Ольга Медведева
599

Какие вопросы не стоит задавать соискателю на собеседовании

Выходя с очередного собеседования, я задаюсь вопросом: «Ну, когда же напишут новую модную статью о том, какие сейчас правильно задавать вопросы при личной встрече соискателю? Или хотя бы какие не стоит задавать?».

В закладки

Действительно, ну когда же?!

Наверное тогда, когда я просто возьму инициативу в свои руки и как обычно, сама сделаю то, что лучше меня не сделает никто.

Пристегните ремни, дорогие руководители и HR-ы, мы взлетаем!

Начну с обратного. Знаете, что такое успешное собеседование? Возможно, я вас разочарую, но успешным собеседование бывает только в том случае, если в конечном итоге оказалось ПОЛЕЗНЫМ.

Сейчас польза – это самое главное во всем, что мы делаем. И я не перестану повторять это до тех пор, пока все «конторы» занятые набиванием денег в карманы только своих руководителей и преследующие только их выгоду не вымрут, как мамонты!

Отвлеклась, так вот. Полезность собеседования можно оценить по следующим критериям:

1. Знакомство с чужой успешной бизнес-моделью.

Представьте, адекватный и психически здоровый человек способен радоваться чужому успеху. Меня очень вдохновляют истории тех, кто смог добиться успеха своими усилиями, без помощи богатых родственников, любовников/любовниц и в особенности тех, кому пришлось оставить насиженное родное место и тотально покинуть свою зону комфорта, сменив не просто город, а например, страну.

Да, конечно, это все я проецирую на себя родную, потому что для меня Москва – это 3-й по счету город, в котором я намереваюсь добиться успеха. И да, расскажите мне – девочке, которая приехала в Москву без российского гражданства про поиски работы. Запомните, все кто говорят, что работы нет – врут! Я даже без гражданства сумела найти работу за 2 недели, не продав свое тело и мнение.

Другое дело, найти ХОРОШУЮ работу – на это потребуются время, ресурсы, знакомства и жёсткий фильтр на поступающие предложения. Буду отвлекаться, примите как данность.

Знайте, это полезно и приятно во время личного знакомства узнать о том, как другие люди работают и что у них это хорошо получается.

2. Узнать что-то новое О СЕБЕ.

Собеседования – это стресс, если только вы не обладаете психопатическим обаянием. Любой нормальный и адекватный человек будет нервничать и это никогда не станет вашей зоной комфорта. Ну, если только вы не ходите на собеседования каждый день, как на работу. Если вы себя слушаете во время собеседования, то обязательно услышите что-то новое, например, интонации, которые вы не смогли проконтролировать или не захотели. Умение наблюдать не только за остальными, но и за собой, прекрасный навык.

3. Понять что-то новое ДЛЯ СЕБЯ.

Например, вам могут подсказать по какой специальности продолжить обучение. Такое возможно только с высокопрофессиональными HR-специалистами, ведь HR, по умолчанию, коуч.

А теперь вишенка на торте, кто такие высокопрофессиональные HR-спецы и чем они отличаются от остальных типичных демотивированных/ленивых работников:

1. Профи не просто психолог по образованию, он/она ОБОЖАЕТ психологию, постоянно саморазвивается в этой области и все, что черпает из статей, книг, курсов, опыта применяет на практике.

Как это понять? Да, легко, такой специалист активно использует такой инструмент, как эмпатия. Такому человеку хочется рассказать о себе всё.

2. Профи готовится к собеседованию и не задает вопросов, вызывающих когнитивный диссонанс.

Задача же узнать человека как можно больше, а не ввести его в ступор. Для этого важно не только набирать себе друзей и подписчиков в соц. сетях, а еще и мониторить контент потенциальных соискателей. Последнее, видимо, в план по увеличению кол-ва друзей и подписчиков, к сожалению, не входит и очень зря.

Приведу пример, откликнулась на вакансию, сделала одно тестовое задание, второе, HR-попросила добавить её в соц. сетях, прихожу на личную встречу, а она мне задает вопрос про молодого человека, у меня везде написано, что я замужем и везде есть фотографии с мужем! "Специалист" переформулировала свой вопрос с поправкой на мужа, только, когда при моей жестикуляции увидела обручальное кольцо на пальце, серьезно?

Косяки – это не только удел соискателей, хватит так думать! Любые отношения, будь то деловые или личные, это двусторонний процесс. Всегда виноваты обе стороны! Тем более, запомните, хватит принижать права соискателей, деловые отношения строятся на взаимовыгодных условиях! Спрячьте уже по-дальше эти свои комплексы с «маленькой властью». Почитайте, что ли русскую классику, если профессиональная литература надоела.

3. Профи – это те, кто изучают тех, кто приходит на собеседование, а не осуждают.

Или многие думают, что высокомерное замечание поможет наладить контакт с человеком? Странная логика.

Изучать можно только обладая набором инструментов: астрология, нумерология, да что угодно, некоторые используют тесты на эмоциональный интеллект. Иначе, как вы поймете, что человек, сидящий перед вами не врет? Отправите на детектор лжи, попросите службу безопасности проверить на задолженности, судимости или позвоните предыдущему работодателю?

Мне, например, непонятно, а почему у нас нет службы проверки работодателей? Где эти рейтинги, которые учитывают постоянную текучку кадров, вовремя невыплаченную зарплату и обман, в конце концов!

Из недавнего, в описании вакансии было написано, что у компании «модный» офис. Ну, модным он был лет 10 назад, думаете, к вам только дикие люди приходят? Которые не следят за тенденциями и не понимают, что модно, а что давно нет?

На самом деле, если ты внимателен, много чего можно заметить на первой встрече, например, в начале тебе скажут одни суммы по вилке ЗП, а потом другие.

И это только начало, чаще всего тебе говорят про развитие, но умалчивают, что руководители и ЛПР в компании – это обычно друзья, сваты, родственники и любовницы. Расшибай ты хоть лбом бетонные стены и будь магом, и всеобщим спасителем, но тебе никогда не сделают ЗП выше, чем ЗП родственницы жены из фин. отдела.

Как пример, пришлось мне работать со ставленником – ген. дир-ом, в ситуации он решил, что штрих-коды для продажи товаров в магазине надо заказать у программиста. Человек, настолько беспечный, что даже не соизволил, например, загуглить этот вопрос или просто спросить. Аплодирую стоя. Как говорится, не человек, а пример с большой буквы «п». Самое главное же, что он руководителем называется, после этой приставки по умолчанию надо закрывать глаза на самодурство и автоматически превращаться, по необходимости, либо в шута, либо в раба.

Вот, пусть шуты, остаются шутами, а рабы - рабами. У лидеров другой путь и не все руководители лидеры и профи, и я вам открою большой секрет, это правда, которая всегда на поверхности.

4. Профи готовят своих руководителей к собеседованию и не позволят задать шаблонный вопрос: а где вы видите себя через 3-5 лет. Серьезно? Прочитали это в типичной статейке и решили, что поняли, как узнать о целеполагании? А то я думаю, у Илона Маска начало коронавируса так и было прописано в ежедневничке. Рука – лицо. Позор, товарищи. Единственное, что остается неизменным, это постоянные изменения. Спросите, например, какие цели у соискателя на эту жизнь. Просто, правда?

5. Профи не говорят о том, что помогают руководству завоевать весь мир. Так обычно говорят женщины, имеющие виды на свое руководство. И да, таких примеров много и это, к сожалению, уже сложившийся шаблон. Плюс звучит банально и говорят об этом практически в каждой компании. И мне интересно, ты как и в какие сроки завоюешь мир своей неподготовленностью и непрофессионализмом?

6. После общения с профи ты выходишь в хорошем настроении, даже если тебе сразу же отказали потому, что профи тоже человек и умеет отказывать красиво.

7. У профи есть личная жизнь. Если человек не способен строить личные отношения, не сможет выстроить и рабочие, люди без личной жизни – категоричны и консервативны, и ничего нового внести в свою работу не смогут сами и не позволят другим. Человек у которого нет личной жизни – не сможет уважать чужую личную жизнь. Понятно, что у всех бывают разные периоды в жизни, но it is what it is.

8. Профи ходят к психотерапевту. Чистите зубы, умейте и мозги свои почистить, вы работаете с людьми, умейте от этого отдыхать и возвращаться к своему человеческому.

Вообще, для компании непрофессиональный, неопытный и нерелиазовавшийся HR – это колоссальный урон. Но, как правило, какой руководитель, такой и HR, подобное притягивает подобное. Поэтому справедливость – она есть всегда.

Лично мне важно окружать себя профессионалами, у которых можно учиться чему-то действительно полезному. Врать, кидать, не нести ответственность – легко, а правда – это удел сильных и тех, кто действительно хочет и меняет этот мир к лучшему, делая на совесть свою работу.

И если у тебя есть рекомендации HR-сотрудникам, пиши комментарий, а не только обсуждай/осуждай за спиной. Может им никто не даёт обратную связь, давайте, поможем им стать лучше!

Всем любви,

О ∞

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Ольга Медведева", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 6, "likes": -2, "favorites": 2, "is_advertisement": false, "subsite_label": "unknown", "id": 108374, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Fri, 21 Feb 2020 13:50:30 +0300", "is_special": false }
Создать объявление на vc.ru
Маркетинг
Провалы больших брендов на YouTube: почему так происходит и что им нужно менять
Всем привет. Несколько дней назад прочитал статью о проблемах брендов на YouTube. Она мне понравилась, но показалось…
0
6 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
1

Какая высокомерная дамочка😅 я бы такого HR выгнала сразу ибо нормальных кандидатов отпугнет. 

Ответить
1

Ольга, зачем вы на странице VC на фейсбуке в комментах ко всем постам пихаете ссылку на эту вашу статью? Вы не думаете, что это не совсем уместно?

Ответить
0

Рита,
Вы про какой именно пункт?

Ответить
0

Павел,
Вам лично никто ничего не "пихал" ))
Простите, а Вы у нас эксперт по уместности?

Ответить
0

Пихаете ссылку под каждым постом на фб, совершенно не в тему. Пост ваш от этого краше не становится

Ответить
0

Павел, 
Цель другая 😉

Ответить

Прямой эфир