{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Discovery фаза проекта. Как самостоятельно определить востребованность и прибыльность продукта

Discovery фаза проекта – это, в первую очередь, глубокие исследования, которые помогут определить основные потребности клиента, оценить сроки, риски, бюджет проекта и распланировать роли в команде. Данная фаза занимает от 3 до 6 недель, в зависимости от команды и сложности проекта. Определение структуры проекта и его возможных слабых мест на сегодняшний день является важным этапом и позволяет понять – будет ли востребован проект, или же не стоит им заниматься. А возможно, данная фаза откроет взгляд на другие проблемы и даст новую информацию для разработки другого проекта из смежной области.

Что необходимо разработать

1. Lean Model Canvas (Шаблон идеи).

Состоит, как правило, из 9 пунктов и заполняется на одном листе.

В первой ячейке описываются основные проблемы клиентов, которые мы хотим решить нашим проектом.

Во вторую ячейку вносятся целевые сегменты аудитории, на которую рассчитан данный продукт.

В третьей ячейке (по центру) указывают уникальное торговое предложение либо слоган, который отображает всю лучшесть нашего продукта.

В четвертой ячейке указываются возможные пути решения проблем, указанных в первой ячейке.

Пятая ячейка – каналы продаж.

В шестой ячейке – модели монетизации проекта, из которых будет складываться выручка.

Седьмая ячейка для указания первичных, постоянных и переменных затрат.

В восьмой ячейке должны быть отражены ключевые метрики, которые ярко характеризуют прогресс и результат.

В девятой ячейке – скрытые преимущества, которых нет у конкурентов.

2. Customer Journey Map

Данная карта позволяет увидеть, как пользователь (из каждого сегмента аудитории) взаимодействует с продуктом, что предшествует началу его работы с продуктом, какие эмоции и какие сложности испытывает на каждом этапе. Создавая данную карту на основе полученных статистических данных, можно отследить процент «отвалившихся» клиентов на каждом этапе.

Такие карты создаются не только для IT продуктов и не только для оценки удобства использования интерфейса, но и для любого другого офф-лайн товара или услуги.

3. User Flow – это визуальное отображение работы пользователя в приложении или на сайте.

Сначала разрабатывается схематическое отображение интерфейса продукта – task flow. После чего составляется схематичный макет интерфейса - wire flow (lo-fi). И в завершающей стадии разрабатывается screen flow (hi-fi). Все макеты разрабатываются, как правило, UI/UX дизайнером.

4. User Stories объясняет что делает пользователь и какую цель преследует пользователь своими действиями. Они помогают выяснить – что нужно клиенту, определяют основные требования клиента. Пользовательская история, описывающая основную боль клиента, разбивается на множество мелких пользовательских историй, которые характеризуют требования к системе. Детализированные user stories должны соответствовать критерию готовности (definition of done). Именно эти пользовательские истории становятся основным описанием выполнения этапов при разработке программного продукта.

5. Proof of Concept (PoC). Проверка концепции продукта – это исследование, которое показывает – с какими техническими барьерами можно столкнуться при разработке данного продукта, на сколько дорогой может быть разработка продукта.

6. Unit экономика.

Прежде чем приступать к данному расчету, нам необходимо определиться с каналами продаж, из выбранных каналов выстроить воронку продаж и определиться со стоимостью привлечения клиентов (CAC).

Далее мы вносим в таблицу все данные со средним чеком, начальными, постоянными и переменными затратами, а также другие показатели, влияющие на прибыль. Это все помогает нам определить – сходится ли наша экономика, сколько заказов необходимо для выхода в ноль и сколько заказов необходимо для получения прибыли.

7. Minimum Viable Product (MVP)

Минимально жизнеспособный продукт - это то, что будет обладать минимальным набором контента, за который пользователь уже готов платить. Иногда бывает, что MVP получается даже лучше, чем сам конечный продукт, а иногда и наоборот. Каждый человек по-разному осознает готовность продукта, за который он готов платить и грань между готовым продуктом и минимальным продуктом, удовлетворяющим основные запросы клиента, каждым воспринимается по-своему. Но это уже тем для отдельной статьи.

8. CustDev

Мнение пользователей очень важно. Когда продукт запущен и активно используется, мнение пользователей, замечания и пожелания можно собирать в отзывах, либо эти запросы передает техническая поддержка. А в начале, когда продукта еще нет, необходимо проводить опросы потенциальных пользователей – это и есть customer development. Есть несколько правил, которые необходимо соблюдать при проведении данных интервью. Например, нельзя прямо задавать вопрос клиенту – Вам нравится наш продукт или фича. Все вопросы должны быть построены на определение основных болей и потребностей клиента. Самое главное, что большую часть времени должен говорить респондент. Озвучивание самих вопросов должно занимать не более 20 % времени.

9. Нефункциональные требования

Это требования, которые описывают работу продукта, но не несут в себе основной функционал. Например, если мы ориентируемся в работе нашего продукта на китайский рынок, но при этом не учитываем особенности работы в данном регионе, то очевидно, что ничего не получится.

Есть конечно же, и другие этапы, которые могут быть включены в discovery фазу, но в данной статье упомянуты основные. Работа над каждым этапом требует определенных навыков исследователя. Часто приходится с разных сторон смотреть на продукт и этапы внутри работы данного продукта. Переключение фокуса на разные аспекты продукта и его составляющие – большое искусство, которое с каждой новой итерацией будет все интереснее и увлекательней. При успешном и правильном подходе полученные открытия, основанные на метриках, usability тестах и опросах позволят прийти к наилучшему варианту продукта с большой степенью полезности и удобства, что в конечном итоге принесет довольных клиентов и прибыль.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда