Татьяна Лагунова
13

Почему люди не хотят быть учителями?

«Нет другой дороги – иди в педагоги». «Ума нет – иди в пед». Пожалуй, сегодня поговорки у общества «на слуху». Но многие ли задумывались о возникновении «шуточек» в адрес педагогов? Казалось бы, учитель. Человек, который передаёт знания последующему поколению, воспитывает юные умы… Пример для подражания! Гордость общества! Но выражения, приведённые выше, не появились из ниоткуда. Должна же быть порождающая причина!

В закладки

Для поиска источника возникновения поговорок целесообразно ответить на вопрос: кто он, учитель сегодня?

Прежде всего, обратимся к проходным баллам в ВУЗы на 2019 год. В БГПУ им М. Танка минимальное «счастливое число» – 91, максимальное –319. Много или мало? Стоит отметить, что в МГЛУ последним поступившим стал абитуриент, набравший 312 баллов, в БГМУ – 280.

Иногда можно услышать фразу: «Заходишь в педагогический ВУЗ [в целом], а там студенты с волосами всех цветов радуги и с тоннелями в ушах! Подумать только, КТО будет учить детей!». Большинству зрелище может показаться безумием или фантастикой. Но слова основаны на увиденных реалиях. Печально, но это правда.

Примечательно, что в 21014 году БГПУ им. М Танка ввёл небольшую преференцию. Учащиеся, окончившие общую среднюю школу с медалью, зачисляются без сдачи вступительных испытаний. Позже тенденция так или иначе была позаимствована учреждениями образования, специальности которой связаны с преподаванием. Ситуация в учреждениях образования улучшилась: проходные баллы стали немногим выше (по сравнению с 2013 годом) а студенты стали выглядеть презентабельнее.

Неужели настоящие педагоги вымерли? Действительно ли картина печальна? В любой профессии существует такое понятие, как «призвание». Неужели врождённых учителей больше нет? Быть может, есть причины для масштабного неприятия воспитателя юных умов? Попробуем поискать ответ на далеко неполный перечень спорных вопросов.

Один из ключевых факторов выбора профессии – заработная плата. Для определения педагогического заработка сперва обратимся к первоисточнику, т.е. к самим учителям.

Так, Александр, преподаватель истории в Минской школе, «один из тех учителей, кто не ушел из образования после распределения» получает 400$. Но такая сумма выходит при наличии вышей категории и классного руководства. Педагог отвечает, что первоначально заработок выходил пордка 300 рублей.

Елена, педагог-организатор школы в г. Барановичи, призналась, что в начале карьеры получала 250 рублей. На работу в учреждении образования согласилась без раздумий, т.к. долгое время была в поиске "места для сачстья”. Женщине выпала доля отработать распределение в младших классах, а потом уехать с мужем в Барановичи. По окончании декрета учительнице нашла место далеко не сразу.

Татьяна, бывший преподаватель российской школы, о прошлых заработках не говорит. Лишь вопоминает шуточки учеников: “Татьяна Петровна, чего Вы в одной и той же кофточке ходите?”. Женщина – врождённый педагог, о чём скажем позже. Но заработк стал одним из обстоятельств, вынудивших Татьяну поменть профессию.

Интересны также слова Дарьи, учителя из Молодечно. В студенческие годв девушка работала вожатой в “Зубрёнке”.В городской школе учительница получает 500 рублей “за ставку с классным руководством и дополнительным уроком ОБЖ”. Но примечательно, что в “Зубрёнке” девушка получила почти в 2 раза больше, чем в Молодечно, и “отдача со стороны детей есть”.

finhow.ru отмечает, что заработная плата учителей значительно ниже, чем в восточных странах и в разы меньше ЕС. Источник также приводит статистику педагогическим заработков:

Люксембург — € 5653

Германия — €3550

Ирландия — €3226

Австралия — €3200

Нидерланды — €3165

США — €2600

Дания — €3046

Бельгия — €2688

Великобритания — €2680

Австрия — €2520

Испания — €2502

Португалия — €2386

Финляндия — €2293

Норвегия — €2275

Швеция — €2081

Франция — €2007

Италия — €1995

Словения — €1948

Греция — €1705

Исландия — €1634

Израиль — €1480

Чехия — €1222

Польша — €999

Турция — €800

Венгрия — €794

Словакия — €778

Эстония — €745

Россия — €545

Украина — €260

Оченвидно, что приведённые показатели значительно превосходят рассказы учителей. Но если искренне любишь работу, разве деньги помеха? Может быть, финансы – не единственный “камень преткновения”? Обратимся к людям, которые пришли в сферу образования с огромным желанием работать.

Работающий дипломированный специалист скажет, что учиться и работать – диаметрально противоположные понятия. Суровая реальность.

Андрей Никитин, выпускник Екатеринбургской гимназии №1512, с детства мечтал стать учителем. Однако в последний школьный год мнение юноши резко изменилось. Причина – ученическое самоуправление. Примеряв роль учителя всего на день, молодой человек сделал для себя ряд печальных выводов.

Перед началом учебного процесса детей нужно заинтересовать, привлечь внимание. Но если подросткам изначально неинтересен предмет, то перенастроить аудиторию сможет далеко не каждый. Подростки поглощены «заморочками» (разного уровня), часто не высыпаются. Возраст – дополнительный «усугубитель» ситуации. И ещё не учтены субъективные факторы (способности, ситуация в семье и др.) … Андрей «не привык продолжать говорить, если не вижу в глазах собеседника подлинного интереса».

Подготовка к урокам. Не имеющие отношение к педагогике могли даже не слышать. Но урок нужно планировать, особенно на начальном этапе карьеры учителя. Процесс может занимать до 8 часов! Невероятно, но факт. Казалось бы, ежедневное рутинное написание планов сделает идеальный урок. НО! Невозможно распланировать самое главное: взаимодействие с детьми. Потому не предугадаешь, ЧТО будет на уроке на самом деле. Следовательно, как говорит одиннадцатиклассник, подготовка может «полететь втартараты».

Из-за чрезмерном возвеличивания роли учителя в обществе может быть и столь же значителен груз ответственности. Порой педагогу приходится быть «без вины виноватым». Учителя запросто могут обвинить в отсутствии склонности ученика к конкретному предмету. Невинный преподаватель может стать жертвой сломанной игрушки или разбитого стекла смартфона. НЕ УСЛЕДИЛ!!! Какое отношение имеет педагог к личным вещам ребят?

Печально, но это правда. Очевидно, описана готовность особого рода. Потому юноша заверяет, что практике стоит уделять небольшое внимание до поступления в ВУЗ.

Вернёмся к талантливой Татьяне, «русской душою». Стать учителем начальных классов – мечта детства героини. Контакт с детьми и родителями был установлен мгновенно. Успеваемость класса – «на отлично». Дети постоянно переживали за учителя. Вышеупомянутые вопросы по поводу кофточки – выражение сочувствия, хоть и маленькое.

Никому из учителей школы стабильных «отличных» показателей успеваемости не удавалось. Зависть коллег переросла в гнев. Результат –собрание комиссии. Дети прекрасно справились с незапланированным испытанием. Разъярённые коллеги довели Татьяну до проблем со здоровьем. Вскоре учительница рыдала в кабинете директора, подавая заявление на увольнение.

Сейчас Татьяна работает в бизнес-сфере, возвращаться в преподавательство не планирует. Но учеников всегда вспоминает с безграничной любовью и нежностью.

Примеры, приведённые выше, – факты из жизни побывавших в роли преподавателя…

Педагогическое призвание не каждому дано. Но мы видим, что люди с учительским потенциалом нередко растрачивают энтузиазм к обучению детей. А иногда людям нужно войти в образ преподавателя для субъективного понимания процесса изнутри. Потому и видим, что врождённые достойные педагоги – редкость в современных реалиях.

Работа учителя – огромный труд. Помимо преподавания у учителя целый ряд обязанностей (кружки, факультативы, проверка тетрадей, родительские собрания…). И в центре всегда стоит одно: забота о детях. Родителя доверяют педагогам самое ценное, что у них есть: ребёнка. Такой сложный и ответственный труд должен быть оплачен. Оптимально – в два раза больше описанного выше

Упоминалось, что в «Зубрёнке» труд вожатых оплачивается достойно. Неудивительно, т.к учреждение считается лучшим в стране, следовательно, хорошо финансируется. На стандартные образовательные учреждения денег выделяется на порядок меньше. Сумма варьируется в зависимости от субъективных факторов. Логично, что разница в финансах сказывается на зарплате педагогов. А в элитных учреждениях образования могут работать далеко не все.

Ряд моментов должен исходить и от самых ответственных за судьбу детей: от родителей. Ученикам необходимо прививать любовь к школе и уважение к учителю с детских лет.

На протяжении всего воспитательного периода родителям нужно следить не только за успеваемостью чада, но и за соблюдением распорядка дня, за увлечениями. Как бы педагог ни старался, ни один ученик не освоит материал, после ночи в компьютерных играх. Нельзя допускать увлечённость детей темами, травмирующими юную психику. Может не только снизиться интерес к учебному процессу, но и возникнут проблемы с личностным формированием.

К сожалению, ситуации в семьях благоприятны далеко не всегда. Отсутствие условий для воспитания детей должно своевременно замечаться социальными службами.

Андрей Никитин предлагает желающим стать педагогами дать возможность попробовать преподавать до поступления. Конечно, опыт будет ничтожным, но вполне достаточным для самоопределения.

Доброжелательная атмосфера в коллективе также должна иметь место быть. Неблагоприятный психологический климат в окружении способствует сокращению талантливых педагогов. А мастеров своего дела, готовых работать от души, стоит поддерживать не только финансово, но и психологически. Позитивные эмоции повышают желание работать, негативные – снижают.

Вероятно, хотя бы при частичном решении отмеченных проблем количество достойных учителей станет пусть ненамного, но больше!

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Татьяна Лагунова", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": -2, "favorites": 0, "is_advertisement": false, "subsite_label": "unknown", "id": 112547, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Sun, 15 Mar 2020 22:32:56 +0300", "is_special": false }
0
Комментариев нет
Популярные
По порядку

Прямой эфир