{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Блокчейн-система для противодействия коррупции в сфере закупок

Применение блокчейна в сфере государственных и коммерческих закупок сделает их более прозрачными, открытыми и честными. О том, как осуществлять общественный контроль закупок с момента их публикации, рассказывает в своей колонке коммерческий директор Waves Enterprise Игорь Кузьмичев.

В этой статье я хочу рассказать о возможностях применения технологии блокчейн в сфере государственных и коммерческих закупок и торгов с целью сделать их более прозрачными, открытыми, честными. При этом речь пойдет не о контроле внутренних процессов заказчиков от инициации потребностей до публикации закупок (хотя даже здесь простое отслеживание хронологии всех формальных событий позволяет выявить большое число нарушений), а об общественном контроле закупок сразу после их опубликования.

В настоящий момент в сфере закупочной деятельности распространены случаи мошенничества и злоупотреблений, вызванные противоправными умышленными действиями (бездействиями) должностных лиц заказчиков закупок, осуществляемых с использованием своего служебного положения в интересах лиц, обещающих соответствующее вознаграждение. Как правило, должностное лицо не является сотрудником подразделения по организации закупок, а является сотрудником функционального подразделения – инициатора потребности, и по этой причине внутреннее противодействие коррупции будет наиболее эффективным до окончания закупочных процедур за счет контроля соответствия рыночным условиям основных параметров закупки и характеристик закупаемых товаров, работ, услуг.

Текущие традиционные способы контроля являются неэффективными:

  • контроль со стороны подразделения по организации закупок заказчика неэффективен, так как осуществляется в рамках формального соблюдения требований законодательства без предметного понимания закупаемых товаров, работ, услуг;
  • контроль со стороны добросовестных участников рынка неэффективен, так как осуществляется в рамках ограниченных возможностей направления заказчику запросов на разъяснения и направления жалобы регулятору (государственному органу исполнительной власти) в области закупочной деятельности;
  • контроль по стороны регулирующих органов неэффективен, так как осуществляется в рамках формальной проверки соответствия закупки требованиям законодательства и реагировании на жалобы участников закупок без предметного понимания закупаемых товаров, работ, услуг.

Технология блокчейн позволяет расширить арсенал инструментов, обеспечивающих новые функциональные возможности в выявлении и пресечении коррупционных действий должностных лиц со стороны заказчиков закупок за счет создания системы для взаимодействия с широким кругом добросовестных участников закупок для выявления в опубликованной закупочной документации аспектов, указывающих на возможные нарушения. Например, типовыми сигналами наличия нарушений могут быть:

  • неадекватная (завышенная или заниженная) начальная максимальная цена;
  • необоснованность требований к участникам закупки или критериев оценки их заявок;
  • несоответствие сроков и условий выполнения обязательств объемам и требованиям закупаемых работ, услуг, товаров и пр.

Также блокчейн позволяет обеспечить прозрачное взаимодействие с контрольно-надзорным подразделением заказчика закупки для информирования о возможном нарушении в целях обеспечения устранения выявленных несоответствий, опубликования измененной закупочной документации и проведения внутреннего расследования.

Кроме этого, за счет повышения общего уровня конкуренции при проведении закупок, возникающего в результате информирования широкого круга добросовестных участников рынка о проводимых закупках, заказчики получают дополнительную экономию денежных средств за счет заключения по итогам закупок контрактов с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) с меньшей ценой.

Система в основном варианте реализации состоит из:

  • размещенных на площадке оператора системы сервера ноды блокчейн-сети, сервера бизнес-логики (сервера приложений и вспомогательных баз данных) и личного кабинета (веб-интерфейса) для взаимодействия с добросовестными участниками закупок через Интернет;
  • размещенных на площадках заказчиков закупок серверов нод блокчейн-сети, серверов бизнес-логики, личных кабинетов для взаимодействия с работниками заказчиков закупок через корпоративные сети передачи данных (КСПД).
  Waves Enterprise

Первоначальный запуск системы осуществляется путем развертывания на площадке оператора системы основных компонентов (сервера ноды блокчейн-сети, сервера бизнес-логики, веб-интерфейса) и генерации первичного блока (genesis block) блокчейн-сети.

Оператор системы также обеспечивает первичное формирование и дальнейшую актуализацию реестра добросовестных участников закупок путем отбора организаций и индивидуальных предпринимателей:

  • в срок и без штрафных санкций выполняющих работы, оказывающих услуги, осуществляющих поставку товаров согласно публичным сведениям о результатах исполнения соответствующих контрактов, размещенных на электронных торговых площадках и государственных информационных системах в сфере закупок (торгов);
  • не имеющих проигранных судебных дел по результатам исполнения соответствующих контрактов согласно публичным сведениям, размещенным на официальных сайтах арбитражных судов.

Также оператор системы обеспечивает первичный сбор и дальнейшую актуализацию дополнительной атрибутивной информации по добросовестным участникам закупок: контактные данные, виды реализуемой экономической деятельности и поставляемой продукции по исполненным контрактам, наличие лицензий для деятельности, подлежащей обязательному лицензированию.

Сбор такой информаций обеспечивается путем интеграции с внешними информационными системами: электронными торговыми площадками (ЭТП), государственными информационными системами в сфере закупок и торгов (zakupki.gov.ru, torgi.gov.ru), информационной системой арбитражных судов (kad.arbitr.ru), государственным реестром юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (egrul.nalog.ru).

Оператор системы обеспечивает уведомление добросовестных участников рынка о возможности подключения к системе для получения дальнейших уведомлений об опубликованных новых или измененных закупках и получения приглашений для оценки закупочной документации.

Добросовестные участники закупок через личный кабинет, размещенный на площадке оператора системы и доступный через Интернет, с помощью устройства (компьютера, ноутбука, планшета, мобильного телефона) регистрируются и авторизуются в системе с использованием квалифицированного идентификатора (например, квалифицированной электронной подписи).

Подключение каждого заказчика закупок к системе осуществляется оператором системы путем выдачи заказчику закупок дистрибутивов компонентов системы (ноды блокчейн-сети, сервера бизнес-логики, веб-интерфейса) и конфигурационных файлов, включая смарт-контракт, содержащий информацию об алгоритме формирования перечня добросовестных участников закупок для оценки закупочной документации и допустимых пороговых значениях таких оценок с учетом используемых в системе критериев, шкал и классификаторов для оценки закупок.

Заказчик закупок разворачивает на своей площадке компоненты системы и через Интернет подключает свою ноду к общей блокчейн-сети. Работники заказчика закупок через личный кабинет, размещенный на площадке заказчика закупок и доступный через корпоративные сети передачи данных, с помощью устройства (компьютера, ноутбука, планшета, мобильного телефона) регистрируются и авторизуются в системе с использованием служебного идентификатора (например, служебного адреса электронной почты). Сервер бизнес-логики и личный кабинет могут быть заменены интеграционным сервисом, обеспечивающим передачу необходимой информации из ноды блокчейн-сети во внутреннюю информационную систему заказчика.

Итак, система развернута, к ней подключены заказчики закупок и добросовестные участники рынка. Далее при публикации новой (измененной) закупки каким-либо заказчиком на внешней электронной торговой площадке системой реализуется следующий процесс.

С помощью интеграционных сервисов, опрашивающих внешние ЭТП, система получает информацию о новой закупке. Смарт-контракт ноды блокчейн-сети, размещенной на площадке оператора системы, случайным образом формирует из реестра добросовестных участников закупок перечень участников для оценки закупочной документации данной закупки. Алгоритм формирования перечня участников для оценки и его параметры могут быть заданы индивидуально для каждого заказчика закупок на этапе их подключения к блокчейн-сети и могут быть изменены в дальнейшем только оператором системы. Например, алгоритм может заключаться в отборе случайным образом 1000 участников, причем 500 участников выбраны с учетом основных параметров закупки (например, вида экономической деятельности или продукции, наличия лицензий для деятельности, подлежащей обязательному лицензированию, наличия заданного числа исполненных контрактов с ценой, не меньшей чем заданное количество процентов от начальной максимальной цены контракта, наличия заданного числа исполненных контрактов сопоставимого характера в части требуемых работ, услуг, товаров), а остальные 500 участников выбраны без учета основных параметров закупки.

Система обеспечивает автоматическое направление приглашений выбранным участникам с указанием необходимой информации по закупке: наименование закупки, адрес публикации закупки на электронных торговых площадках и/или государственных информационных системах в сфере закупок (торгов), период приема оценок. Выбранные участники проводят анализ закупочной документации и с учетом доступных шкал и классификаторов формируют оценку по основным параметрам (критериям): адекватность начальной максимальной цены контракта; обоснованность требований к участникам закупки и критериев оценки их заявок; соответствие сроков и условий выполнения обязательств объемам и требованиям закупаемых работ, услуг, товаров и пр.

Смарт-контракт ноды, размещенной на площадке оператора системы, обеспечивает запись в блокчейн-сеть гомоморфно зашифрованных на закрытом ключе оператора системы всех оценок добросовестных участников закупок. По окончанию периода оценки закупочной документации смарт-контракт путем сложения гомоморфно зашифрованных оценок получает гомоморфно зашифрованные сводные оценки по основным параметрам закупки, обеспечивает их расшифрование с помощью закрытого ключа оператора системы без предварительного расшифрования отдельных оценок и обеспечивает запись сводных оценок в блокчейн-сеть.

Смарт-контракт ноды, размещенной на площадке заказчика данной закупки, получает из блокчейн-сети сводные оценки закупки, сравнивает их с заданными допустимыми пороговыми значениями оценок и в случае нахождения сводной оценки в недопустимом интервале обеспечивает уведомление работников заказчика в личном кабинете. Работники имеют возможность ознакомиться с результатами сводной оценки закупки, обеспечить устранение выявленных несоответствий, опубликовать измененную конкурсную документацию с соответствующим законодательству продлением сроков закупочной процедуры, а также провести внутреннее расследование с целью выявления признаков коррупционных действий должностных лиц заказчика.

Дополнительно, система может автоматически обеспечивать:

  • расчет рейтинга эффективности каждой отдельной оценки по каждому отдельному критерию оценки каждого добросовестного участника закупок;
  • расчет сводного рейтинга эффективности оценок по каждому отдельному критерию оценки каждого добросовестного участника закупок;
  • расчет сводных оценок по отдельным критериям оценки новой (измененной) закупочной документации с учетом сводных рейтингов эффективности предыдущих оценок всех добросовестных участников закупок.
Waves Enterprise

В качестве алгоритма расчета рейтинга эффективности каждой отдельной оценки по отдельному критерию оценки каждого добросовестного участника закупок может быть применен алгоритм расчета дисперсии случайной величины как математического ожидания квадрата отклонения случайной величины от ее математического ожидания, в котором за случайную величину принята оценка добросовестного участника закупок, а за математическое ожидание случайной величины принята полученная сводная оценка. При применении указанного алгоритма рейтинг эффективности каждой отдельной оценки каждого отдельного добросовестного участника закупок как величина, обратная дисперсии, будет тем выше, чем ближе такая отдельная оценка к сводной оценке. Для сглаживания значений рейтингов эффективности каждой отдельной оценки может быть применено натуральное логарифмирование значений с округлением результатов меньше единицы до единицы как аномально выбивающихся из общего ряда оценок.

В качестве алгоритма расчета сводного рейтинга эффективности оценок по каждому отдельному критерию оценки каждого добросовестного участника закупок может быть применен метод расчета средневзвешенного значения с учетом коэффициентов влияния по времени, при использовании которого оценки, поставленные недавно, имеют более высокие весовые коэффициенты по сравнению с оценками, поставленными давно. В качестве алгоритма изменения весового коэффициента может быть применено натуральное логарифмирование отношения заранее подобранной константы и числа месяцев с момента проведения оценки с отбрасыванием отрицательных результатов как устаревших.

В качестве алгоритма расчета сводных оценок по отдельным критериям оценки новой (измененной) закупочной документации с учетом сводных рейтингов эффективности предыдущих оценок всех добросовестных участников закупок может быть применен метод расчета средневзвешенного значения с учетом весовых коэффициентов влияния, в котором в качестве весовых коэффициентов используются сводные рейтинги эффективности оценок по отдельным критериям оценки добросовестных участников закупок.

Дополнительно, к системе может быть подключен государственный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль (надзор) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) – с 1 января 2014 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года N 728 таким органом определена Федеральная антимонопольная служба (ФАС России).

Waves Enterprise

На площадке ФАС размещается экземпляр системы – сервер ноды блокчейн-сети, сервер бизнес-логики, личный кабинет для взаимодействия с работниками ФАС. Смарт-контракт ноды анализирует записанные в блокчейн-сеть сводные оценки всех закупок и в случае нахождения сводной оценки закупки в недопустимом интервале и бездействия в течение определенного времени внутреннего контрольно-надзорного подразделения заказчика, обеспечивает автоматическое направление уведомления о возможном нарушении в личный кабинет работников ФАС, которые имеют возможность ознакомиться с результатами сводной оценки закупки, провести собственный анализ закупки и обеспечить в случае необходимости формирование предупреждений или предписаний в адрес заказчика. Сервер бизнес-логики и личный кабинет могут быть заменены интеграционным сервисом, обеспечивающим передачу необходимой информации из ноды блокчейн-сети во внутреннюю информационную систему ФАС.

По мере накопления оценок добросовестных участников в систему могут быть добавлены алгоритмы искусственного интеллекта на основе нейронной сети для самостоятельного формирования оценок по отдельным критериям оценки новой (измененной) закупочной документации. Для семантического анализа естественного языка текста закупочной документации с последующей классификацией и формированием эвристических оценок по отдельным критериям оценки может применяться рекуррентная нейронная сеть с архитектурой «долгая краткосрочная память» (long short-term memory, LSTM). В качестве алгоритмов нейронной сети целесообразно использовать готовые open-source библиотеки (например, TensorFlow, Keras, PyTorch, Theano). В качестве выборки для первичного обучения нейронной сети по алгоритму «градиентный спуск» используются ретроспективные и текущие данные – закупочная документация и сводные оценки по отдельным критериям оценки закупочной документации с учетом сводных рейтингов эффективности оценок всех добросовестных участников закупок.

Отдельной задачей является вопрос мотивации активного участия в системе добросовестных участников рынка. Кроме моральных аспектов или желания обеспечить честную конкурентную борьбу такую мотивацию обеспечивает финансовое вознаграждение, выплачиваемое оператором системы из тех средств, которые он получает от заказчиков закупок за обеспечение функционирования системы. Возможны три варианта выплаты такого вознаграждения:

  • в виде цифровых активов, эмитентом которых является оператор системы – самый простой вариант, при котором к системе не требуется подключение дополнительных участников;
  • в виде цифровых активов, выпущенных сторонним участником финансового рынка – в этом варианте система должна обеспечить интероперабельное взаимодействие со специализированными сторонними системами таких эмитентов;
  • в виде денежных средств через кредитную организацию (банк) – в этом варианте на стороне кредитной организации размещается нода блокчейн-сети и интеграционный сервис, обеспечивающий взаимодействие ноды и автоматизированной банковской системы (АБС).

Во всех указанных случаях вознаграждение выплачивается следующим образом – смарт-контракт ноды оператора системы при расчете сводных оценок по отдельным критериям оценки новой (измененной) закупочной документации с учетом сводных рейтингов эффективности оценок всех добросовестных участников закупок переводит заданное число цифровых активов (денежных средств) с адреса ноды (расчетного счета) оператора на заданное число адресов кошельков (расчетных счетов) добросовестных участников закупок с самыми высокими значениями сводного рейтинга эффективности оценок по каждому отдельному критерию оценки данной закупочной документации. Другими словами, Х условных единиц вознаграждения получают Y добросовестных участников закупок, наиболее точно относительно сводной оценки оценивших закупочную документацию.

Итого, мы имеем систему для привлечения независимых внешних экспертов – добросовестных участников рынка, способных выявить нарушения в закупках до их окончания, и обеспечения передачи информации о нарушениях в контрольно-надзорные подразделения заказчиков и ФАС России. Выявленные нарушения будут устраняться, должностные лица заказчиков будут привлекаться к ответственности, общий уровень честной конкуренции в закупках будет увеличиваться. Остается только найти заказчиков, готовых подключиться к системе и представить на проверку общественности свои закупки. Строго говоря, такую проверку закупок можно проводить и без согласия заказчиков – смотрим на закупки на ЭТП, находим нарушения, направляем в ФАС России – но тогда будут отсутствовать два важных аспекта: финансовая поддержка оператора системы, обеспечивающего её функционирование и мотивацию активного участия добросовестных участников рынка, и оперативное вмешательство в закупки с нарушениями внутренних контрольно-надзорных подразделений заказчиков, способных быстро устранить нарушения и продолжить закупочную процедуру, а также провести внутреннее расследование и привлечь к ответственности виновное должностное лицо, что обеспечит профилактику будущих нарушений.

0
4 комментария
Максим Сутов
>"Остается только найти заказчиков, готовых подключиться к системе и представить на проверку общественности свои закупки."

Удачи!))

Ответить
Развернуть ветку
Igor Kuzmichev

Между прочим, уже есть желающие ))

Ответить
Развернуть ветку
Mariya Elman

Интересная концепция

Ответить
Развернуть ветку
Котофей Котофеевич

Waves Enterprise SCAM!!!! 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда