Эксперты VS Газпром нефть: Есть ли шанс у большого бизнеса подружиться с фрилансерами

На этот раз Максим Шпаковский, основателя направления продуктовых дизайн-спринтов Focus агентства Aventica, встретился с Ольгой Музалевой – она вместе с командой развивает платформу «Профессионалы 4.0» от компании «Газпром нефть» и помогает большому бизнесу работать в проектах с экспертами-фрилансерами. Посмотрим, с какими трудностями сталкивается инновационный проект внутри огромной корпорации.

Эксперты VS Газпром нефть: Есть ли шанс у большого бизнеса подружиться с фрилансерами

Расскажи немного о себе и о своей роли в «Газпром нефти»

Сейчас я работаю в «Профессионалах 4.0». Официально проект стартовал весной прошлого года, но я работала над ним еще до запуска.

«Профессионалы 4.0» – это платформа, на которой встречаются крупные корпорации, органы государственной власти и талантливые люди страны. Бизнес и государство публикует проекты, а откликнуться может любой профессионал из нашей страны – даже если он живет на Камчатке.

В нашей стране такая платформа – это новый опыт. Мы изучили рынок и хорошо погрузилась в эту тему. У нас полно площадок вроде YouDo или, скажем, «Яндекс Такси». Но подобного в B2B сегменте у нас не было, да и во всем мире не так много. «Профессионалы 4.0» – для крупного бизнеса. Она учит корпорации работать с независимыми экспертами.

Смысл в том, что большой бизнес совсем не умеет работать с фрилансерами . Он умеет только брать сотрудников в штат и нанимать подрядчиков. Оба эти варианта хорошо исследованы и понятны с одной стороны, но долгие и муторные – с другой. Процессы жестко регламентированы, там куча бюрократии. Но мир меняется, и на рынке труда сейчас происходят очень интересные изменения. Поэтому и появилась наша платформа.

Я в этом проекте занимаюсь поддержкой «гибких команд», собранных с помощью платформы. Моя задача – понять, что нужно сделать и как помочь проектным командам работать лучше и быстрее. Помочь им общаться с бизнесом. И помочь бизнесу общаться с ними. Я провожу исследования и делаю выводы.

До этого я 10 лет занималась темой T&D. Поэтому все, что связано с мотивацией персонала, с профилем сотрудника, с тем как искать персонал для госкорпораций, с его оценкой и развитием, с выявлением его потребностей – все это мне хорошо известно. Эти знания мне сейчас очень помогают. Я вижу, что рынок труда меняется. Два года назад, когда я начала работать над платформой, это все казалось каким-то невероятным будущим. Это визионерский продукт, и я считаю, что сделала стратегически правильное решение, сменив привычный T&D на инновационный IT продукт.

Мы называем себя «стартап в корпорации». Понятно, конечно, что это оксюморон. Разницу между обычным стартапом и нами мы отлично понимаем.

В чем она заключается?

Все просто: у нас есть ресурсы. Есть свой бизнес-ангел, которого не надо искать. То есть наша задача не в том, чтобы найти инвестора, а в том, чтобы доказать ему, что деньги в этот проект действительно стоит вкладывать.

Почему ваш проект вдруг стал так сильно нужен? Что послужило триггером?

Триггером стала цифровизация. В современном мире ты не можешь зарабатывать деньги, если тебя нет в цифровом пространстве.

Крупный бизнес – он ведь действительно похож на танцующего слона. Из-за своих масштабов очень сложно реализовывать продукты быстро и сокращать time to market.

То же самое касается и найма сотрудников. Я проводила исследование в прошлом году о найме в крупные компании среди middle management. Так вот в среднем для поиска нового специалиста в компаниях тратят три-четыре месяца. Если говорить о договорах гражданско-правового характера, то там свои сложности – есть ограничения по стоимости закупки. Это много говорит о том, как у нас взаимодействует бизнес и сотрудники.

С другой стороны, триггером стала и пандемия. Она просто ускорила весь этот процесс. Крупный бизнес, в том числе банки и нефтянка, стали очень быстро переупаковывать свои продукты в цифру. А для этого нужно срочно искать профессионалов, которые быстро сделают нужную работу. А я уже сказала, сколько у нас обычно тратят на поиск нового сотрудника. Ну и плюс к этому – рынок IT у нас сейчас очень сложный. Он очень перегрет. Не буду говорить, благодаря кому это произошло, но сейчас очень жесткий хантинг в отношении IT-специалистов – они безумно дорого стоят и могут диктовать свои условия.

Бизнес потихоньку начал смотреть в сторону временного персонала и, соответственно, начал использовать платформы, на которых такой персонал можно найти. Ведь очень долго и дорого брать человека в штат – особенно, когда речь заходит об IT-специалистах.

Все хотят выбирать условия жизни и работы, которые интересны им. И формат с 9 до 18 в офисе выбирают все меньше и меньше людей. Благодаря этому такие платформы как «Профессионалы 4.0» выходят в мейнстрим.

Скоро все будут как минимум рассматривать как возможность удаленную работу и временный персонал. И вот такие платформы позволяют этот процесс ускорить. Не будь соответствующих платформ, дело бы шло в разы медленнее.

Очень приятно, что корпорации идут в эту сторону. Потому что в каких-то вертикалях они уже начинают, наверное, чувствовать наступающую тень либо технологических гигантов, либо, наоборот, маленьких мобильных стартапов. Давай подробнее остановимся на платформе. Идея ее понятна, и звучит все правильно и красиво. А как в суровой реальности? Расскажи, какие основные вызовы стоят сейчас перед вами?

Про боли тебе рассказать. Расскажу! Один важный момент я уже назвала – ограничение в закупочном законодательстве. Для нашей компании Верхний лимит – 500 000 рублей, это максимум, который мы можем заплатить временному сотруднику за проект. Но проекты ведь бывают разной степени сложности и разной степени длительности.

Конкретно на нашей платформе компании размещают проекты длительностью от трех до шести месяцев. Ну и вот 500 000 рублей за шесть месяцев работы – этого, скорее всего, будет мало.

Вторая проблема – временная работа не особо регламентирована. Стороны не понимают, как защищать свои интересы. Да, пандемия дала толчок, даже появился в законодательстве термин «дистанционная работа». Но в нашем случае это особенно не сыграло роли. Ведь «дистанционная» и «временная» – разные понятия.

Третья история – майндсет. Убеждения крупного бизнеса. До сих пор многие думают, что работать с фрилансерами «рискованно»: вот деньги заплатишь, а исполнитель ничего не сделает и исчезнет. Но по нашему опыту, как раз наоборот. Через нас прошло уже больше 300 проектов, и мы видим, что самозанятые специалисты очень ответственно относятся к работе с большими компаниями. Они очень стараются, переживают за личный бренд, за портфолио, за отзывы, которые им оставляют заказчики. Они ориентированы на результат.

Я, может, скажу сейчас крамольную вещь, но вот такой у меня инсайт после двух лет работы в проекте. Люди, которые работают в корпорации, даже если они суперинноваторы, все-таки больше ориентированы на процесс. Потому что в корпорациях так строится бизнес: все процессы описаны, и у каждого процесса свои KPI. Задача работника – качественно провести весь процесс.

95% всего крупного бизнеса – это именно процессы. А внешние специалисты ориентированы на результат, потому что они видят проект, видят требования, сумму и срок. Они знают, что если выполнят свою работу хорошо, то потом получат оплату и хороший отзыв, который принесет больше заказов.

Отдельная история – столкновение в одной команде этих двух противоположных миров. Одни привыкли получать четкие задачи и добиваться понятных результатов в обговоренные сроки, другие работают по системе «давайте попробуем вот так, а если не получится – будем думать».

Два года назад мы работали над тем, чтобы сделать платформу, которая будет удобна для всех пользователей. То есть мы заботились о ней как об IT-продукте – чтобы был понятный интерфейс, чтобы все UX и UI элементы были на месте. Все это мы прошли. Но мы даже представить не могли, что столкнемся с проблемами, касающимися мышления, парадигмы, майндсета. Когда мы с этим столкнулись, стало ясно, где настоящий вызов для нас.

Можешь привести интересные примеры? Как это проявляется?

Ну вот уже на первой встрече лидеров проектов с фрилансерами. Эта встреча проходит для того, чтобы задать формат работы, определить фрейм. И вот бизнес, привыкший работать с подрядчиками, приходит на это совещание с позиции заказчика и важно говорит: «Значит так, я хочу, чтобы через два месяца у меня был вот такой результат».

А фрилансеры – надо отдать им должное – не стесняются, начинают задавать вопросы и во всем сомневаться: «Подождите, давайте обсудим. Мы же команда. Как мы это все будем выполнять?». Вместо того чтобы безропотно уйти в процесс, они начинают выяснять его целесообразность. И вот тут уже начинаются ценные обсуждения и совместные размышления. Тут все начинают меняться.

Вообще, мы заметили, что наша платформа помогает бизнесу в двух направлениях. Есть проекты, для которых нужно выполнить четкую и понятную задачу. Там нужны именно хорошие специалисты, но конкретно командная работа не так важна. Тут достаточно рабочей группы – группы специалистов, которые качественно выполнят поставленную перед ними задачу.

А есть проекты, когда заказчик говорит: «Вот у нас есть назревшая проблема, но мы не совсем, понимаем, как ее решить». И вот когда есть четкая проблема, но нет четкого решения – именно тогда роль команды очень важна.

Именно в работе над такими проектами я научилась разделять понятия рабочей группы и команды. И проблема многих бизнесов в том, что они не видят разницы и не знают о ней. Мы помогаем с этим, помогаем определить: можно ли просто обойтись рабочей группой или нужна именно команда.

Главное отличие в том, что в команде необходима сильная вовлеченность руководителя. Тут важно направлять людей. Нужно работать сплоченно и слаженно, чтобы найти решение проблемы, нужно прямо погружаться с головой в этот проект.

А ведь часто случается так, что у одного мидл-менеджера в работе 10-15 проектов. Мы с этим постоянно сталкиваемся, и уже научились с этим работать. У такого руководителя вряд ли будет возможность погрузиться в проблему и направлять команду, помогать ей. Поэтому мы обычно советуем таким руководителям делегировать проект кому-то. Так получится лучше.

Вроде это все не сложные вещи, но на старте они не были очевидными. Теперь мы научились с ними работать и обучили платформу отвечать подобным запросам. В зависимости от ситуации подбираем разные сервисы.

Вот это очень интересная тема. Как вы работаете над такими сложными проектами, если люди друг с другом еще не работали? Как можно в одну лодку посадить незнакомцев и отправить их не просто в плавание – в шторм? Есть какие-то надежные способы или фреймы?

Отличный вопрос. Собственно, нам его предстоит еще решить. Это нужно не только нашему проекту, а вообще всем – и кто первый найдет решение, тот и сорвет куш.

Вот взять нашу платформу – да, она поможет найти тебе человека и даже провести оценку его хардов.. Есть разные инструменты оценки личностных качеств человека. Но вот технологий, которые бы помогали быстро и безошибочно понять, сработаются ли люди друг с другом, пока нет.

Мы сами пока думаем, как можно быстро собрать группу людей, которые будут подходить и под задачу, и друг под друга, и под лидера. Кстати, если у кого-то есть на эту тему стартапы, это ваш шанс, мы с удовольствием на них посмотрим.

На данном этапе мы заметили, что вне зависимости от длительности проекта все команды проходят одни и те же стадии: шторминг, форминг, перформинг… И нужны инструменты, которые будут помогать людям проходить через эти этапы.

Сейчас у нас есть трекеры – сотрудники, которые этим и занимаются. Эти специалисты помогают проекту стартовать, выстроить рабочий фрейм, наладить коммуникацию в команде, найти общий язык корпоратам и фрилансерам. Это все очень важно – потому что очень часто люди говорят на разных языках. Ну и чтобы все проходило быстрее и безболезненней, нужен такой коуч-модератор, который будет переводить с русского на русский.

Веришь, что эту роль трекера можно автоматизировать? Есть ли что-то, что точно никогда не поддастся автоматизации?

Роль трекера критична именно для сложных проектов. Трекеры исполняют много разных функций, и некоторые из них можно автоматизировать. Например, таск-трекеры очень помогают в этом плане.

Но если говорить о качестве коммуникации и роли третейского судьи… Тут уже сложнее. Ведь мы поддерживаем интересы двух сторон и с точки зрения законодательства, и с точки зрения коммуникации. Внешние специалисты «болеют» за результат, за качество. А в крупном бизнесе привыкли разговаривать с точки зрения силы: я здесь заказчик, я диктую условия. И очень важно сдерживать вот эти порывы крупного бизнеса, этим трекер и занимается. Он говорит: «ты не заказчик, ты – лидер команды» – и только после этого происходит щелчок и что-то меняется.

Когда мы поймем все нюансы и сложности взаимодействия бизнеса и фрилансеров, тогда, наверное, сможем оцифровать большую часть этой работы. Стратегически я закладываю такую возможность на платформе, но пока что мы находимся на другой стадии.

О каких метриках проекта ты больше всего переживаешь?

Во-первых, это количество успешных проектов – успешность у нас оценивают и лидеры проектов, и фрилансеры.

Во-вторых, я хочу, чтобы именно «гибких команд» у нас стало больше. Все-таки для бизнеса взаимодействие с подобными платформами все еще не всегда понятно – не все осознают ценность и потенциал. Очень часто приходят заказы вроде «нам нужно отрисовать презентацию, но не хватает рук». Платформа умеет это делать, мы легко найдем руки, которые все отлично отрисуют – дешевле и быстрее, чем подрядчики.

Но очень важно, чтобы рос запрос именно на сложные задачи. И я свою роль вижу именно в популяризации платформы с точки зрения таких проектов – сложных и интересных. Ведь именно они смогут привлечь к нам действительно крутых профессионалов, которые ищут для себя вызовы, а не просто «отрисовать презентацию за денюжку».

А какие 20% работы дают 80% результата?

Я считаю, что в нашем случае это исследования. Те, которые мы проводили для разделения атрибутов рабочих групп и «гибких команд». Это дало нам много ответов на важные вопросы. И все эти инсайты легли в основу методологии, которую мы будет популяризировать, развивать и оцифровывать. Это мое большое достижение на этой платформе.

Это очень интересно. А с точки зрения бизнеса – что от вас ожидает ваш внутренний инвестор?

Сейчас наша задача – доказать нашему бизнес-ангелу, что мы не просто приносим какие-то социальные бенефиты. Мы продукт, который может очень хорошо зарабатывать и будет высоко востребован. Я уже говорила – в области B2B российских аналогов «Профессионалам 4.0» нет. Если аналоги в США – и вот они показали, что заработок тут есть. Речь идет именно о платформах, которые работают с настоящими профессионалами.

В общем, сейчас наша цель – достичь финансовых показателей, которые мы сами себе обозначили. Наше преимущество в том, что нас никто к этому не принуждает, у нас была возможность выбрать путь социального проекта. Но быть исключительно социальным проектом нам неинтересно. Это позиция команды, не компании.

А сколько у вас есть времени, чтобы добиться этих показателей?

Нам уже есть чем похвастаться, мы уже доказали, что все не зря. Я считаю, что мы во многом превзошли ожидания. Что касается именно финансов, я думаю, серьезных достижений мы сможем добиться уже через три года.

Амбициозно! Давай поговорим побольше о личном. Что представляет собой твой обычный рабочий день сейчас?

В этом году, в январе, мы всей командой полезли в горы, попробовали все вместе скалолазание. Мне это так понравилось, что жизнь разделилась на «до» и «после». Уже тогда мы начали думать о том, чтобы была возможность заниматься подобными вещами не только в отпуске.

А потом началась пандемия… Это был, конечно, большой стресс для всех. Но в какой-то момент мы поняли, что это и есть шанс перестроить свою работу и попробовать удаленку. Мы выстроили систему удаленной работы – и с тех пор стало так много возможностей, времени и кайфа. Теперь получается в обычные дни делать то, что раньше я могла делать только на отпуске.

Сейчас я, например, на Камчатке. И хоть я официально в отпуске, я могу поработать, и меня это не напрягает. Конечно, важно разграничивать отдых и работу, когда понимаешь, что у тебя нет времени на перезарядку. Но сейчас это не мой случай. Я могу спокойно что-то сделать и в выходной, и в два часа ночи под вдохновение. В этом есть какое-то особое очарование удаленки.

Тут я тебя полностью поддерживаю. За время карантина наша команда успела познакомиться с разными людьми, обрасти контактами в Индии, Киеве, Штатах, Питере, Кирове. Мы поработали с клиентами и партнерами из Европы, Израиля, стран СНГ. Как будто больше возможностей открылось, хотя они всегда были. Теперь я понимаю, что даже если я вернусь в Москву, мне уже не собрать там всю команду. Наш ДНК перестроился на удаленку. По-прежнему уже не будет.

Нет, по-прежнему уже точно не будет. Никто не хочет возвращаться в офисы. Я, по крайней мере, – точно. Я считаю, что будет больше разных вариантов, возможно, гибридных. Если мне сейчас предложат работать половину недели в офисе, а оставшуюся половину – дома, я соглашусь с удовольствием. Но пять дней в неделю с 9 до 18 – это уже не интересно. Да и нет в этом никакой необходимости и ценности.

Точно. У меня один последний вопрос. Вот ты работаешь на такой платформе, объединяющей независимых специалистов и большой бизнес, уже два года. Скажи, какой одной вещи может научиться корпорация у фрилансера? И наоборот – чему бизнес может научить фрилансеров.

Я считаю, что самая главная задача эксперта – научиться продавать свои услуги, компетенции и навыки. Потому что платформа будет развиваться, и конкуренция вырастет. Когда на один проект 20 откликов от хороших профессионалов – нужно уметь выделяться.

Чему может научиться бизнес у внешнего работника? Работать с людьми в одной команде, придерживаться понятной и логичной позиции, не разделять роли на «босс» и «подрядчик/исполнитель», не придерживаться классической и устаревшей иерархии. Пока что бизнес этому учится со скрипом – мы проводим их через этот опыт. И пока что это единственный способ, который я вижу.

Это девятая часть серии интервью от Максима Шпаковского об инновациях и предпринимательстве. Предыдущие части читайте здесь.

33
1 комментарий

Отличная статья. Отличный подход к формату работы в 2020 году, правильный и обоснованный. Особенно касательно устаревших форматов офиса с 9 до 18. Все, мир изменился и прежним уже не будет, по крайней мере в IT-сфере это случилось

1
Ответить