{"id":13585,"url":"\/distributions\/13585\/click?bit=1&hash=5abbdccc3fb020b5689ad8081fa009393de3b75c1e378f7f15bf1276f341927b","title":"\u0421\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u0434\u043b\u044f \u0432\u0438\u0434\u0435\u043e\u0437\u0432\u043e\u043d\u043a\u043e\u0432 \u0441 \u0438\u043d\u0442\u0435\u043b\u043b\u0435\u043a\u0442\u0443\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u043c \u0448\u0443\u043c\u043e\u043f\u043e\u0434\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435\u043c","buttonText":"\u0413\u0434\u0435 \u0432\u0437\u044f\u0442\u044c?","imageUuid":"d9c50f1f-3071-518e-8ae7-e283eb318898","isPaidAndBannersEnabled":false}
Maxim Shpakovskiy

«Интерес у всех один - растить проекты, развивать их и масштабировать»: интервью с Ольгой Франчук

Ольга Франчук – исполнительный директор Фонда развития цифровой экономики. В беседе с Владиславом Лобашевым из команды дизайн-спринтов Focus агентства Aventica, Ольга рассказала об основных направлениях деятельности Фонда, преимуществах цифрового формата деятельности и задачах Фонда на ближайший год.

Расскажи о себе, чем ты занимаешься.

Я являюсь исполнительным директором Фонда развития цифровой экономики. Говоря простыми словами, это инфраструктурный Фонд, который является мостиком между digital-стартапами, инвесторами, корпорациями и государством. Мы помогаем правильно выстроить коммуникации между теми, кто осуществляет процесс цифровизации, разрабатывает свой продукт, – стартапами, и теми, кто нуждается в цифровизации, – корпорациями и государством.

На российском рынке, как и на любом другом, стартап-проекты находятся на разных стадиях – от идей до уже полноценных компаний с серьезными для стартапа оборотами. Существует достаточно большая воронка приходящих в Фонд стартапов по разным отраслям экономики: медицина, строительство, агросектор, образование, нефтегаз. Стартапы приходят к нам с запросом на интеграцию, на увеличение продаж, на запуски пилотных проектов на площадках корпораций либо в рамках деятельности муниципалитетов или органов федеральной власти.

Подразделение Фонда Инвестиционный консорциум помогает стартапам привлекать инвестиции. Инвестиционный консорциум представляет из себя группу инвесторов – инвестиционных фондов и, в большей степени, частных инвесторов. Консорциум выбирает проект из пайплайна Фонда, в котором на данный момент более 2000 проектов, и принимает решение по вопросу инвестирования в него. В отличие от международного рынка, где более развито венчурное финансирование, приоритет наших российских компаний – вначале реализовать пилот у крупного заказчика, протестироваться и потом получать от него более крупные заказы.

Отдельное направление Фонда, созданное совместно с Торгово-промышленной палатой РФ, – «Магазин цифровых решений». Это платформа, где размещаются апробированные Советом Фонда и партнерами цифровые решения, готовые для интеграции. «Магазин цифровых решений» создан для того, чтобы любое заинтересованное лицо могло на сайте выбрать с помощью фильтров подходящее решение: доступна информация о предыдущих кейсах, сроках, стоимости реализации. Решения, у которых пока нет успешных кейсов реализации проекта, в «Магазине цифровых решений» не публикуются. Это ограничение связано с возможностями стартапов. Мы столкнулись с тем, что не каждый проект готов принять большой заказ: например, команда из десяти человек вроде бы хочет работать с X, но физически не способна выполнить заказ в те сроки, которые нужны корпорации. Поэтому мы публикуем предложения только от тех команд, которые готовы включиться на все 100% и качественно выполнить заказ.

Сейчас появилась новая профессия – CDTO, директор по цифровизации, или руководитель цифровой информации. Такая должность появилась не только в корпорациях – во всех министерствах созданы отдельные департаменты по цифровизации. CDTO выступают как основные заказчики в «Магазине цифровых решений», поскольку они находятся в постоянном поиске технологий и проектов, которые смогут закрыть поставленные KPI.

В большинстве корпораций и структур сейчас реализуется стратегия цифровой трансформации. Но во многих пунктах этой стратегии остаются открытыми некоторые промежуточные цели и задачи, для закрытия которых должны привлекаться исполнители в лице разработчиков, цифровых команд и, в нашем случае, стартапов. Решения, размещенные в «Магазине цифровых решений», могут использоваться также для включения в стратегию цифровой трансформации.

В «Магазине цифровых решений» представлены те стартапы, которые могут позволить себе быстро масштабироваться под заказ?

Там представлены те компании и стартапы, у которых уже есть реальные кейсы, некое портфолио, которое подтверждает их готовность к новым заказам, их уровень компетенций. Мы со своей стороны тоже это подтверждаем, поскольку некоторые заказы они получали через нас.

В принципе в Фонд может прийти любой проект. Воронка на рассмотрение для всех одна по единой большой анкете. Если мы видим компетенции команды, хороший финансовый поток, или у нас есть потенциальные заказы именно под это решение, мы работаем над размещением такого проекта в «Магазине цифровых решений» в индивидуальном порядке.

Сейчас в «Магазине цифровых решений», помимо проектов, размещаются запросы государственного сектора и корпораций. Мы проводим опросы наших партнеров по регионам, чтобы определить, какие конкретные решения и технологии им нужны.

Сократить путь от гипотезы до принятия решения о запуске продукта можно с помощью двухнедельного дизайн-спринта от команды Focus:

Сколько стартапов в вашей воронке?

Фонду почти три года. На данный момент в воронке более двух тысяч проектов. По каждому из них есть аналитика на дату подачи заявки. По тому проекту, который вызвал интерес наших инвесторов, мы делаем дью дилидженс. Чем сильнее интерес, тем глубже мы стараемся погрузиться в проект: запросить дополнительные документы, понять реальную масштабируемость проекта и далее найти точки соприкосновения и сотрудничества с ним.

Как происходит поиск проектов со стороны Фонда? Или стартапы сами вас находят?

Существует несколько потоков проектов в Фонд. Первый – это FORUM.DIGITAL. У Фонда есть отдельный большой блок по организации цифровых форумов по разным отраслям экономики. Эти форумы проходят при поддержке профильных министерств и ведомств, при участии отраслевых компаний и корпораций. В рамках каждого форума проходит публичная питч-сессия, на которую мы отбираем от 10 до 15 проектов из тех, которые подали заявку. Отбор необходим, поскольку приходят в том числе и те проекты, которые находятся на стадии идеи или первоначального прототипа. С такими проектами мы не работаем, мы демонстрируем только те, что уже готовы для полноценной интеграции.

Второй поток – это партнерская воронка. Мы работаем с Московским инновационным кластером, Сколково, Иннополисом, участвуем в мероприятиях друг друга, в том числе и в качестве жюри. Организаций по работе со стартап-проектами не так много, но фокус у них не всегда один. Например, Сколково может помочь проекту чем-то определенным, а мы – чем-то другим, поэтому происходит постоянный обмен проектами. Важна и взаимная информационная поддержка партнеров. Можно сказать, существует такая дружба инфраструктурных фондов на digital-рынке, ведь интерес у всех один – растить проекты, развивать их и масштабировать в рамках общей повестки «Цифровая экономика Российской Федерации».

Сколько человек сейчас в команде Фонда?

Структура Фонда включает в себя Совет Фонда с его главой. Возглавляет Фонд Герман Сергеевич Клименко – экс-советник президента по вопросам развития интернета.

В структуре Фонда есть Центры компетенций, распределенные по разным отраслям: по энергетике, цифровизации МСП, финансовым технологиям, Умным городам, PR и СМИ и другим. Есть распределенные по направлениям команды – команда FORUM.DIGITAL, PR-команда, команда по работе со стартапами, команда «Магазина цифровых решений».

Отдельное подразделение – «Магазин цифровых решений», где есть свой руководитель, проджект-менеджеры, трекеры, которые занимаются обработкой запросов от компаний и сопровождают интеграцию, согласование и дальнейшее взаимодействие заказчика с исполнителем цифрового решения.

Как вы пережили пандемию?

Не могу сказать, что пандемия нас сильно коснулась. Мы очень быстро трансформировали наш event-блок FORUM.DIGITAL. В прошлом году 17 марта мы планировали большое мероприятие по цифровизации ритейла. На всех наших физических мероприятиях проходит выставка цифровых решений. Вся команда уже была на площадке, шла застройка, приезжали стартапы. В 5 часов вечера вышел Указ Сергея Семеновича Собянина о запрете на проведение всех мероприятий. Команда FORUM.DIGITAL тогда за одну ночь переделала полностью все в онлайн-формат. Форум в тот день все-таки состоялся.

Дальше планировалось большее количество физических мероприятий с выставками. Решили выставки тоже перевести в цифровой формат. Так у Фонда возник отдельный проект – EXPOCENETER.DIGITAL. На нем не так давно прошла выставка «СНГ – 30 лет» в рамках большого мероприятия, проходящего уже на протяжении 15 лет для стран-участников СНГ. Одна из постоянно действующих выставок на EXPOCENTER.DIGITAL – чудесный проект SAKHALIN EXPO, где размещены компании-экспортеры Сахалинского региона. В этом разделе можно напрямую связаться с интересующей вас компанией.

