{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Как устроена просветительская пропаганда

С начала марта в российские школы и вузы поступают методички с инструкциями о том, как рассказывать учащимся о текущей ситуации в мире.

Пропагандистский угар продолжает усиливаться: с нового учебного года в школах введут еженедельное торжественное поднятие флага, чиновники хотят переписать учебники по истории.

Отличия образования от пропаганды

Образование отличается от пропаганды тем, что в первом случае вам расскажут, какие обсуждения стояли за принятой сейчас теорией, позволят задавать вопросы, расскажут об альтернативах и слабых местах. Пропагандист же будет настаивать на своей теории как на единственно верной и ни в коем случае не позволит в ней усомниться.

Цель образования в том, чтобы принести пользу самому ученику. Рассказывая о различных теориях и обучая, как решать задачи, учитель пытается помочь своему ученику стать лучше: быстрее и легче справляться с трудностями, использовать знания в повседневной жизни и т. д.

Цель пропаганды в манипуляциях и в том, чтобы переманить на свою сторону. Пропагандист выберет ту теорию, которая будет удобна для него и которая лучше всего подтвердит его точку зрения. Пропагандист не думает о том, насколько эта теория полезна для его слушателей, ему важно то, насколько убедительно она звучит и как она поможет ему достичь его целей.

Изначально слово «пропаганда» обозначало распространение. Если мы исходим из этого определения, то тогда распространение любых идей — пропаганда.

Сегодня, когда мы говорим о пропаганде, мы имеем в виду ложь, искажение фактов и внушение. Эта пропаганда прежде всего внушает нам определенные позиции. Не сообщает о той или иной позиции и даже не переубеждает — что нормально, так все делают, — а именно внушает.

Примеры пропаганды в школах

1 пример. Методички в Удмуртской сельской школе «У нас проводили обязательные классные часы по методичке, которую присылали в администрацию школы. Надо было делать еще фотоотчет: пост с фото в группе, что урок проведен. Детям нужно было рассказать про «спецоперацию против нацистов» и что украинцев не существует как нации», — рассказывает Алексей*, педагог-организатор сельской школы в Удмуртии.

Учителей этой школы также просили упомянуть о «спецоперации» накануне 9 мая — поддержать российских военных. А на ведение школьных пабликов в социальных сетях, по его словам, поставили человека, который постит «однообразный контент с пропагандой и военщиной».

2 пример. Увольнение учителя из-за поста Открытая антивоенная позиция может стать причиной увольнения, административного и даже уголовного преследования. В марте Госдума приняла закон об уголовной ответственности за «публичное распространение заведомо ложной информации» о действиях российской армии. Одной из первых пострадавших за антивоенные высказывания стала учитель английского языка Ирина Ген из Пензы.

Кто-то из учеников рассказал о ее антивоенной позиции родителям, которые и написали донос. «24 февраля я высказалась по поводу “спецоперации” в социальных сетях. Коллеги сразу написали мне: ректор на совещании предупредила — не обсуждать тему Украины. Заведующий кафедрой звонил, просил быть аккуратнее, потому что ФСБ мониторит посты “ВКонтакте”. *В целях безопасности имена героев изменены

Образование как активизм

Современный мир обезличивает учителя: ему навязывают, что и как учить, от него требуют нейтральности. Такой подход решает проблемы необъективности и помогает контролировать: ничего лишнего не будет сказано и все ученики одного класса или одной профессии получат один и тот же материал.

Проще говоря, обучение — это форма активизма, где мы учимся определять свои предположения, рассматривать альтернативные точки зрения, разрушать проблемные убеждения, приводить осторожные аргументы и защищать свои точки зрения.

В мире, где любую информацию можно отыскать в интернете, становится ясно, что сегодня учителя нужны не столько для передачи знаний, сколько для того, чтобы научить, как с ними обращаться. И на этом этапе проще всего сформировать «быстрое мышление», которое происходит на автомате и без долгих логических рассуждений

Просветительская пропаганда в Советском Союзе

Уже в 1925 году к числу обязательных предметов в вузах добавили «основы марксизма-ленинизма» — объединение диамата и истории коммунистической партии в одном курсе. 14 ноября 1938 года в связи с изданием «Краткого курса истории ВКП(б)» центральный орган большевистской партии постановил усилить партийную пропаганду среди населения и организовать специальные курсы подготовки агитационных работников.

Как вспоминают многие студенты, на чью долю выпало знакомство с курсами по истории КПСС и диамату, все сводилось к заучиванию итогов съездов и бесконечному конспектированию статей Маркса, Энгельса, Ленина. Память о сражениях студентов с диалектическим материализмом сохранилась и в старом анекдоте:

— В чем различие между матом и диаматом?

— Мат все знают, но притворяются, что не знают. Диамат никто не знает, но все притворяются, что знают.

— А в чем сходство?

— И то и другое является мощным оружием в руках пролетариата.

Еще хотим показать яркий пример — воспоминание Анатолия*, который застал пропаганду в 50-60 годах прошлого века:

Нам с первого класса постоянно внушали, что единственно верной является марксистко-ленинская идеология, а единственно возможным путем развития человечества является социализм и коммунизм. И мы искренне верили, потому что эта идеология провозглашала приоритет общечеловеческих ценностей, таких как «равенство», «братство», «социальная справедливость», «защита интересов трудящихся».

И даже первокласснику был понятен лозунги: «Кто не работает – тот не ест», «От каждого по способности – каждому по труду». Каких-либо дополнительных обязательств звание «октябренок» на его носителя не накладывало. Но учителя и другие воспитатели по любому поводу подчеркивали, что это звание «обязует» октябренка вести себя достойно, хорошо учиться, во всем помогать маме и папе, потому что «только тех, кто любит труд, октябрятами зовут».

Провинившегося октябренка могли «обсудить» на собрании сверстников и вынести общественное порицание, а к отстающему в учебе могли «прикрепить» успевающего товарища, для оказания помощи.

*В целях безопасности имена героев изменены

0
1 комментарий
Борис Фёдоров
Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда