{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Выгорание разработчиков: Как необоснованно завышенная зарплата приводит к карьерной ловушке

Автор: Алексей Ольховой, CTO и co-founder в Vectorly.

Разработчики часто совершают ошибку в погоне за высокой зарплатой, а не за крутым лидом, который поможет быстро расти и повысить свою рыночную стоимость.

Алексей Ольховой, CTO и co-founder в Vectorly.

Ни для кого не секрет, что низкая зарплата, скучная монотонная работа - среди топ причин, которые приводят к выгоранию сотрудников. Это подтверждают исследования производительности разработчиков. О феномене выгорания и о том, как с ним справляться, написано очень много.

Однако, ситуация, когда неопытный сотрудник, которому явно не хватает навыков, приходит на работу в компанию, где ему предлагают зарплату выше рынка (и его реальной рыночной стоимости) может в долгосрочной перспективе обернутся еще хуже для него самого. Первоначальная эйфория, вызванная высокой зарплатой, быстро проходит, сменяется скукой и завистью к коллегам, занятым в более интересных и перспективных проектах. Так, спустя какое-то время, привыкший к своему финансовому уровню сотрудник стремится к сохранению этого положения, часто за счет своего же развития и крутого опыта. В этой статье мы обсудим, как избежать этой карьерной ловушки и грамотно выстраивать свой карьерный путь.

Как зарплата и удовлетворенность от работы влияют на выгорание разработчика?

На графике ниже изображено соотношение уровня зарплаты (salary) и удовлетворенности от работы (job satisfaction) разработчиков, а также вероятность выгорания в зависимости от зоны, в которую работник попадает на разных этапах своего карьерного пути.

На оси X расположена переменная Job satisfaction (удовлетворенность от работы), которая может быть охарактеризована следующими факторами:

  • Участие в интересных и перспективных проектах
  • Решение сложных задач
  • Крутая команда и хорошие отношение с коллегами
  • Обучение и развитие навыков
  • Возможности карьерного роста

На оси Y мы расположили переменную Salary - уровень зарплаты разработчика (для каждой отдельной страны это разный показатель, поэтому условно обозначаем эту переменную на основе средней рыночный зарплаты, а также восприятия самого разработчика, какую зарплату он сам считает высокой).

В зависимости от этих двух переменных мы определили 5 основных зон, в которые попадает разработчик на разных этапах своей карьеры (схематически):

  • Высокий риск выгорания (Зона 1)
  • Профессиональный рост (Зона 2)
  • Высокая зарплата (Зона 3)
  • Зона комфорта (Зона 4)
  • Идеальный мир (Зона 5)

Давайте более подробно рассмотрим каждую из зон на графике и разберем психологические трудности, с которыми может столкнуться разработчик, попадая в ту или иную зону. А затем разберем, в какие карьерные ловушки может попасть разработчик в процессе своей профессиональной жизни.

Высокий риск выгорания (Зона 1)

Описание: низкая зарплата + низкий уровень удовлетворенности от работы

Часто это молодые специалисты, которые попадают в эту зону, приходя за опытом в кампании на низкую зарплату.

Риск выгорания: очевидно, высокий

Примеры компаний: в подобной ситуации оказываются сотрудники, приходящие в агентства, стартапы с простыми технологическими решениями.

Профессиональный рост (Зона 2)

Описание: низкая зарплата + высокий уровень удовлетворенности от работы

В Зоне 2 разработчик получает интересные задачи, приятные условия работы и неограниченное пространство для профессионального роста. Но зарплата - ниже рынка.

Риск выгорания: вероятен в долгосрочной перспективе

Примеры компаний: обычно подобная ситуация складывается в высокотехнологичных стартапах pre-seed раунда, агенствах, а также характерна для стажеров/джунов в компаниях уровня FAANG.

Высокая зарплата (Зона 3)

Описание: высокая зарплата + низкий уровень удовлетворенности от работы

Плюс работы в этой зоне - высокая зарплата. Но после того, как эйфория от резкого повышения финансового статуса рассеивается, человек очень быстро привыкает к своему новому уровню жизни. Он вдруг осознает, что занимается скучными задачами и выполняет монотонную работу день за днем и, при этом, перспективы профессионального и карьерного роста туманны. Да и, в целом, команда не особенно горит тем, чем она занимается.

Риск выгорания: высокий, но для многих - неочевидный, особенно для работодателей и менеджеров. Об этой ловушке мы поговорим далее.

Примеры компаний: в подобной ситуации оказываются разработчики, которые пришли работать в крупные корпорации и компании, для которых технологические решения не являются приоритетом и основным источником доходов и которые используют старый технический stack (например, нефтяные компании).

Зона комфорта (Зона 4)

Описание: хорошая зарплата + хороший уровень удовлетворения от работы (выше среднего)

Зона комфорта - эта та самая точка, к которой должны стремиться как разработчики, так и работодатели. Разработчик, который попадает в эту зону, в целом удовлетворен своим уровнем дохода (средний или выше среднего по рынку) и занят в крутых и перспективных проектах, берет на себя интересные задачи, решает проблемы. Разработчикам также предоставляется неограниченное пространство для профессионального развития и, в целом, работники удовлетворены своей командой.

Риск выгорания: низкий.

Идеальный мир (Зона 5)

Описание: высокая зарплата + высокий уровень удовлетворенности от работы

Идеальный мир счастливых разработчиков с высокими зарплатами и супер крутыми и масштабными проектами, где возможно все, кроме выгорания. К этой точке стремятся все разработчики. Но свой максимум на шкале “зарплата” и “удовлетворение от работы” каждый определяет сам в зависимости от своего уровня финансовой нормы и профессиональных амбиций. Поэтому можно сказать, что это некий мифический мир.

Риск выгорания: здесь его не существует, как, вероятно, и сам этот мир.

В чем ловушка?

Выпустившись из университета, джуниоры обычно устраиваются на работу в компании в поиске опыта и часто попадают сразу в Зону 1, где они получают очень маленькую зарплату и выполняют примитивные задачи (макеты баннеров, простое кодирование и т. д.).

На такой работе они получают опыт и в будущем - базу для профессионального роста. Однако, если разработчик останется в Зоне 1 на долгое время, неудовлетворенность от низкой зарплаты и монотонной работы быстро приведет его к неизбежному выгоранию. Это очевидная проблема, и не составит труда найти решения, как ее избежать.

Но мало кто говорит о том, какие дальнейшие варианты карьерного пути есть у разработчиков, оказавшихся в Зоне 1. Давайте рассмотрим основные сценарии.

Как правило, из-за низкой зарплаты и задач, не требующих сложных навыков, разработчики не задерживаются надолго в Зоне 1. Из этой точки есть два пути развития:

  • Двигаться вправо по оси X в стремлении развиваться профессионально и брать сложные задачи
  • Двигаться по оси Y в поисках компании, которая даст более высокую зарплату

Сценарий #1

Разработчики с амбициями, которые не хотят просто кодить, а нацелены разивать soft skills, решать проблемы и брать на себя сложные задачи, пойдут в сторону профессионального развития - по оси X.

Главный риск для разработчиков, выбравших этот сценарий, - это остаться в Зоне 2 надолго. Чтобы избежать этого, разработчик должен с умом подходить к выбору компании. В таком случае, нужно искать место, в котором могут обеспечить возможное увеличение зарплаты по мере получения и развития навыков и вовлеченности в задачи компании.

Если компания не способна обеспечить рост дохода, риск выгорания становится довольно высоким. Со временем, разработчик будет брать на себя все больше и больше задач, но его доход не будет это отражать. В конце концов, разработчик просто выгорит и начнет деградировать, двигаясь по оси X в обратном направлении, и снова окажется в Зоне 1.

Как строить свой карьерный путь по сценарию #1

Один из наиболее оптимальных вариантов избежать выгорания и отката при движении по сценарию #1 - это адекватный рост дохода по мере роста компетенций и ответственности.

Идеальный путь - это движение из Зоны 2 к Зоне комфорта (Зона 4) в направлении к Идеальному миру (Зона 5) путем развития своих навыков, получения опыта и пропорциональному увеличению зарплаты.

Сценарий #2

Данный путь более сложный и скрывает подводные камни. Самое опасное для разработчика - это перейти из Зоны 1 прямиком в Зону 3. То есть без должного опыта и навыков получить увеличение в зарплате x 3/4/5.

В теории, такие ситуации не должны происходить. Но, возможно, разработчика интервьюировал при приеме на работу менеджер без должной квалификации. И разработчику удалось “заговорить” своего нового работодателя и приукрасить свои навыки. Или же менеджеру была поставлена задача срочно закрыть позиции и сформировать команду разработчиков - пришлось в ограниченные сроки нанять “хоть кого-нибудь”. Это случается чаще, чем вы могли бы подумать.

Придя на работу в такую компанию, разработчик оказывается в ситуации, когда ему платят необоснованно высокую зарплату: его рыночная стоимость в плане опыта и квалификации просто не соответствует оплате. И это, в свою очередь, ведет к неадекватной оценке себя как профессионала, а также к тревоге от несоответствия занимаемой позиции.

Поначалу работник испытывает радость от увеличения своего дохода и роста уровня жизни. Он начинает тратить больше, брать кредиты и другие финансовые обязательства. Его социальный статус также растет.

Однако, спустя несколько месяцев, он быстро привыкает к новому образу жизни, и розовые очки спадают. Разработчик вдруг осознает, что он уже вот несколько месяцев делает одну и ту же повторяющуюся задачу, и у него нет шансов взяться за что-то новое, чтобы научиться чему-то новому. Он не развивается профессионально.

Погрязнув в монотонных задачах и не получая приятные эмоции от обучения и развития, разработчик понимает, что его работа ему не нравится в принципе. Но он не может просто взять и поменять ее, так как он уже привык к своему уровню жизни, который ему обеспечивает эта компания.

Он смотрит по сторонам и видит, как его коллеги заняты более интересными проектами, работают в крутых и движовых командах и имеют влияние в индустрии. И даже не смотря на то, что уровень их зарплаты чуть ниже, они получают удовольствие, находясь в Зоне комфорта.

И разработчик из Зоны 3 смотрит с завистью на своих активных коллег. Но правда в том, что далеко не каждый способен отказаться от денег в пользу адреналина и карьерных возможностей.

Он в ловушке. Его единственный вариант не потерять в зарплате и заняться интересными проектами - это двигаться в Идеальный мир, который как мы выяснили, довольно мифичен. Только сеньоры, работающие на digital гигантов имеют шансы там оказаться.

Идеальный мир - это некое магическое место. Все хотят попасть туда, но большинство так и застревают в Зоне 3, променяв профессиональный рост на деньги и “стабильность”. Разработчики часто совершают ошибку в погоне за высокой зарплатой, а не за крутым лидом, который поможет быстро расти и повысить свою рыночную стоимость.

Так в чем же заключается ловушка Зоны 3? Для того, чтобы выбраться из нее, работнику нужно двинуться в сторону Зоны комфорта (Зона 4), что означает потерю части дохода и социального статуса. Ему придется пожертвовать его привычным образом жизни и решить, что делать с теми финансовыми обязательствами, которые он успел на себя взять. Это довольно большой риск и нужно иметь сильную волю и желание, чтобы решиться на этот шаг.

Конечно, описанный сценарий не относится к каждому разработчику. Многие могут довольно счастливо себя чувствовать, выполняя рутинные задачи десятилетиями. Однако риск выгорания в этой ситуации намного выше, чем даже в Зоне 2. Потому что из Зоны 2 легче выйти: повышать зарплату и искать классные проекты, а значит - потери минимальны.

Как выйти из ловушки?

Выход 1. Для разработчиков с опытом

Если разработчик пришел в Зону 3, уже имея опыт и навыки, он понимает, что он стоит этих денег и просто ошибся с выбором компании. Его навыкам просто не нашли применения.

Он понимает, что, выполняя рутинные задачи, он быстро заскучает и придет к выгоранию. Его инициатива вряд ли что-то изменит в работе компании. Эта рабочая атмосфера ведет к понижению уровня удовлетворенности от работы.

Самый простой и оптимальный выход - смена компании. Опытный разработчик может частично пожертвовать своим доходом в обмен на возможность делать крутые проекты и получить авторитет в индустрии. И так как он уже обладает необходимыми навыками и опытом, правильно выбрав компанию, он максимально уменьшит потери в доходах.

Итак, главный вывод этой части - Зона 3 менее опасна для разработчиков с опытом. У них есть пространство для выбора и высокая рыночная стоимость.

Выход 2. Для джунов/мидлов, не имеющих опыта или крутых навыков

Для разработчиков без опыта лучшая стратегия - это стремиться к Зоне 2.

Здесь важно заранее продумать свой карьерный план. Это означает, что, работая в компании с высокой зарплатой, он должен успеть накопить “подушку безопасности” и переходить в Зону 2 (профессионального роста) за развитием навыков с целью увеличения своей рыночной стоимости.

Это позволит ему участвовать в развитии крутых проектов, но на более низкой зарплате, чем он привык. Однако имея финансовый буфер, сильного падения в уровне жизни не случиться, и переход будет максимально мягким.

Поэтому главный финансовый совет для тех, кто неожиданно резко увеличил свой доход - откладывать большую часть своего дохода и сохранять размер трат на уровне своей реальной рыночной стоимости. Таким образом, с самого старта работы уровень жизни не взлетит неадекватно. А сбереженные средства дадут свободу в выборе места работы и дальнейшего карьерного пути.

В такой ситуации главный вопрос разработчика: как я могу определить свою рыночную стоимость?

Первый вариант - разослать свое резюме на открытые вакансии, сходить на несколько интервью, получить офферы от компаний и определить среднюю ставку по зарплате, которую они предлагают. Это и есть примерная оценка рыночной стоимости работника.

Второй вариант - это сразу пойти работать в компанию с прозрачной оценкой навыков сотрудников. К примеру, работники компаний, которые используют Vectorly, могут не ходить на интервью в другие компании, чтобы получить стороннюю оценку. Прозрачные ревью и карты навыков помогают провести оценку реальной рыночной стоимости сотрудников внутри компании и не терять связь с реальностью.

Итак, лучший вариант для неопытных разработчиков выхода из Зоны 3 - это создать финансовую подушку и искать крутого лида в Зоне 2 без значительной потери в уровне жизни. Так, у разработчика остается шанс расти профессионально и повышать свою рыночную стоимость. Это точка, в которой его опыт начинает коррелировать с ростом зарплаты.

Заключение

Давайте подытожим и обозначим главные карьерные стратегии для разработчиков, которые мы обозначили в этой статье:

  • С самого старта карьеры разработчики должны стремиться к Зоне комфорта. Это означает, что их зарплата должна расти пропорционально с развитием их навыков (сценарий ‘balance’ на графике).
  • Не нужно стремиться к необоснованно высокой зарплате. Лучший вариант - искать крутого лида, который поможет повысить реальную рыночную стоимость.
  • Выбирайте компанию, которая может обеспечить финансовый рост пропорционально развитию навыков и получения опыта.
  • Повышайте уровень жизни (траты) не по мере увеличения зарплаты (резко), а с ростом вашей рыночной стоимости.
  • Ищите компанию, которая проводит прозрачную оценку навыков сотрудников, таким образом, давая им возможность получить адекватную оценку своей рыночной стоимости.

Вот простые рецепты, которые помогут разработчикам избежать выгорания на любом этапе их карьерного пути.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда