Программные роботы забирают рабочие места: почему это не так?

Один из самых частых вопросов про роботов, который мы слышим — сколько человек уволили в компании после внедрения RPA? Вместе с нашими коллегами из компании «Интеллектуальные продукты и системы» разбираемся, на какие задачи «нанимают» программных роботов, насколько они эффективны и сколько человек уволили, пока мы писали этот текст.

Что такое RPA

Роботизированная автоматизация бизнес-процессов (RPA) – это передача части рутинной работы сотрудников программным роботам. Робот действует на основе заранее сформированных алгоритмов. RPA особенно полезна для отделов бухгалтерии, кадров, логистики и других направлений, где сотрудники занимаются обработкой документов — рутинной работой, которая отнимает много времени.

Программные роботы справляются с широким спектром задач. Это те задачи, которые можно описать в виде последовательности действий, например:

· перенос данных из одной системы в другую;

· ввод данных из отсканированных документов (накладных, паспортов и т. д.);

· автоматическое отправление писем или файлов;

· сбор данных (например, отчетов по заданным критериям и срокам);

· поиск упоминаний об организации в СМИ.

Технология RPA имеет множество преимуществ:

· снижение нагрузки на сотрудников;

· исключение ошибок, связанных с человеческим фактором;

· быстрое выполнение рутинных процессов;

· сосредоточение внимания сотрудников на более важных задачах.

Как робот влияет на сотрудников

RPA не может полностью заменить сотрудников — любая работа всегда требует коммуникации с людьми, выполнения творческих и аналитических задач. RPA создана для того, чтобы высвободить у сотрудников часть времени на решение более важных вопросов и дать им возможность профессионального развития. Технология RPA помогает сотрудникам стать более эффективными, а процессам быстрыми и точными. В 90-х годах тот же рывок позволили сделать компьютеры.

Как же RPA помогает снизить расходы на персонал, если роботы не заменят людей?

Ответ прост: RPA позволяет сократить количество рутинных, энергозатратных процессов, которые не обязательно выполнять вручную. И как следствие – не нужно расширять штат только из-за большого количества монотонных задач. Человек может сосредоточиться на более важных задачах, пока робот копирует данные из бумаг в 1С или сверяет сотни отчетов. Результат — рост производительности сотрудника.

Рутинные задачи надоедают сотрудникам и негативно влияют на их отношение к работе. Если нанимать отдельных сотрудников для выполнения только лишь рутинных процессов, они быстро выгорят и захотят сменить работу. В результате компания столкнется с текучкой кадров, нанимая снова и снова и не окупая вложений в найм.

Куда эффективнее разгрузить имеющийся персонал от рутины, оставив эту задачу роботам. А сотрудники — как текущие, так и новые — смогут сфокусироваться на интеллектуальном труде, новых проектах и развитии компании. При этом робот сможет выполнять рутинные процессы даже в нерабочее время или когда ответственный сотрудник находится в отпуске.

Как это работает на практике: реальный кейс

Рассказываем, как это работает, на примере от нашего партнера компании «Интеллектуальные продукты и системы»

Сотрудники государственного учреждения проводят закупочные процедуры на электронной торговой площадке региона. Для этого они вручную вносят информацию на региональный сайт для торгов.

При проведении совместных аукционов для большого количества учреждений информацию и вовсе нужно дублировать снова и снова. В процессе сотрудники совершают ошибки, перерабатывают, а качество работы снижается.

Задачи по закупочным процедурам, которые сотрудники должны выполнить вручную:

· заведения публичной закупки;

· регистрация аукционного контракта;

· заведение совместного аукциона;

· заключение доп. соглашений;

· закрытие публичной закупки.

Решение

Чтобы повысить эффективность процесса и освободить время сотрудников, компания внедрила робота на базе платформы PIX RPA. Внедрение выполнила компания «Интеллектуальные продукты и системы» за 2 месяца.

Результат

Процесс регистрации сведений в государственной информационной системе ускорился в 3 раза. Сотрудник выполнял задачу в среднем за 10 минут, робот — за 3 минуты.

Сейчас робот выполняет работу, для которой ранее требовалось 4 дополнительных сотрудника. А время сотрудников освободилось для решения других задач.

Окупаемость составила 6 месяцев.

Плюсы робота:

· полное отсутствие ошибок при вводе данных;

· высокая скорость работы с большим количеством данных из различных источников (Word и PDF, Excel-таблицы и др.) .

Что в итоге

Роботизация бизнеса позволяет не заменять сотрудников роботами, а убрать у них рутинные задачи, освободить время для более важных задач и повысить производительность. Это значительно экономит средства и увеличивает эффективность работы компании.

За статью и кейс спасибо Павлу Широкову, руководителю компании «Интеллектуальные продукты и системы»

1
Начать дискуссию