{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

«Удалять мы ничего не будем, а будем стоять на своём». Обсуждаем с ex-CMO «Тануки», зачем нужен инклюзивный маркетинг

Подкаст «Бизнес, роботы, мечты» — это клуб предпринимателей, где помогут, если что-то идёт не так; покажут новую цель, если застопорился.

Материалы этого подкаста мы попробовали сделать в другом формате. Спасибо за ценные советы и помощь: Sarkis Antonyan, Яков Сомов, Mihael Isaev, Dmitry Eliseev, Dmitriy Filippov, Елена Кучерявенко и Слегка Придурковатый.

О чём разговор

Этот выпуск мы записали ещё в феврале, когда Станислав Колосков был действующим директором по маркетингу в TanukiFamily. Всё это время эпизод лежал «в столе» у студии, и вот наконец-то пришло время его опубликовать.

В новом выпуске говорим об инклюзивном маркетинге. В гостях ex-CMO TanukiFamily Станислав Колосков рассказывает, что делать инхаус, а что отдать агентству, как оценивать эффективность кампаний, откуда брать идеи для ситуативного маркетинга?

Саша делится мыслями о непоследовательности рекламы Тануки, а Илья вспоминает маркетинговые провалы свой компании. Лёши на записи, к сожалению нет, он в то время болел ковидом.

А ещё ведущие поговорили о том, как работать с блогерами, как реагировать на нападки хейтеров, и существует ли отдел по новой этике?

Участники подкаста

Соосновательница студии «Заварили» и ведущая подкаста. Оборот — больше 10 000 000 в год.
Илья Волков
Один из основателей парфюмерной сети «Библиотека ароматов» и онлайн-платформы Biblioteka.shop. Оборот в прошлом году — 145 000 000.
Станислав Колосков
Ex-CMO TanukiFamily

Как устроен маркетинг в ТАНУКИ

Саша:
Тема сегодняшнего выпуска — маркетинг Тануки. Мы будем учиться у Стаса маркетингу.

Одна из ваших отличительных черт — инклюзивный, а кто-то его называет скандальный, хайповый маркетинг. И часто он связан с гендерными темами.

Давай начнем с самого начала — как у вас организован маркетинг? Ты глава этого отдела. Сколько в отделе человек и что там за роли?

Станислав:
Да, он уже, наверное, уже не отдел, а полноценный департамент. Ну это так, небольшая ремарка.

Я приходил когда это все называлось просто Тануки. За время моей работы мы с командой трансформировали приложение и наш сайт в полноценный агрегатор — Тануки Family.

Сейчас у меня под управлением три бренда: Тануки (ядро бренда), пицца (TVOЯ) — запустили в прошлом году, и Ёрш — небольшая сеть ресторанчиков, где можно выпить пива, поесть мяса, спеть в караоке, подраться ночью… Такая классика.

У нас есть СММ-отдел, который очень активный и яркий. С точки зрения фуд-рынка мы, наверное, самые яркие. Постоянно делаем что-то интересное и обращаем на себя внимание. В отделе 3 лида, а также 5-6 человек внештатных — комьюнити-менеджеры. Они отвечают за комментарии и внешние площадки. Они пытаются уладить негатив, например, на картах.

Обычно самый большой негатив на картах сыплется в первую неделю после открытия точки. Мы в прошлом году открыли много ресторанов в центре. Там ещё не отточены все бизнес-процессы: человек приходит, ждёт, что его обслужат по полной программе, но где-то что-то опаздывает и очень много негатива валится.

Саша:
У меня некоторые друзья-предприниматели даже не ставили точку своей кофейни на Яндекс.Картах в первые недели. Потому что знали, что будет тонна негатива, и чтобы не просаживать себе рейтинг они просто поначалу не отсвечивали.

Отдельная команда СММ, человек 7, как я поняла. Кто ещё?

Станислав:
Диджитальщики, там буквально один руководитель head of digital, и у него есть маркетолог. Также у меня есть креативная пара копирайтер + креативный директор, которые генерируют достаточно много интересных штук. В остальном — работаем с агентствами.

Я считаю, что очень важно плодить всё у себя внутри. Я в принципе эту культуру стараюсь распространять на всех, когда кто-то может что-то предложить и прийти с какой-то идеей. Мы все это слушаем и процентов 50 выходит в эфир потом в итоге.

Ещё есть CRM, там буквально один человек: поддержка, коммуникации, пуши, имейлы, и всё, что с этой историей.

Плюс достаточно большой дизайн-отдел — порядка 5 человек. Дизайнеры, которые работают и над меню, и над историей, связанной с мобильными устройствами, сайтом и всем остальным.

Саша:
Я насчитала примерно 20 человек инхаус и плюс агентства. Хочется подробнее обсудить — что делать инхаус, а что агентству отдавать.

Илья:
Да, интересно. Мы поменьше — у нас в команде маркетинга 7 человек. Это и СММ, и контент, и диджитал маркетинг. Мы очень много сил потратили на то чтобы найти правильное подходящее для нас агентство. Каждый раз обжигались, а потом поняли, что вот эту маркетинговую экспертизу нужно выстраивать внутри, потому что лучше нас никто не поймет специфику того, как это надо делать.

В итоге мы начали со скрипом собирать людей под себя, брали джуников, выращивали, более-менее сейчас сформировали команду. И вот в вашем случае, какого мнения ты придерживаешься.

Станислав:
Всё сильно зависит от размера бизнеса. Например, не секрет, что Сбер и все другие экосистемы сейчас строят у себя команды.Потому что, во-первых, специалистов хороших нет, и если это агентство, то экспертизу ты отдаёшь в любом случае им, и они строят у себя некий хаб по знаниям и поддержанию всех этих знаний.

Если это средний бизнес, то, кажется, что помимо своих людей, которые понимают семантику, специфику этого бизнеса, перфоманс-инструменты, ты можешь подключать агентства, и они по твоим тех.заданиям работают и приводят тебе трафик.

Если говорить про СММ, то я тоже считаю, что команду необходимо растить внутри. У меня было очень много опытов, когда мы пытались отдавать агентствам, но это всегда разваливалось. Более того, я последнее время и продакшн внутри пытаюсь сформировать.

Например, в Подружке – мы генерили просто тонну контента косметического, это было все наше: мы это контролировали, мы это описывали, мы это выпускали, и было очень круто. Поток просто был нескончаемый.

Пиар у меня внешний, по нескольким причинам. Внутри Тануки Family три бренда, и невозможно одному менеджеру вести такой поток — очень много инфоповодов, а мы пытаемся зацепиться почти за каждый значимый.

Все остальное у нас — инхаус, и для нашего уровня бизнеса это, наверное, идеальная модель. Причем, я не могу сказать, что я закрыт от внешних идей: у меня куча предложений постоянно падает в мессенджеры, а давайте что-нибудь придумаем, давайте предложим и так далее.

Я читаю всё и что-то забираю, но, как показывает практика, люди которые работают с брендом — они лучше придумывают идеи, приближенные к бизнесу, приближенные к реалиям. Они чётко понимают, как бизнес процессы работают, что можно, что нельзя. Это всегда выгоднее.

А если пересчитывать через ROMI: агентства, особенно хорошие, берут крупные суммы за креативы и активности. Но абсолютно не факт, что это принесёт какой-то эффект. Поэтому тут даже экономически выгоднее маркетинговую историю строить внутри.

Саша:
Ты диджитальщика назвал лидом, при том что у него только один человек в подчинении, как я поняла, его ключевая экспертиза в том, что как раз руководить агентством? В этом и есть его сила?

Станислав:
Да. У него две зоны: привлечение новых клиентов – requisition, и retention – удержание клиентов, которые уже сделали первый заказ.

Requisition — это весь perfomance. Retention — это наша CRM стратегия, бонусы и коммуникации.

А органика растет с помощью наших инфоповодов, упоминаний в СМИ, пиар-кампаний. Органику мы не оцифровываем в деньгах, ее сложно оцифровать. Мы смотрим только упоминаемость в вордстате и так далее.

Подробнее про маркетинг, бюджеты, KPI и оцифровку результатов в Тануки Family в подкасте:

Тануки VS Мужское государство

Станислав:
Началось, по-моему, всё в августе. Мы в марте сняли ролик про социальное равенство.

В день против расовой дискриминации мы выложили ролик с нашими реальными актерами, с нашими реальными гостями, в том числе и нашими сотрудниками, о том, что у нас многонациональная компания, у нас больше 15 национальностей работает. И рассказали о том, что мы будем всех поддерживать, мы всех любим, всех уважаем и ждем любых наших гостей, и что за любой комментарий в адрес чьей-то личности мы будем банить, закрывать комментарии и так далее.

И после этого мы начали на уровне стратегии это поддерживать у себя в ленте — то есть у нас появлялись гости наши, у нас появлялись темнокожие люди, у нас появлялись азиаты и так далее.

В конце августа появляется история с мужским государством, которое сейчас признано запрещенным на территории Российской Федерации, — появляются призывы к агрессии в сторону Тануки.

«Удалите этот контент!», «Не должно быть темнокожих в России в принципе и такого контента тоже.», «Не должно быть на одной фотографии светлой девушки и темнокожего мужчины.».
По причине того, что это противоречит принципам вот этих сообществ.

Кажется, они вдохновились успехами подобного наезда на другие компании. В России есть бренды, которые удалили такой контент после наезда. Но самое страшное, что эти бренды дали почувствовать сообществам свою силу и возможность влиять на решения бизнеса.

Произошла эта история на выходных. Мы в понедельник утром созваниваемся с владельцем и я предлагаю свое видение, как выходить из ситуации. Удалять ничего не будем, мы будем стоять на своем, мы абсолютно правильные вещи делаем — ничего провокационного и ничего плохого. Он поддержал, мы делаем манифест и наш ответ, что мы удалять ничего не будем в инстаграме.

Удалять ничего не будем, мы будем стоять на своем, мы абсолютно правильные вещи делаем — ничего провокационного и ничего плохого.

Станислав Колосков, Ex-CMO TanukiFamily

И все, это взлетело, началось просто какое-то пушечное ядро, куча СМИ, в том числе и западные СМИ, куча инфлюенсеров, политики, все начали на это обращать внимание, потому что на наш взгляд и на их взгляд это история уголовная, потому что частному бизнесу запрещают использовать тот контент, те поводы, которые они считают нужным использовать в своей стратегии.

Саша:
У меня теперь миллион вопросов. Ваш бизнес в результате ведь от этого пострадал? Потому что Мужское государство стали делать атаки на ваш сайт, делать огромное количество заказов и потом не оплачивать эти заказы.

Станислав:
Я не могу сказать, что по итогу мы там сильно пострадали. Если сложить, опять же, наш любимый ROMI.

По итогам трех месяцев мы сильно в плюсе из-за органики, которая пришла. Если сейчас посмотреть Вордстат по упоминаемости бренда, то мы выросли: вошли в топ рейтинга Гугла в период этих атак, потому что нас поддерживало больше людей, чем было этих хейтеров.

Хотя нападающих было много — около 60 000, но тех поклонников и гостей которые нас поддержали оказалось больше. Люди приходили на сайт, делали заказы, писали нам сообщения. Некоторые люди даже делали заказ и писали: «Можете нам не привозить, мы сделаем заказ, мы вас таким образом поддержим. Мы просто оплатим вам заказ.»

Мы получили огромное количество поддержки. Поэтому были, да, негативные истории — закрывали сайт, DDOS-атаки были на мобильное приложение, мы выключали наличную оплату, переходили на безналичную оплату.

Саша:
То есть инклюзивность в результате окупается и в этом прикол? Вы из-за этого перешли от агрессивного маркетинга с фэтшеймингом…

Станислав:
Знаешь — и да, и нет. С одной стороны я понимаю, что история социальной повестки, она прям сквозит. То есть люди ждут от бренда не просто предложения какого-то продуктового, сейчас человек особенно молодой человек (я имею в виду молодая группа людей), приходя к выбору бренда, она обращает внимание на социальную повестку.

Все текущие исследования — и западные, и российские — показывают, что больше 50% процентов людей обращают внимание, как себя бренд ведет в той или иной ситуации. Например, использует ли бренд пластиковую историю. Либо как он относится к нетрадиционной ориентации, как он относится к углеродному следу. Многие из них начинают на это обращать внимание. И если в стороне, либо наоборот не поддерживаешь, не применяешь и так далее, то конечно минус в твою сторону.

Саша:
Вот подожди, у нас был уже сотрудник ВкусВилла на передаче. Не будем обсуждать их ситуацию, потому что это их ситуация, но он высказал такую позицию — «почему бы магазину, который продает молоко, не продавать просто молоко? Мы не специалисты в этой теме, почему бы нам не держаться от нее подальше?»

Что ты думаешь про такую позицию?

Станислав:
Сам магазин да, но за магазином же есть бренд. То есть какое-то отношение к этому бренду. Вообще ВкусВилл про здоровый продукт и так далее, и даже если сейчас посмотреть, они сильно размыли фокус свой.

Обратите внимание: они вышли на рынок с предложением натуральных продуктов. Сейчас там можно Пепси купить, Кока-колу — это странно.

Подробнее про инклюзивность, подходы к маркетингу и ситуацию с мужским государством в Тануки Family в подкасте

Вы прочитали краткую расшифровку 14 эпизода подкаста «Бизнес, роботы, мечты». Послушать весь выпуск на удобной для вас платформе можно по ссылке:

Расскажите нам о своём бизнесе. Используете ли вы инклюзивный маркетинг для продвижения своего бизнеса? Как относитесь к ситуации с мужским государством?

Мы с удовольствием читаем все комментарии и пытаемся разобраться в сложных вопросах о бизнесе вместе :)

0
9 комментариев
Написать комментарий...
NORBIT

❤️❤️❤️

Ответить
Развернуть ветку
Альберт Ольховиков

❤️‍🔥

Ответить
Развернуть ветку
Varvara Trofimova

кайф! 🙌🏻❤️

Ответить
Развернуть ветку
Яков Сомов

Значительно лучше. Но корректора надо поругать.

Ответить
Развернуть ветку
Бизнес, роботы, мечты
Автор

спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Яна Ломаева

Огонь!)

Ответить
Развернуть ветку
Бизнес, роботы, мечты
Автор

❣️

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Бизнес, роботы, мечты
Автор

❣️

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Раскрывать всегда