{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Плановоубыточный или как спланировать провал.

Как всем вам известно, существует ряд подходов к ведению бизнеса. И хочу я обратить внимание на два противоположных по своей сути. Один из них предполагает, что все производство, образно выражаясь, от болта до его упаковки, должно быть собственным. Крайность подобного типа производства – паранойя «сырьевой безопасности»: все производится исключительно своими силами, без передачи на аутсорсинг. Основным аргументом сторонников такого ведения бизнеса является быстро меняющаяся в сторону дороговизны цена на сырье. Вот, мол, пройдет лет десять – рынок изменится, дешево ничего не купишь, поэтому лучше заранее обеспечить себя всем своим.

Проиллюстрирую теоретизирование сторонников исключения аутсорсинга из бизнеса примером компании А. Она для производства продукта Х закупает у марсиан марсинит. И однажды, в момент очередного приступа «сырьевой безопасности», решает наладить выпуск своего, дабы стать сильной и независимой компанией со своими кошками своим марсинитом. При этом (из-за болезни, наверное) наша компания А игнорирует ряд факторов:

- компетенций Марсиан по производству марсинита у нее нет, следовательно, более конкурентный продукт создать она не может. Марсиан не догнать: они годами совершенствовали свое производство или имели доступ к более дешевому сырью. Есть у Марсиан преимущество, почему и стали они основными поставщиками марсинита?

Отсюда следует, что себестоимость названного продукта компании А будет выше, чем у остальных (не больных) игроков этого рынка.

- 10 лет! В мире, который меняется и живет на современных скоростях, за 10 лет технология может измениться так, что компании А совсем не нужен будет марсинит, ей уже нужен венерий. А завод-то вы подо что построили? И оборудование подо что наладили?

-допустим, марсинит от себестоимости продукта Х составляет 10%, тогда при росте цен на марсинит в 50%, рост себестоимости составит, только представьте себе эту сумасшедшую цифру, - 5%!

Что же в итоге получается? Компания А, отказываясь от аутсорсинга, налаживая новые и новые производства, обрастает кучей непрофильных бизнесов. Любой непрофильный бизнес обременен непрофильной компетенцией. И тут опять загибаем пальцы, только в обратную сторону:

1. Любая непрофильная компетенция требует ничуть не меньшего финансирования, чем основной бизнес. При этом в ситуации ограниченных финансовых ресурсов (которая у нас перманентна) в первую очередь будет финансироваться основной бизнес как основной генератор прибыли, а все непрофильные производители марсинита будут прозябать. У любого недофинансированного бизнеса рано или поздно выходит из строя оборудование, производство покидают специалисты высокой квалификации. Ремонты же надо оплачивать, а высококвалифицированному персоналу хорошо платить. И это первый шаг к деградации бизнеса в целом.

2. Как правило непрофильные бизнесы становятся карманными компаниями, которые закрывают только внутренние потребности и не выходят на открытый рынок, они не конкурируют с марсианами. Отсутствие конкуренции и тепличные условия поддержки как правило ведут к деградации, читай, росту себестоимости из-за неэффективности технологии и производственных процессов, потому что перед ними не стоит задача по выпуску конкурентного продукта, но задача по обеспечению сырьем своего производства. Вот уже и дно смотрит в глаза непрофильному бизнесу.

Упал! Не отжаться! Себестоимость бьет все рыночные цены. И хотела бы компания А снова покупать марсинит у марсиан, но у неё же свой завод пыхтит, люди работают, сырьевая безопасность худо-бедно обеспечивается. Заводик этот генерит убыток и становится плановоубыточным. Сделать лучше рынка не может по описанным выше причинам, а закупать будут у него, ибо Б-безопасность. И вот компания А запланированно теряет свою акционерную стоимость, так как плановоубыточный непрофильный бизнес покрывает свои убытки за счет основного бизнеса.

Все. Конец фильма. Но не конец бизнеса! Что можно сделать?

При создании своих не очень профильных бизнесов:

1) Оцените, какую долю в себестоимости готового продукта занимает сырье. Старое доброе стресс-тестирование - вам в помощь! Если это сырье 0.1-10%, то оно того не стоит, проще обратиться к тем, кто сделает это лучше вас. А здесь чистая математика! Даже при росте в 100%, это даст рост себестоимости на 10%, а с этим можно работать.

2) Если взять юристов и закупщиков и смастерить хитрые долгосрочные контрактные обязательства/партнёрства с основными игроками этого рынка, которые дадут вам стабильную поставку сырья/комплектующих/услуг в будущем, это лучшее решение, и не обязательно оно должно закрывать все 100% потребности. Самым ярким примером такой коллаборации служит производство автомобилей. Например, литые компоненты автомобиля часто делают независимые производители, автопроизводители отдают им это на аутсорсинг, чтобы не брать на себя компетенции литья.

3) И уж если вам пришлось организовать непрофильное производство, сделайте его максимально самостоятельным, пусть часть продукции продается на свободном рынке (получает прививку конкуренции). Пусть ваше непрофильное производство самостоятельно финансируется и принимает решения о модернизации независимо от основного бизнеса. Отнеситесь к этому как к диверсификации своего бизнеса и созданию отдельного игрока на отдельном рынке.

Знакомство со вторым подходом к бизнесу, где всё максимально аутсорсно, состоится чуть позднее.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда