Рынок транспортной телематики: «Король умер — да здравствует король?»
Через месяц после начала спецоперации и введения санкций можно сделать первые выводы о влиянии этих событий на рынок транспортной телематики. Мы хотим дать видение текущей ситуации с точки зрения российских производителей оборудования, разработчиков программного обеспечения и интеграторов телематических решений.
Как ни удивительно, и производители оборудования, и разработчики, и интеграторы, смотрят в будущее с осторожным оптимизмом, считая, что создавшаяся ситуация даст толчок дальнейшему развитию отрасли. Причем, не только из-за закрытия границ для импортного оборудования.
«Железо»
Несмотря на то, что 90% телематического оборудования (датчики уровня топлива, тахографы и GPS-трекеры (терминалы) производятся в России, существенная часть комплектующих для них – иностранные. А значит, производители напрямую зависят от зарубежных поставок.
Ситуация с комплектующими уже была непростой после кризиса 2020 года, отразившегося на всем рынке компонентов и создавшего дефицит в поставках полупроводников. Многим производителям пришлось поднять цены и увеличить сроки поставок еще в 2021 году. Февральские события этого года критично усугубили положение.
Уже 24 февраля большинство производителей остановило все отгрузки и продажи «до стабилизации ситуации». Даже те, у кого остатки на складе позволяли вести нормальную деятельность какое-то время.
Через неделю стало понятно, что неопределенность продолжается, курсовая разница неуклонно растет, а ММВБ не начинает торги. Стремительное падение рубля, запрет на поставки продукции в Россию, нарушение логистических цепочек поставило под вопрос дальнейшее производство и продажу оборудования.
Поэтому спустя пару недель производители «разделились» на три категории:
· те, кто так и не возобновил процесс отгрузки;
· те, кто спустя некоторое время начали продажи, выставив цены в условных единицах, с пересчетом по курсу ЦБ на день оплаты;
· те, кто ежедневно меняет рублевый прайс-лист в соответствии с колебаниями курса.
Очевидно, что это временные, кризисные меры и производителям придется так или иначе перестраиваться – искать новых поставщиков комплектующих, заново выстраивать логистические цепочки. Сегодня ясно только одно – старые цены на оборудование уже не вернутся.
Программное обеспечение
Но есть и хорошие новости: с программным обеспечением – системами мониторинга транспорта ситуация иная. Вся разработка ПО находится в России, и здесь мы никак не зависим от западных поставок.
По данным исследования Omnicomm за 2020 год доли абонентской платы российского телематического рынка распределяются следующим образом.
Еще 20% приходятся на самописные СМТ крупных компаний, другой российский и иностранный софт (источник: Исследование российского рынка мониторинга транспорта за 2020 год, Omnicomm).
Но самое главное: 6 марта о своем уходе из России заявила белорусская компания Gurtam (с 2021 года ее штаб-квартира находится в Вильнюсе) – лидер рынка систем мониторинга транспорта (СМТ Wialon).
На сегодняшний день к системе Wialon подключено 48% всего российского рынка мониторинга транспорта – более 1 млн транспортных средств.
Уход Wialon вызвал на рынке неоднозначную реакцию: интеграторы, непосредственно устанавливающие СМТ конечным клиентам, отнеслись к этому крайне негативно – поиск новых решений и перевод пользователей на непривычный интерфейс, зачастую с другим функционалом ведет к серьезным издержкам и трудозатратам.
Многие пользователи, только сейчас узнав о том, что разработчик используемой ими СМТ не российская компания, начали самостоятельный поиск альтернативы, уделяя особое внимание присутствию СМТ в реестре российского ПО и отсутствию санкционных проблем у бенефициаров разработчика.
Часть интеграторов совершенно точно оценили такой шаг как призыв к диверсификации и распределению парка обслуживаемых ТС по разным системам мониторинга.
А вот российские производители ПО восприняли это как шанс увеличить свою долю на рынке и подключить достаточно большое количество ТС к собственной абонентской базе.
Что делать интеграторам
Ожидания разработчиков
Так уходит или нет?
Однако, уже через несколько дней после громкого заявления об уходе, среди партнеров Gurtam начала распространяться информация, о том, что компания уходит не до конца. Gurtam предлагает несколько вариантов продолжать работу с системой Wialon – организовать юридическое лицо за рубежом, переводить платежи через Казахстан, остаться на локальных серверах. Но все эти варианты не подтверждаются по официальным каналам, а ходят в среде интеграторов «из уст в уста».
Тем не менее, приближается 9 апреля, когда Wialon по договору должен официально предупредить пользователей о прекращении сотрудничества.
Вариант открытия иностранного юридического лица комментирует :
***
Конечно, сейчас нет никого, кто бы не испытывал чувства страха перед неопределенностью. Нет никого, кто бы выиграл. Но не будем забывать, кризис – это не только сложности, это – время возможностей. Рынок транспортной телематики уже сейчас начал перестраиваться и искать пути развития – оптимизировать внутренние процессы, выбирать новых поставщиков компонентов, развивать ПО под нужды заказчиков.
Есть и еще один обнадеживающий фактор – российский бизнес закален предыдущими кризисами и может адаптироваться к любой ситуации. Поэтому так или иначе, но, пережив острую фазу турбулентности, каждый найдет свою нишу.
1300 просмотров, почти за год и 0 комментариев. С Российским рынком СМТ все в порядке. То, что мертво, умереть не может.