{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Нарушение порядка ценообразования. Что это значит в энергетике

Понятие порядка ценообразования в энергоснабжении

Применительно к сфере энергоснабжения (электро -, тепло -, водоснабжения) законодательство не содержит универсального определения понятия «ценообразование».

Определение предусмотрено лишь в части электроэнергетики, где в силу п. 2 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утв. постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178 (далее – Основы 1178), под ценообразованием понимается процесс расчета и установления регулируемых цен (тарифов) , применяемых при расчетах за электрическую энергию (мощность) , а также за соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.

В связи с отсутствием определения термина «ценообразование» в правовых актах, регулирующих сферы теплоснабжения и водоснабжения, приведенная в Основах 1178 формулировка может быть применена по аналогии и к этим сферам.

Что касается порядка ценообразования, то его содержание раскрывается в разъяснении ФАС России от 29.08.2017 № 10 «О применении антимонопольными органами антимонопольного законодательства в целях выявления и пресечения нарушений порядка ценообразования» (утв. протоколом Президиума ФАС России от 29.08.2017 № 17) (далее – разъяснения ФАС № 17).

Согласно п. 1 указанного документа под порядком ценообразования следует понимать:

  • формирование и/или расчет и/или установление и/или применение цен (тарифов) на продукцию, товары либо услуги;
  • применение предельных уровней цен (тарифов) , формул или порядка определения таких цен (тарифов) и надбавок, установленных в соответствии с нормативными правовыми актами.

Из совокупности определений, содержащихся в Основах 1178 и разъяснениях ФАС № 17, можно предложить следующую формулировку порядка ценообразования в энергоснабжении:

порядок ценообразования в энергоснабжении – это предусмотренный законом порядок расчета, установления, применения регулируемых цен (а также их предельных уровней) и надбавок, используемых в определении стоимости товаров и услуг в энергоснабжении.

Ответственность за нарушение порядка ценообразования в энергоснабжении

За нарушение порядка ценообразования в энергоснабжении может наступить административная ответственность, предусмотренная ст. ст. 14.6 и 14.31 КоАП РФ.

Вопросам разграничения ответственности по ст. 14.6 и 14.31 КоАП РФ посвящены разъяснения ФАС России № 17. Суть содержащихся в них положений можно схематично изложить в следующем виде:

Нарушение порядка ценообразования возможно только в секторе регулируемого (но не свободного) ценообразования.

При этом, поскольку ст. 14.6 и ст. 14.31 КоАП РФ включены в раздел 14 КоАП РФ (административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций) , можно предположить, что субъектами правонарушений могут быть только лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Исключение составляют органы регулирования тарифов – они могут быть привлечены к ответственности по ст. 14.6 КоАП РФ за нарушение установленного порядка регулирования цен.

Сложность квалификации нарушения порядка ценообразования в энергоснабжении

Анализ закона

Несмотря на то, что ст. ст. 14.6, 14.31 КоАП РФ предусматривают достаточно суровую ответственность за нарушение порядка ценообразования (она может проявиться в форме дисквалификации должностного лица или в форме оборотного штрафа) , положения законодательства не содержат четких критериев привлечения к ответственности.

В результате не понятно, что конкретно следует понимать под завышением и занижением цен: речь идет о занижении, завышении или неприменении конкретной ставки тарифа или же о занижении и завышении итоговой стоимости товаров или услуг?

Например, является ли нарушением порядка ценообразования:

  • применение продавцом энергии скидки или повышающих коэффициентов к итоговой стоимости энергии в условиях, когда сама стоимость определялась с использованием утвержденного тарифа;
  • определение стоимости энергии с учетом утвержденного тарифа, но при учете некорректного объема отпущенной энергии, в результате чего ее итоговая стоимость была занижена или завышена;
  • полное освобождение покупателя от оплаты стоимости энергии?

И уж тем более не понятно, что следует относить к иным действиям, нарушающим порядок ценообразования.

Нарушают ли, например, ценообразование:

  • расчеты за энергию в условиях отсутствия утвержденного тарифа (как вариант, с использованием ставки, определенной экспертным путем) ;
  • использование в расчетах за энергию тарифа, утвержденного для предыдущего продавца энергии (до момента получения тарифа новым продавцом) ?

Толкование норм ст. ст. 14.6, 14.31 КоАП РФ не позволяет дать однозначных ответов на сформулированные выше вопросы.

Анализ разъяснений госорганов и правоприменительной практики

Разъяснения органов власти и судебная практика также не формулируют четких ориентиров нарушения порядка ценообразования.

Так, дополнительно к положениям ст. 14.6 КоАП из разъяснений ФАС № 17 следует лишь только то, что нарушением является самостоятельное определение цен (тарифов, расценок, ставок, надбавок и т. п.) без обращения в установленном порядке в регулирующий орган.

Что касается практики высших судов, то в качестве нарушения порядка ценообразования расцениваются следующие действия:

  • ошибочное применение продавцом одного из тарифов, не подлежащего применению в отношениях с конкретным потребителем (даже не связанное включением в расчет оплаты дополнительных платежей к установленному тарифу) , а также нарушение предельных уровней свободных (нерегулируемых) цен (пункт 8 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утв. Президиумом ВС РФ 16.03.2016);
  • закрепление в договоре дополнительных штрафных коэффициентов к тарифам за сверхдоговорное потребление энергии (постановление Президиума ВАС РФ от 15.06.2010 № 325/10).

При этом не будут расценены в качестве нарушения порядка ценообразования следующие действия:

  • непредставление ТСЖ в адрес гарантирующего поставщика сведений о показаниях индивидуального прибора учета в МКД, что повлекло за собой определение объемов потребления электроэнергии по нормативу и необходимость оплаты энергии в завышенном размере (определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 16.08.2021 № 307-ЭС21-4959 по делу № А05-14143/2019);
  • доначисление собственникам жилых помещений сверхнормативных объемов электроэнергии; предъявление платы за иные расчетные периоды без включения в платежные документы этих периодов помимо расчетного; указание неверных объемов потребленной электроэнергии; неправильное применение размера площади жилых и нежилых помещений – если все перечисленные действия осуществлялись при условии начисления платы за электроэнергию в соответствии с тарифами (постановление ВС РФ от 11.04.2016 N 32-АД15-16);
  • нарушение порядка заполнения счетов на электроэнергию (выставление потребителю счетов без раздельного указания стоимости отпущенной энергии, стоимости услуг по ее передаче и стоимости услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения энергией) при корректном расчете цены на энергию с учетом действующих тарифов (постановление Президиума ВАС РФ от 29.01.2013 № 11037/12).

Резюме и рекомендации

Очевидно, что действующее регулирование слишком абстрактно, а разъяснения органов власти и практика высших судов формируют лишь приблизительные очертания критериев нарушения порядка ценообразования. Все это провоцирует чрезмерную свободу усмотрения правоприменителя и дает ему возможность произвольного применения норм ст. ст. 14.6 и 14.31 КоАП РФ.

Но анализ законодательства, практики его применения и разъяснений ФАС № 17 позволяет предположить, что для целей применения административной ответственности под ценообразованием следует понимать именно процесс определения и применения конкретных регулируемых цен (тарифов, расценок, ставок) или их предельного уровня, а не процесс определения итоговой стоимости энергии, подлежащей уплате и рассчитываемой с применением регулируемых цен.

Сообразно этому под нарушением ценообразования в энергоснабжении следует понимать только такие нарушения, которые непосредственным образом связаны с конкретной регулируемой ценой (например, увеличение, уменьшение, неприменение тарифа, применение повышающего коэффициента к тарифу и т. п.) .

Соответственно, применением, например, скидок, повышающих или понижающих коэффициентов к итоговой стоимости энергии (при условии определения такой стоимости с учетом регулируемых цен) не должно расцениваться в качестве нарушения порядка ценообразования.

Между тем, такие соображения являются лишь гипотезой и не подтверждаются устоявшейся правоприменительной практикой.

Таким образом в целях повышения качества правового регулирования и обеспечения его однозначного применения необходимо включение в ст. 14.6 КоАП более четких критериев нарушения порядка ценообразования. Как минимум это потребует уточнения параметров занижения и завышения регулируемых цен, а также исключения из ст. 14.6 КоАП формулировки «иные действия, нарушающие порядок ценообразования».

До этого момента минимизация правовых рисков, связанных с неоднозначным регулированием и правоприменением, видится в предварительном получении хозяйствующим субъектом разъяснений надзорного органа относительно корректности планируемых действий, связанных с применением регулируемых цен.

Выводы

1. Порядок ценообразования в энергоснабжении – это предусмотренный законом порядок расчета, установления и применения регулируемых цен (а также их предельных уровней) и надбавок, применяемых при определении стоимости товаров и услуг.

2. Нарушение установленного порядка ценообразования может выражаться:

  • в завышении регулируемых государством цен (тарифов, платы) на товары (услуги) , предельных цен (тарифов) , а также установленных надбавок к ценам (тарифам) ;
  • в занижении регулируемых государством цен (тарифов, платы) на товары (услуги) , предельных цен (тарифов) , а также установленных надбавок к ценам (тарифам) ;
  • нарушении установленного порядка регулирования цен (тарифов, платы) ;
  • ином нарушении установленного порядка ценообразования.

3. Нарушение порядка ценообразования возможно только в секторе регулируемого (но не свободного) ценообразования, а субъектами нарушения порядка ценообразования в энергоснабжении могут быть только предприниматели и регулирующие органы.

4. Ни законодательство, ни правоприменительная практика, ни разъяснения органов власти не формулируют четких критериев нарушения порядка ценообразования в энергоснабжении.

5. Под нарушением порядка ценообразования в энергоснабжении предположительно следует понимать только такие нарушения, которые непосредственным образом связаны с конкретной регулируемой ценой (например, увеличение, уменьшение, неприменение тарифа, применение повышающего коэффициента к тарифу и т. п.) .

6. Очевидна целесообразность включения в ст. 14.6 КоАП РФ более четких критериев нарушения порядка ценообразования, что как минимум потребует уточнения параметров занижения и завышения регулируемых цен, а также исключения из ст. 14.6 КоАП такого основания нарушения, как «иные действия, нарушающие порядок ценообразования».

7. В настоящее время минимизация правовых рисков, связанных с неоднозначным регулированием и правоприменением, видится в предварительном получении хозяйствующим субъектом разъяснений надзорного органа относительно корректности планируемых действий, связанных с применением регулируемых цен.

0
1 комментарий
Куртуазный маньерист
Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда