4 стратегии для бизнеса в кризис (шпаргалка для собственников бизнеса)
В текущей ситуации я делю бизнесы на 3 группы риска. От нее зависит какую из 4 стратегий (или их комбинацию) оптимально выбрать.
Группы РИСКА:
I. Группа "А" (красная зона — высокие риски)
— все, где люди контактируют с людьми: кафе и рестораны, торговые центры, ночные клубы, учебные и дошкольные учреждения, туризм, спорт, развлечения, эвенты и т.п.;
— все, где есть валютная выручка;
— все, зависящие от предыдущих пунктов - медиа не вошедшие в государственный пул, поставщики для предыдущих пунктов...
II. Группа "B" (желтая зона — средние риски)
— все, что может посыпаться за группой "А" — банковско-финансовый сектор, девелопмент, телеком, реклама...
III. Группа "C" (зеленая зона — низкие риски)
— фармацевтика и все что рядом, онлайн-сервисы и онлайн-проекты, дешевый ретейл, сервисы доставки, консалтинг и ...
4 стратегии:
По сути бизнес это 2 компоненты — ПРОДУКТ и КЛИЕНТЫ.
Эти 2 компоненты могут быть в состоянии СТАРЫЙ и НОВЫЙ.
Итого получаем 4 стратегии для каждой группы риска:
1) СТАРЫЕ КЛИЕНТЫ — СТАРЫЕ ПРОДУКТЫ
2) СТАРЫЕ КЛИЕНТЫ — НОВЫЕ ПРОДУКТЫ
3) НОВЫЕ КЛИЕНТЫ — СТАРЫЕ ПРОДУКТЫ
4) НОВЫЕ КЛИЕНТЫ — НОВЫЕ ПРОДУКТЫ
Теперь примерим каждую стратегию к каждой группе риска:
I. Группа "А" (красная зона — высокие риски)
Главная задача — перейти в группу риском пониже.
Старые продукты не работают, поэтому стратегии 1 (СТАРЫЕ КЛИЕНТЫ — СТАРЫЕ ПРОДУКТЫ) и 3 (НОВЫЕ КЛИЕНТЫ — СТАРЫЕ ПРОДУКТЫ) — не подходят.
Самый быстрой по реализации является стратегия 2 (СТАРЫЕ КЛИЕНТЫ — НОВЫЕ ПРОДУКТЫ).
Новый продукт должен быть из группы риска "С".
Пример
Бизнес ученика (я владелец школы для собственников бизнеса, поэтому кейсов у меня сейчас куча) — театральная студия и летние лагеря для детей. Естественно бизнес загибается. Для родителей сейчас боль — дети сели дома и рубятся в игрушки целый день. Чем бы их занять полезным?
Сформулировали гипотезу — учить детей качественно снимать видео для ютуба и тиктока.
Стратегия 4 (НОВЫЕ КЛИЕНТЫ — НОВЫЕ ПРОДУКТЫ) — более затратна по реализации ибо требует помимо бюджета на новый продукт — бюджета на сбор новой аудитории. По факту это запуск нового бизнеса.
Тут смотрим на зеленую зону и выбираем направление, где больше всего компетенций.
II. Группа "B" (желтая зона — средние риски)
Главная задача — набрать больше клиентов из зеленой группы.
Пока в этой группе оптимальная стратегия — сидеть и внимательно смотреть куда будет падать, что бы успеть отбежать.
Стратегия 1 (СТАРЫЕ КЛИЕНТЫ — СТАРЫЕ ПРОДУКТЫ) и 2 (СТАРЫЕ КЛИЕНТЫ — НОВЫЕ ПРОДУКТЫ) пока работают.
Делаем оперативный анализ клиентской базы, что бы понять как много клиентов группы "А".
Базовой берем стратегию "3" (НОВЫЕ КЛИЕНТЫ — СТАРЫЕ ПРОДУКТЫ), ибо продукты уже упакованы — набираем больше клиентов из группы "С".
III. Группа "C" (зеленая зона — низкие риски)
Главная задача — максимизация прибыли и экспансия.
Для этого базовые стратегии — 1 (СТАРЫЕ КЛИЕНТЫ — СТАРЫЕ ПРОДУКТЫ) и 3 (СТАРЫЕ КЛИЕНТЫ — НОВЫЕ ПРОДУКТЫ).
Можно пробовать и новые продукты, но помним, что это стартапы и выживает их менее 10%.
РЕЗЮМЕ
Красная группа риска — если не можем переместиться в зеленую зону, делаем новый бизнес.
Желтая группа риска — растим количество клиентов из зеленой.
Зеленая группа риска — выжимаем по максимум из ситуации, ведем экспансию.