{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Типология социального предпринимательства. Тип первый

Первое правило социального предпринимателя – никому не рассказывать, что ты социальный предприниматель. Серьезно, никто толком не знает, сколько их в стране. Есть разные оценки от 3 000 до 10 000 человек. В скором времени будет сформирован всероссийский реестр, но он не даст полноценной картины. Вангую, вступят не более 5-7 тысяч человек.

Их аккуратно разложат по географии, секторам, масштабам и другим параметрам. Меня же интересует не статистика, а типовые портреты творцов перемен. Что за типажи занимаются социальным предпринимательством? Ни на какую научную классификацию я не претендую. Это лишь личные полевые наблюдения в ходе общения на семинарах, слетах, форумах и консультациях в разных регионах.

Больше опираясь, на внутренние ощущения, все же два критерия сформулирую:

1. Ценностная ориентация (индивидуалистическая – социальная);

2. Отношение к деньгам (первичны - вторичны).

В результате получается четыре типажа, которые конечно утрированы, во многом карикатурны, в чистом виде встречаются редко, но позволяют начертить хотя бы пробную сетку координат в рамках сообщества. Список не закрытый, возможно появятся новые. За каждым из них, в голове стоит 5-6 живых представителей, но никаких имен не будет.

Свои примеры можете набрасывать в комментариях, приводить туда тех, кого считаете похожими, будет интересно услышать их мнение. Чтобы подогреть интерес, буду знакомить вас с типажами по очереди, один за другим.

Поехали.

Первый тип социального предпринимателя – «Спасатель». В нем больше от НКО-шника, чем от предпринимателя. В основе деятельности – ядерный источник внутренней энергии, которую надо каким-то образом ежедневно утилизировать. Плюс желание спасать мир. Девиз: «Никто кроме нас» очень хорошо описывает мотивацию.

Он плохо верит словам, но доверяет поступкам. Сознательно идет в самые проблемные отрасли, где нужны конкретные действия, а не болтовня. Спасатель по жизни. Такие люди кормят бездомных на улице, спасают животных, ухаживают за инвалидами и пожилыми, занимаются переработкой мусора, помогают людям с зависимостями и т.д. Им важно сразу видеть результаты своих усилий. Помощь здесь и сейчас дает фантастическое ощущение собственной правоты.

Как однажды поведал мне такой человек: «Если хоть раз спас чью-то жизнь – эффект посильнее героина и подсаживаешься на него крепко». Он уже не может иначе. Деньги, слава, успешный успех – от этого не прёт. Именно поэтому в спектре ценностных ориентаций, несмотря на весь альтруизм, он на стороне индивидуалистов. Это яркий и социально одобряемый способ самореализации. Самоутверждение через помощь ближнему, путь к подлинному себе. И пусть так и будет, это хорошо.

Деньги для таких людей точно не главное, лишь средство восстановления справедливости. Не уверен, что многие до конца скрупулезно просчитывали бизнес-планы. Сначала надо ввязаться в драку, а там разберемся. Поэтому их предприятие часто напоминает пирамиду: текущая деятельность поддерживается за счет открытия новых направлений. Балансируя около нуля, не гонясь за прибылью, они латают дыры из случайных приработков и новых проектов. Но что самое удивительное, это не мешает им годами оставаться на плаву. Добро воздается.

Как раз их случай, когда на одного человека зарегистрированы ООО, НКО и ИП. Тут грант написал, там закупки выиграл, здесь на подряд пошел. Они охотно идут на риск и удача их любит. Со временем (если переживут все ошибки) приобретают нехилые компетенции и выходят на устойчивые позиции. При этом им плевать на статусы и организацию они держат, чтобы было, что писать на визитке.

Им неуютно в стане традиционных предпринимателей (хотя учиться они любят и быстро впитывают), но разговоры о деньгах кажутся слишком скучными. С другой стороны в некоммерческом секторе их трясет от неэффективности и медлительности, оторванности от земных проблем.

При всей гибкости, они практически не умеют подчиняться и идти на сделку с совестью. В мир чиновничьих и корпоративных вертикалей надежно перекрывает путь внутренний нонконформизм. Это еще одна причина, почему они приходят в социальное предпринимательство. Здесь они чувствуют себя психологически и финансово независимыми.

Они не гонятся за славой, но широко известны в узких кругах. Окружающие быстро пропитываются и подсаживаются на их энергетику. При столь активном образе жизни, как правило, успевают обзавестись семьей, детьми, имеют 2-3 увлечения. Как только все успевают?

Внутренний стержень, уверенность в собственной правоте, яркость характера, помноженная на бескорыстие и признание окружающих, делают таких людей выдающимися представителями мира социального предпринимательства.

На подходе еще три типажа. Интересно, увидели ли вы в первом своих знакомых? Напишите в комментариях, что вы думаете, и какие типы социальных предпринимателей выделяете сами.

#социальное_предпринимательство #социальный_бизнес #СП

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда