Как коучинг тренирует гениальность вашего мозга?

Когда мы слышим слово «гениальность», мы сразу представляем себе великих ученых, композиторов, мыслителей, и для нас это понятие стало чем-то недостижимым. Нам кажется, что с этой характеристикой надо родиться, это дар, которого невозможно лишить. Каково же может быть тогда наше удивление, если мы вдруг узнаем, что эта самая гениальность живет в каждом из нас? Что можно развивать ее вне зависимости от возраста или других факторов?

Ученые из совершенно разных областей науки веками пытались определить, что такое гениальность. Изучая строение мозга знаменитых гениев, поначалу пришли к выводу, что всему причиной являются физиологические особенности нашего «думающего» органа (объемы, расположение, даже дефекты). Также была обоснована и обратная сторона гениальности – возможные психические заболевания.

Все эти научные изыскания имели место до того, как свои труды опубликовал советский ученый Владимир Павлович Эфроимсон. Он первым представил весомые доказательства, что почти у каждого нормального человеческого мозга существуют гигантские резервные возможности (т.н. «потенции»), развиться которым зачастую мешает воспитание, социальная среда или система. То есть в каждом из нас есть сокровище гениальности, стоит только открыть сундучок!

В чем же секрет реализации этих «потенций» мозга? Какие процессы нам надо задействовать и как? Ответом на этот вопрос будет являться наша способность самостоятельно трансформировать наши мысли и убеждения. Способность, которую главным образом в силах запустить и поддержать коучинг. Посредством трансформационной беседы в формате коуч-сессии человек использует мыслительный процесс в его проявлении творчества и продуктивности, может развить самомотивацию и целеустремленность, учится мобилизоваться для достижения своих целей. Проведем небольшое исследование на эту тему.

Эфроимсон пишет в своей работе «Генетика гениальности. Биосоциальные механизмы и факторы наивысшей интеллектуальной активности» (М.: Тайдекс Ко, 2002) о том, что гениальный мозг обладает наивысшей степенью продуктивности. С ним, например, согласен Эдуард Люка, французский математик:

«Если оценивать продуктивность объективно, а именно, как превращение налично существующего в ценность, как превращение временного в вечное, то гениальность идентична наивысшей продуктивности, а гений – продуктивен непрерывно, потому что именно творчество является его сущностью, именно превращение слова в дело».

И вот первый ключ к гениальности: в процессе коуч-сессии одним из основных моментов является переход клиента от запроса к конкретным действиям. Эриксоновская методология коучинга предполагает заключение так называемого «контракта», то есть канализацию процесса размышлений клиента с тем, чтобы он смог быстрее, эффективнее, легче на уровне ощущений и мотивации продвинуться к результату. Заканчивается сессия всегда вопросом о том, какие шаги клиент смог бы предпринять уже в ближайшее время. И этот вопрос также побуждает клиента перейти от слова к делу в кратчайшие сроки.

Конечно, можно оспаривать утверждение о том, что коучинговый клиент всегда выполняет данные им перед собой обязательства на сессии. Мы всегда можем обосновать свою необязательность, уж тем более самому себе! На этот случай в коучинге существует методология определения именно тех мотивационных слов клиента, которые действительно двигают его к шагам. Профессионализм же коуча заключается в том, чтобы услышать и поисследовать те действия клиента, которые важны и будут реализованы.

В определении Эдуарда Люка еще одной характеристикой гениального мозга является его способность к творчеству. Этот процесс пытались определить многие ученые, приходя к выводу о том, что суть творчества – это созидание.

Творческое мышление, по мнению ученых в области психологии Макса Вертгеймера и Карла Ренсома Роджерса, способно разделять и структурировать наши знания о чем-либо для того, чтобы получить новые интуитивные знания (insights) о сущности предметов.

Это способность человека организовать наше мышление и знания таким образом, чтобы получать новые, более глубокие знания. Профессор психологии Джой Гилфорд говорил о том, что по-настоящему творческое («дивергентное») мышление характеризуется высокой скоростью и гибкостью мыслительных процессов; новизной предлагаемых идей; развитой способностью к обобщению и анализу информации, ее реорганизации, переименованию и переопределению; умением работать со сложными образами и понятиями, совершенствовать и оттачивать выдвинутые идеи.

Методология коучинга предполагает постоянную реструктуризацию клиентом своих мыслей. Коуч предлагает клиенту посмотреть на проблему из разных состояний, с разных точек зрения, с разных позиций во времени, ассоциированно, диссоциированно. В процессе анализа собственных размышлений клиент неизбежным образом обнаруживает новые грани своего вопроса, новые суждения, новые знания. Клиент находит ответ без дополнительного обучения, а просто с помощью «разбора» архива своих мыслей.

Многие критикуют подход коучинга в аспекте невмешательства в размышления клиента, отсутствия экспертных предложений коуча. Некоторым людям зачастую действительно нужно мнение профессионала для того, чтобы проработать весь спектр действий, необходимых для достижения целей.

Тем не менее, многие упускают из вида тот факт, что на уровне мышления клиента о его способностях, ценностях, роли и видения не существует эксперта лучше, чем сам клиент.

Стоить отметить, что творчество и мотивация клиента лежит именно в этих уровнях, а не на уровне действий. Более того, коуч-позиция позволяет коучу быть универсальным фасилитатором любых мыслительных процессов клиента именно потому, что с коуча снимается обязанность быть экспертом по всем вопросам.

В предыдущем абзаце был неслучайно затронут вопрос мотивации. Еще одна особенность гениального человека – это навык постоянной самомотивации, «инстинкт цели», как это называл Эфроимсон. По теории эриксоновского коучинга, мотивация и целеполагание человека сильно зависит от его осознанности. При этом осознанность должна в первую очередь проявляться в ценностях человека и в их связи с дальнейшими стремлениями. Именно поэтому в коучинге используются вопросы о том, почему важно для человека осуществить то или иное действие, а также есть инструмент для познания своей корневой ценности. Если та или иная цель соотносится с тем, что нам действительно дорого, мы запускаем естественный процесс самомотивации.

Довольно сложно оспорить тот факт, что, когда человек знает зачем, он будет добиваться своей цели принципиально по-новому. Но может показаться, что иногда такое «зачем» достаточно привнести извне, без коучинга личных ценностей клиента. И здесь необходимо сказать о принципах работы нашего мозга. Дело в том, что процесс поиска смыслов является одним из самых глубинных элементов работы всей нашей системы абстрактного мышления. Поиск смысла для человека становится мерой каждого понятия, которое обрабатывает наш мозг, и делает это наша лобная доля, отвечающая за долгосрочное планирование. Таким образом, какое обоснование ни было бы привнесено снаружи, мозг все равно будет стремиться выявить в нем что-то, что будет мотивировать именно его. Пока такой смысл не будет найден, человек вряд ли сможет перейти на уровень действий. Коучинг же помогает ускорить весь этот процесс.

Таким образом, профессиональный коуч задействует все три главных аспекта гениального мозга – продуктивность, креативность и нахождение смыслов.

Кем тогда сможет стать человек, работающий с коучем на постоянной основе? Как минимум, он сможет по-новому развивать те самые «потенции» нормального мышления, о которых мы говорили вначале. Если масштабировать этот процесс, то мы можем прийти к принципиально новому поколению людей, которых уже не будут сдерживать социальные или системные барьеры. Людей, которые умеют создавать и творить, умеют реализовывать самые смелые идеи, и от человекоцентрического мышления переходят к мышлению в контексте окружающего мира, становятся вкладом в будущее каждого на планете. Не это ли то, ради чего стоит привнести коучинг в свою жизнь?

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда