы собрали большой артборд с скриншотами и письменными описаниями сценок с нашими героями. От полного отсутствия идей мы пришли к массе зарисовок, которые затем были воссозданы в иллюстрациях.

В конце хочется напомнить: чем выше ваша насмотренность, тем больше источников референсов вы будете знать и тем больше связей вы сможете создавать. Благодаря этому ваши идеи будут наполненнее и богаче. Главное не бояться ничего нового и постоянно тянуться к незнакомым источникам, пусть это будут даже клипы исполнителя, которого вы не понимаете, или видеоигры, в которые вы не играете. Если это является источником культурных кодов и трендов, вы должны знать, что делает их такими популярными и какие идеи в них заложены, какие связи внутри делают их интересными для людей. Не бойтесь экспериментировать и изучать новое: ключевая деталь вашей новой взрывной идеи может найтись в самых неожиданных местах!

0
2 комментария
Эдуард Хамзин

сосмыслом!

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Тенюшов

годно

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда