{"id":13654,"url":"\/distributions\/13654\/click?bit=1&hash=7a7aa21667aefd656b6233efba962ecbef616dfd5ac100a493b4b5899b23ff1f","title":"\u041c\u044b \u043f\u043e\u043f\u0440\u043e\u0441\u0438\u043b\u0438 \u0440\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u0435\u0439 \u043e\u0431\u044a\u044f\u0441\u043d\u0438\u0442\u044c, \u043a\u0442\u043e \u0442\u0430\u043a\u0438\u0435 \u00ab\u043a\u0440\u0435\u0430\u0442\u043e\u0440\u00bb \u0438 \u00ab\u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u043a\u0442\u00bb","buttonText":"\u0421\u043c\u043e\u0442\u0440\u0435\u0442\u044c","imageUuid":"32086418-934b-5de5-a4ef-6425a84c490a","isPaidAndBannersEnabled":false}
Maxim Shpakovskiy

«Как сделать быстрее, чем немедленно?»: интервью с Анной Кеуш, экспертом в образовательных программах для стартапов

Как пандемия поменяла коммуникацию со стартапами, какие амбиции должны быть у предпринимателей, есть ли бюрократия в корпорациях и как сделать «быстрее, чем немедленно», Анна Кеуш рассказала в интервью Владиславу Лобашеву из команды дизайн-спринтов Focus агентства Aventica.

Расскажи немного о себе, о своем бэкграунде и о том, чем ты сейчас занимаешься.

Инновациями и всем, что с ними связано, я занимаюсь уже лет десять. За это время мне удалось взглянуть со всех сторон на развитие стартап-индустрии. Как внутри учебного заведения, где рождаются идеи и загораются глаза у будущих предпринимателей, так и в самом стартапе, который «пивотится», не успев проверить рынок. Основой моего подхода к взаимодействию со стартапами стала работа в консалтинговой компании RIS Ventures, ещё с нулевых развивающая гибкие методологии, упаковывая их под российский менталитет и рыночные реалии. Николай Митюшин и Илья Антипов – очень талантливые методологи, которые придумали настолько типичные для нас сегодня инструменты как трекинг, HADI-циклы и многое другое. А ещё в 2011-2012 годы мы ломали голову над правильным неймингом, чтобы сделать методологию универсальной. Затем был корпоративный период в Kaspersky, где небольшой, но очень целеустремленной командой мы построили систему работы с внутренними и внешними инновациями. Внутренние (корпоративные) предприниматели – моя особая любовь. Если крупный бизнес планирует работать с инновациями, то начинать нужно с ядра – корпоративной культуры и сотрудников.

В России всего 3% населения занимаются предпринимательством. Это существенно ниже, чем в мире, хотя у нас так много талантливых и смекалистых людей. Этот процент можно превратить в 15-20% за счет корпоративного предпринимательства. Возможно, офисные работники чуть меньше склонны к риску и не могут на одном дошираке в гараже существовать два года, пока компания не начнет приносить желаемый доход. Внутренние ресурсы корпорации способны помочь сотрудникам в развитии идей, обеспечивая при этом внутреннюю трансформацию бизнеса.

Сейчас я работаю в городской структуре поддержки инноваций. Моя цель – помогать технологическим предпринимателям в развитии бизнеса. Это и поиск ресурсов, и создание обучающего контента, и взаимодействие с инвесторами, корпорациями и городскими заказчиками. Во главе угла для меня стоит основатель и его желание что-то поменять в мире технологий. Мое преимущество – в обширном опыте и знании внутренней кухни. Я знаю, как выглядит без иллюзий рабочий процесс с разных сторон – вузовского проекта, консалтинга, корпорации, города и стартапа. Можно сказать, моя глобальная миссия – ускорить создание технологического будущего.

Как пандемия повлияла на тебя, на твою работу?

По моему мнению, пандемия обеспечила большой качественный скачок в доступности и качестве бизнес-образования для стартапов. Когда нас застала пандемия, мы заканчивали крупный проект с участием нескольких десятков компаний, которые на протяжении двух месяцев проходили программу развития бизнеса. Они достигли значимых результатов, показали, что они жизнеспособны, и заслужили, чтобы о них узнали. Но все массовые мероприятия были отменены. Мы экстренно продлили программу на месяц, чтобы перевести ее в цифровой формат. Это был наш первый такой опыт, и он оказался успешным: в прямом эфире нас смотрели более полутора тысячи человек в моменте. Все дальнейшие финальные мероприятия других проектов и само обучение мы проводили онлайн, и оказалось, что это очень удобный и эффективный формат, поскольку можно пригласить больше корпораций и фондов, то есть увеличить количество потенциальных сделок. До пандемии «онлайна» и не было по-настоящему, это была добавочная история во многих сферах.

Мой новый проект – пятимесячная программа, «подписка» на экспертные ресурсы для технологических предпринимателей. Преимуществом является то, что все активности программы дублируются в онлайн-формате. Это экономит время основателей на поездку, дает возможность не пропустить полезный контент и просмотреть материал в удобное время. Если в начале пандемии переход в цифровой формат немного замедлял время взаимодействия, то сейчас все участники адаптировались, и скорость бизнес-процессов возросла.

Существенный аспект, который еще необходимо проработать для реализации проектов, – отсутствие чувства приверженности, принадлежности, эмоциональной связи. Как организатору программ для всех участников инновационного рынка – стартапов, корпораций, инвесторов – нам важно сформировать постоянное живое активное сообщество, которое помогает найти бизнес-партнеров и решить бизнес-задачи посредством обмена опытом, идеями, контактами. Для стартапов это особенно полезно, так как опыт других основателей, их нетворкинг и советы носят более практический характер, чем экспертные рекомендации. Сделать цифровое сообщество лояльным, комфортным для сотрудничества и кооперации участников – вот такой сейчас вызов. И задача – сделать это в рамках текущего проекта.

Во время самоизоляции еще одним вызовом была командная работа. В отличие от среды, ни объем задач, ни дедлайны, ни KPI не изменились. С началом «удаленки» создавалось впечатление, что мы работаем 24/7. Мы тратили больше усилий на синхронизацию команды и взаимодействие с партнерами, бизнес-процессы которых были заморожены, у нас стерлась граница между личным и рабочим временем, мы внедряли новые рабочие инструменты, некоторым сотрудникам пришлось сменить функционал. На переход и восстановление мы потратили несколько месяцев, нас объединяла наша миссия, мотивировал нулевой бюджет, а помогали идти вперед целеустремленность и креативный подход. Моя команда приобрела новые компетенции и стала работать слаженнее, сотрудники стали понимать друг друга с полуслова.

Расскажи о проекте, над которым сейчас работаешь. О чем болит голова? Помогает ли гиперконтроль?

Гиперконтроль помогает мне в обучении команды «с нуля». Кто-то решил сменить сферу деятельности, кто-то в начале карьеры, но все с горящими глазами и мотивацией, мне нравятся такие. Мои коллеги называют меня «суперучителем». Никогда не представляла себя в этой роли, но она нашла меня. Моя задача, когда я обучаю новичков, состоит в том, чтобы каждый стал функциональной единицей, мог самостоятельно управлять своим блоком, оптимизировать его и развивать. Важно при этом развивать и универсальность, чтобы помочь команде закрыть узкие места, в этом мы очень похожи со стартаперами. Мой гиперконтроль дает слабину, когда человек перерастает роль ученика или простого исполнителя и начинает применять креативность в работе. Мы решаем любую задачу, даже невыполнимую на первый взгляд, и творческий подход в нашей деятельности необходим: можно найти решение для нетривиальной задачи или сгенерировать нестандартное решение для простой, если необходимо.

О чем у меня болит голова? Я хочу, чтобы текущая программа обеспечивала некий базис для предпринимателей. Первый момент – рост бизнеса, это по умолчанию. Второй момент – развитие человеческого капитала. Основатели за время участия должны получить навыки, которые они смогут применить в любой нестабильной системе для достижения своих целей. При этом неважно, на сколько градусов они развернут свой бизнес. Эти два момента – фундамент. Дальше идет надстройка – то, что можно назвать критериями успешности. Например, если участники, которые хотят привлечь инвестиции, смогут сделать это в течение программы или в течение нескольких месяцев после ее завершения. Плюсом будет заключение крупных сделок или сделок с выходом на зарубежные рынки. Мне хочется, чтобы на программу приходили основатели с амбициями глобального масштаба, это важный показатель предпринимательского духа. Если таких не будет, у меня будет «болеть голова».

У меня был опыт запуска разных программ для стартапов и людей с идеями, сейчас я запускаю программу-конструктор. Мы даем возможность предпринимателям независимо от технологического направления или стадии бизнеса получить «подписку» на экспертные ресурсы.

Программа бесплатная и состоит из воркшопов, вебинаров, трекинга, экспертных мастерских и нетворкинг-мероприятий, также участникам предоставляется коворкинг в центре Москвы. Не обязательно посещать всё: ты делаешь бизнес, занимаешься своим делом – и у тебя есть подборка, из которой ты выбираешь необходимое в данный момент, не нужно искать отдельные ресурсы. Есть спецкурсы, где предприниматель прорабатывает углубленно нужную тему, чтобы получить качественное изменение. В клубе основателей ты можешь поделиться опытом пилота в корпорации Х или выхода на рынок Китая.

Мы нейтральная площадка, у нас нет обязательств работать с определенными корпорациями или инвесторами. Мы программа-советник – исключительная возможность для предпринимателей протестировать реально действующие инструменты для роста бизнеса без отяжеляющих комитментов. Базовая часть программы сформирована заранее на основании опроса заявителей, а далее процессы адаптируются под текущие запросы участников. Например, может оказаться, что проблема не с маркетингом, а с продажами, и нужно нанять грамотного специалиста по продажам. То есть цель – выявить текущие узкие места и точки роста, которые программа поможет проработать.

А какие 20% приложенных усилий сейчас дают 80% результата? И в рамках проекта, и в жизни вообще.

Такой философский вопрос. Действительно, 20% усилий дают 80% результата. Но, по моему опыту, 20% – продуктивные, а еще 80 – необходимые издержки системы. Это формальные процессы, которые я должна выполнить, внутренние регламенты, которые я должна соблюсти, чтобы обеспечить достижение результата.

Есть люди процесса, а я – человек результата. Я не наслаждаюсь рутиной и постоянно ищу варианты оптимизации и нестандартные подходы. В частном бизнесе больше свободы, и иногда можно отказаться от части процессов, мешающих достижению результата. В городской структуре нужно быть универсальным менеджером, который уделяет львиную долю времени бюрократическим процессам и при этом не теряет мотивации и энергии для получения практического результата. В корпорации многие процессы идут быстрее, и в то же время они более гибкие. Часть усилий там тоже съедается, но они уходят на согласование мнений с коллегами, руководством и необходимый порядок. Это обусловлено корпоративной культурой: часть времени ты тратишь на то, чтобы обсудить решение внутри, найти компромисс и сделать оптимальный выбор.

В бюджетной структуре нет компромисса: ты видишь цель и идешь к ней, маневрируя между барьерами, подтверждая «каждый чих» сотнями документов, твои шаги должны быть понятны и обоснованы для любого уровня проверяющих, не владеющих предметом и сегодня, и через пять лет. Ты живешь в парадигме «нужно сделать быстрее, чем немедленно», чтобы попасть в темп рынка. Для меня это было серьезным вызовом: я не умела управлять временем и пространством! А потом невозможное оказалось возможным. Работая в корпорации, ты по-другому ощущаешь время, делаешь все немного в другом темпе.

Когда уходишь из корпоративной среды, понимаешь, что там на самом деле нет бюрократии. Иногда то, что считается бюрократией, это просто бизнес-процессы.

Почему ты живешь и работаешь в России?

Я родилась в России, поэтому я и живу в России. Россия – это не только Москва. В такой большой стране живут очень разные люди, способные изменить будущее. Есть множество талантливых предпринимателей, которым я хочу помочь. Всегда легко говорить, что где-то лучше, а предпринять усилия для того, чтобы здесь было хорошо, готов далеко не каждый. Мне хочется быть среди тех, кто пытается изменить что-то в России, чтобы жить в ней было лучше и нынешним, и будущим поколениям. Почему бы не использовать огромные ресурсы и таланты нашей большой страны? Запустить все это в движение, чтобы достичь результата. Хочется, чтобы Россия, наша историческая родина, процветала и в следующем веке, и через 500 лет. Вкладывать усилия в это нужно уже сейчас.

Честно могу сказать, что производить изменения сложно, а делать их в соответствии с устоявшейся системой еще сложнее. Но это возможно, нужно просто понимать, что 80% усилий ты будешь тратить на постепенную трансформацию, чтобы обеспечить естественное движение. Я люблю страну, люблю людей, которые здесь живут. Я считаю, что у нас очень много талантливых предпринимателей, и я хочу им максимально помочь, постепенно меняя существующую систему.

Вот я – молодой предприниматель, хочу стать инноватором. Что мне нужно делать?

Я бы сказала, если ты – человек с идеей, и ты понимаешь, что хочешь заниматься своим делом и не хочешь реализовывать чужие идеи, то самый важный момент – найти себе компаньона. Человек не может знать все: у кого-то лучше получается бизнес-часть, у кого-то – техническая. Это не только вопрос компетенции, но и закон времени: ты не можешь все объять в бизнесе. Если ты все делаешь сам, то неизбежно на отдельные блоки задач затраченное время будет минимальным. Поэтому тебе нужен, как минимум, один компаньон. Желательно, чтобы у вас с ним были разные сильные стороны и компетенции. По моим наблюдениям, классно делается бизнес, когда есть два человека, которые дополняют друг друга. Бывает, конечно, что один партнер скрыт: мы со стороны видим только публичного человека.

Итак, теперь ты не один, у тебя есть твой компаньон, а дальше вы формируете команду – объединяете людей, которые тоже хотят работать с вами, готовы двигаться с вами к достижению цели. Идея даже не так важна, она миллион раз поменяется, а люди останутся. Поэтому самое важное – найти правильных людей, с которыми ты сможешь делать первые проекты и совершать первые ошибки, и тебе будет классно с ними ошибаться. А потом ты напишешь с ними общую историю успеха.

Главное – компаньон и команда, а идея – вторична. Есть многие классные ребята, которые считают, что их идея недостаточно «секси», боятся и ждут, когда она дозреет. А потом оказывается, что их идею уже сто один раз реализовали, потому что рынок быстро меняется, и идея, которую можно сейчас проверить, через год будет уже неактуальной. Поэтому ждать классную идею точно не стоит, лучше подыскать классного человека, начать реализацию текущей безумной задумки и собирать людей вокруг желания что-то изменить, концепта, стиля жизни или чего-то еще. С командой ты начинаешь свои действия.

Следующим шагом будет поиск механизмов для развития, улучшения твоего проекта, усиления экспертных зон. Ищешь программы, экспертное мнение. Важно помнить, что все советы эксперта ты пропускаешь через команду: только команда знает, как лучше сделать для бизнеса, а не принимает слепо рекомендацию ментора, несмотря на то, насколько он опытный и скольким компаниям он помог. Получается такая последовательность: партнер, команда, действия, экспертиза, результат. Где-то эти блоки становятся параллельными, тогда все работает.

Спасибо!

Это интервью – часть серии интервью от команды Focus об инновациях и предпринимательстве. Предыдущие части читайте здесь.

Команда Focus в 2020 году адаптировала методологию для команд, работающих в корпорациях и сделала 29 проектов для Сбера, Яндекс.Деньги, ГазпромНефть, WorldClass, Лаборатория Касперского, Tele2, ВЭБ.РФ.

Протестировать гипотезу роста или запуска нового продукта можно за 2 недели по методологии команды Focus. Читайте подробнее на сайте: https://focus.ms

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null