Как вернуть деньги за авиабилеты?
Почему покупать авиабилеты безопаснее на сайте авиакомпании
Весной 2022 авиакомпании массово отменяли перелеты из России в момент, когда был высокий спрос.
Повлиять на это нет возможности, единственным шагом оставался возврат авиабилета.
Однако вскоре выяснилось, что авиакомпании:
- не оказали услугу;
- не возвращают деньги.
Проведем расчеты: на борту от 150 пассажиров при цене авиабилета в 50 000 руб.
150 * 50 000 = 7 500 000 млн руб.
Так, авиакомпания сохраняет хорошую сумму, по факту не оказав услугу.
Важно, что не каждый покупатель доходит до фактического возврата, и авиакомпания делает всё возможное, чтобы усложнить этот процесс.
Мой клиент приобрел авиабилет. Но не на сайте авиакомпании, а через агрегатор или метапоисковик авиабилетов (так обобщенно называются OneTwoTrip, City Travel и иже с ними).
Рейс отменили, и началась переписка. Вернее две: с авиакомпанией и с агрегатором.
Как происходила переписка клиента?
Агрегатор сообщил об отмене авиарейса и предложил оформить возврат. Клиент согласился и ждал поступления денег. Прошло 60 рабочих дней и… агрегатор вышел из чата и перестал отвечать на сообщения.
Авиакомпания советовала обратиться за возвратом к агрегатору, якобы билет по системе возвращен.
Как это происходило на деле, можете посмотреть в скриншотах.
Когда мы приступили к защите?
Спустя 4 месяца вышли все сроки ожидания, что делать дальше - непонятно. Ситуация казалась тупиковой: знаешь, что деньги должны вернуть, но фактически никак повлиять не можешь.
Тогда клиент обратился к нам за помощью.
Как клиент вышел на нас?
Мы разработали опрос, который определяет вероятность возврата авиабилета https://t.me/VozvratAiroBot. Клиент прошел его и связался с нами, объяснив свою ситуацию.
В правовом поле подобные ситуации разрешаются, как правило, направлением претензии. Но не все так просто в этот раз.
Что было необычного?
Получив нашу претензию, представитель авиакомпании сообщил, что возврат будет оформлен после внутренней проверки, но потом исчезла. А когда вернулась, предложила нам представить доказательства неоплаты!
Что мы сделали дальше?
Очевидно, что таким образом авиакомпания просто тянула время, потому что заявлений на возврат поступает очень много. Мы направили запросы и продолжили переписку, постоянно напоминая о себе. В кармане оставался вариант обратиться в суд.
Какие обстоятельства выяснились?
По результатам проверки авиакомпания сообщила: деньги возвращены агрегатору. Но до клиента они не дошли.
При этом все на словах, никакого подтверждения на наши запросы ни авиакомпания, ни агрегатор не предоставили.
Тогда обращаемся в суд?
Вот здесь выяснилось самое интересное:
К такому выводу приходит Мосгорсуд, ссылаясь на положения Монреальской конвенции.
На этот счет тоже сложилась устойчивая судебная практика.
Для тех, кто будет покупать авиабилеты: агрегатор или авиакомпания?
Однозначно авиакомпания!
Агрегатор оказывает услугу лишь по бронированию и ответственность за перелет не несет. Услугу по перелету оказывает авиакомпания, и в случае отмены рейса рассматривать претензию и оформить возврат обязана именно она (ст. 108, 126 Воздушного кодекса РФ). Помимо юридической ответственности, есть еще и риск для деловой репутации, которой авиакомпании, как правило, дорожат.
Но чтобы воспользоваться своими правами по российскому законодательству, выбирайте рейсы отечественных перевозчиков.
Что могло помешать возврату?
Наш клиент сорвал джек-пот: международный перелет, иностранная авиакомпания, билет куплен через агрегатор.
Основная сложность данного кейса - последний фактор. Если изучить пользовательское соглашение агрегатора, становится ясно, что никакой ответственности за отмену рейса он не несет.
Получить деньги с агрегатора будет крайне трудно
Учитывая, что большинство компаний-владельцев агрегаторов зарегистрировано за пределами России, взыскать стоимость билетов принудительно практически невозможно.
В нашем случае все разрешилось тем, что после длительной переписки, созвонов и направления запросов удалось добиться перечисления денег за билет от агрегатора.
Вы постоянно этим занимаетесь?
Да, для этого мы разработали сервис Возвратэйро https://t.me/VozvratAiroBot
Массовая отмена авиарейсов не теряет оборотов с начала пандемии. Весной этого года мы с командой задумались о том, как мы можем помочь. Результатом совместного брэйншторма стал сервис Возвратэйро.
Это бот в Телеграме, который оценит возможность возврата и свяжет со специалистом для подготовки претензии.
В чем польза?
Ценность бота в том, что бесплатно меньше, чем за минуту, он определит вероятность возврата. А если вы почувствуете необходимость в нашей помощи - избавит вас от бесконечных переписок по поводу возврата.
Какие советы мы бы дали вам при покупке билета:
- покупайте билеты на сайте авиакомпаний - это убережет вас от длительных футбольных серий агрегатор-авиакомпания;
- летайте российскими авиакомпаниями, в случае споров не возникнет вопросов с их подсудностью, и отвечать они будут по Воздушному кодексу РФ и по Закону о защите прав потребителей;
- если попали в ситуацию, как у нашего клиента, свяжитесь с нами https://t.me/VozvratAiroBot - сделаем все возможное, чтобы помочь вам.