Elena Kanavina
33

Как увольнять сотрудников?

Коуч ACC ICF и автор телеграм-канала Team Coaching (@teamcoachingblog) о лучших практиках по важным вопросам.

В закладки
google images​

В чем проблема?

Увольнение сотрудника - дело эмоциональное. Здесь сложно придумать однозначно правильное решение. Сказать честно плохому сотруднику, что хуже него вы не видели? Посыпать все сахарной пудрой? Что стоит говорить? а что нет? Почему бы нельзя орать на сотрудника и почему нельзя хвалить?

В условиях российской действительности в целом сотруднику до определенного момента абсолютно некуда было пойти и рассказать о бывшей работе. Да и экономическая ситуация была такова, что сотрудники никогда не искали отзывов о работодателе, интересовал только оклад и должность.

Сейчас новые профессии формируют свои сообщества, спрос на уникальных специалистов, например digital-сферы, высокий, опыт сотрудника компании зачастую распространяется и на взаимоотношения с клиентами - ваши работники либо рассказывают о вас на каждом шагу, либо тихо ненавидят. Коронавирус развязал вам руки? Эпидемия пройдет и вашему бизнесу надо будет восстанавливаться и заново набирать людей.

В общем, имеет смысл расстаться так, чтобы сотрудник посчитал это событие как минимум актом справедливости. Читаем списочек рекомендаций на основе ряда статей (HBR, Forbes, Enterpreneur, ).

1. Будьте кратки. Не нужно пускаться в долгие объяснения, просто придумайте первую фразу ("наша компания вынуждена расстаться с вами") и затем обозначьте причину в одном-двух четких предложениях.

2. Используйте в речи прошедшее время. И вообще всеми способами дайте понять, что ваше решение окончательное. Надежды нужно оправдывать, если вы не собираетесь этого делать, лучше не обещайте.

3. Говорите правду. С правдой согласиться легче, чем с какими-то абстрактными небылицами. Внутреннее ощущение согласия - то, что вам нужно от увольняемого.

4. Используйте только факты. Сразу скажу, что психологически человек устроен так, что в своих неудачах он в первую очередь винит окружающих (начальника, компанию, страну и т.п.). Вы можете это использовать. Укажете в качестве причины объективные реалии бизнеса - сотрудник успокоится. Либо можете сказать о конкретном факапе сотрудника, который он сам за собой знает. Это создаст ощущение справедливости больше, чем ваше "ты ничего вообще не делаешь!".

5. Не говорите о личности. Ни в коем случае нельзя упоминать личные качества. Иначе моментально окажетесь в конфликте. Только результаты работы, действия, объективные показатели.

6. Делайте это самостоятельно. Увольнение от человека, который не может знать о качествах сотрудника - это проявление максимального безразличия к нему. Взять свидетеля (HR или еще кого) - идея отличная, но разговор с непосредственным начальником исключит ненужные обиды и опять же укрепит чувство справедливости.

7. Обсудите ключевые увольнения с другими сотрудниками. Уволили авторитетную личность? Руководителя? Пообщайтесь с его командой, объясните, в чем дело и поддержите. Перемены никто не любит, а один часовой разговор поднимет лояльность к вам и снимет напряжение.

А еще...

Что в принципе может помочь вам увольнять сотрудников в целом? Ответ - прозрачная система оценки их работы (KPI, оценка 180/360, другие метрики). Ожидаем вот это - не справляетесь - увольняем. Все ясно и понятно с первого дня работы. Такая система делает сотрудника вовлеченным в работу (это подтверждает знамениты опросник Gallup), а еще дает внутреннее ощущение "справедливости" при увольнении.

{ "author_name": "Elena Kanavina", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": 0, "favorites": 0, "is_advertisement": false, "subsite_label": "unknown", "id": 117186, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Thu, 02 Apr 2020 15:23:38 +0300", "is_special": false }
Маркетинг
Как бизнесу заработать в соцсетях в 2020 году: полноценное руководство с прогнозами и примерами
Пошаговая рабочая стратегия продвижения бизнеса в соцсетях с медиапланом и примерами внедрения от директора «Студии…
Объявление на vc.ru
0
Комментариев нет
Популярные
По порядку

Прямой эфир