Во время пандемии мы сделали акцент на своей воронке по поиску цифровых решений для бизнеса. Министерство цифрового развития и массовых коммуникаций поддержало нашу инициативу выпустить Реестр решений для бизнеса во время пандемии. Реестр включал около 200 проектов по разным направлениям: удаленные рабочие места, платформы для zoom, для ВКС, контроль сотрудников, чат-боты, CRM. Условием с нашей стороны для публикации релиза проекта была безвозмездная помощь пострадавшему бизнесу: с мая по август 2020 года на сайте Фонда можно было получить доступ к этим решениям бесплатно или с большой скидкой.

А сейчас все восстановилось? Все планируемые выставки и форумы снова будут проводиться офлайн?

На самом деле, мы нашли много плюсов в проведении онлайн-мероприятий. Прежде всего, это больший охват аудитории за счет трансляций. Все наши мероприятия транслируются на двух-трех информационных площадках. Охват аудитории достигает от 50 до 70 тысяч просмотров. В моменте трансляцию смотрят четыре-пять тысяч человек. Физическая площадка не всегда способна обеспечить такой охват.

Онлайн-выставки сейчас проходят как дополнение к физическим, но со своей особенностью – без определенного срока завершения. Мы привыкли к физическим выставкам как к формату, где мы встретились, пообщались и разошлись. Цифровая выставка, как дополнительный инструмент, позволяет тем, кто не пришел на выставку, найти контакты для связи и общения.

Наши мероприятия проходили в онлайн-формате, без физического присутствия: 4 марта – Форум Business Women, 12 марта – EdTech. EdTech – новый для нас с точки зрения формы трек и 28 апреля большой форум совместно с Билайн Бизнес «Человек. Государство. Технологии» по гостеху, он прошел на площадке МИА «Россия сегодня».

Пандемия очень сильно всколыхнула и сферу образования, поэтому мы решили сделать со всеми лидерами рынка такие мероприятия.

Чем сейчас занят твой ум? С какой мыслью ты просыпаешься?

Будучи директором, я постоянно думаю о командах всех направлений, забочусь о том, чтобы были качественно и правильно поставлены все процессы и хорошо выстроены коммуникации. Первым делом я проверяю, выполнены ли все задачи по тому или иному направлению. Так сложилось, что я сама много занимаюсь именно работой со стартап-проектами, каждый стартап проходит через меня, я лично просматриваю количество заявок.

Какие 20% действий дают тебе 80% результата?

Наверное, это получение обратной связи от команды, от руководителей направлений. Я ежедневно выделяю 30 минут на общение в формате «вопрос-ответ» с представителями Инвестиционного консорциума, направления FORUM.DIGITAL, «Магазина цифровых решений» и, конечно, GR-блока, поскольку по GR-направлению Фонд проводит большое количество работы. В общении с этими сотрудниками все получают определенный фидбэк, и я понимаю, где необходимо мое включение в переговоры или коммуникацию.

Какие задачи стоят перед Фондом на ближайший год?

Для блока FORUM.DIGITAL – это качественная реализация всех запланированных мероприятий, привлечение новых заказчиков для наших цифровых компаний и польза для всех участников. Для «Магазина цифровых решений» – расширение предложенных на сайте решений и большее вовлечение в стратегию по цифровизации.

Почему ты живешь и работаешь в России?

Где родился, там и пригодился. Я много где бывала. Наш Фонд много работает по международному направлению, мы начинали с того, что вывозили наши стартап-проекты в road show для привлечения инвестиций. Тогда наша команда объехала 25 стран в Европе, Азии, на Ближнем Востоке. Одна страна – один день. Лет пять назад у меня были планы выучить в совершенстве китайский язык, который я и так неплохо знаю, и уехать в Китай. Я увлекалась восточными культурами и искусствами. Но я очень люблю свою страну. Люблю Москву, совершенно прекрасны регионы нашей страны. Сейчас наша страна открыта, можно узнавать ее еще больше. Жить в другой стране, развиваться, расти, работать – нет, это не для меня. Все-таки Россия – родная и своя.

Это очередная часть серии интервью от Максима Шпаковского об инновациях и предпринимательстве. Предыдущие части читайте здесь.

Команда Focus с 2020 года помогла лучшим командам роста и инноваций провести 38 продуктовых дизайн-спринтов и сэкономить 114 месяцев работы их разработчикам в корпорациях Сбера, Яндекс.Деньги, ГазпромНефть, WorldClass, Лаборатория Касперского, Tele2, ВЭБ.РФ.

Протестировать гипотезу роста или запуска нового продукта можно за 2 недели по методологии команды Focus. Читайте подробнее на сайте:

0
1 комментарий
Ася Беговая

Ольга забыла упомянуть, что весь успех зиждется на бесплатной эксплуатации труда стажёров, которых не берут в штат, а если и берут, то на копеешные зарплаты, а сам менеджмент Фонда в роскоши купается.

Ну и странно в таком возрасте юном стать CEO фонда, очень уж стремительная карьера

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 1 комментарий
null