Владимир Гамза: Нефть стала труднореализуемыми отходами, а не «чёрным золотом»

Председатель экспертного совета Национальной Инвестиционной Платформы (ООО "НИП"), председатель Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Владимир Гамза

Председатель экспертного совета Национальной Инвестиционной Платформы (ООО "НИП"), председатель Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Владимир Гамза: Нефть стала труднореализуемыми отходами, а не «чёрным золотом»
Острая тема, поднятая в нашей публикации: Лев Гарамов: «Нефтяной кризис — репетиция перед наступающим дефолтом мировой экономики?» находит продолжение в комментариях ведущих российских экспертов. На вопросы Руководителя Департамента по коммуникациям МХ «Регионы России» Дмитрия Киселева ответил Председатель Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Владимир Гамза.

— Владимир Андреевич, начнем с глобального. Ждать ли обвала мировой экономики или повального неисполнения обязательств?

Если цены на нефть будут держаться в пределах 20$, то ключевые игроки-нефтедобытчики столкнутся с дефолтом. Совершенно очевидно, они не выдержат такой цены, и дальше, конечно, пойдет цепочка неисполнения обязательств. Но я все-таки надеюсь, что разум восторжествует. Это как война на самоуничтожение сейчас между нефтедобывающими странами. Наверное, когда-то наступит протрезвление, амбиции придется убрать куда-нибудь подальше, наступить на горло собственной песне лидерства. Надеюсь, что так произойдет, иначе это плохо закончится для властей, которые сегодня принимают такие решения.

— Для разрешения ситуации необходима новая договоренность, сокращение нефтедобычи?

— Другого варианта нет. Иначе появится выражение, что нефть — это труднореализуемые отходы производства. Было черное золото, а теперь труднореализуемые отходы.

— Ситуация с распространением коронавируса в значительной степени повлияла на финансовый сектор. К каким последствиям может привести неограниченная эмиссия валюты центральными банками ряда стран, в том числе США?

— Можно осуществлять неограниченную эмиссию, но она приведет к дикой инфляции, которая обесценит вообще все и вся, что приведет к дефолту.

Но, с другой стороны, я не думаю, что ведущие страны пойдут на такое безумие. Венесуэла, где правит такая идеология, может себе позволить это делать, но есть соответствующие системы управления в развитых странах, которые не позволяют принимать такие безумные решения.

Совершенно очевидно, что странам придется пойти на определенную эмиссию для того, чтобы не остановить экономику. Самое главное в условиях кризиса всегда — это сделать все для того, чтобы экономика не остановилась, чтобы продуценты работали, а потребители покупали. Чтобы даже в условиях определенного падения экономика продолжала функционировать, продолжали функционировать продуценты и потребители. Если это не остановить, если это не удержать, наступает замкнутый круг, все покатится вниз. Например, 30-е годы в Соединенных Штатах, нулевые годы в России.

— Как Вы считаете, наша страна сможет избежать такого исхода?

— Я думаю, что да. Мы зависим, прежде всего, от нефти, от сырьевых товаров. Если мы здесь решим эту проблему, то дальше экономика у нас способна выдержать определенные падения, восстановиться. Поэтому все-таки для нас ключевой вопрос — это цены на сырьевые товары.

— Считаете ли Вы, что причина кризиса, прежде всего, заключается в разрушении мировых сырьевых договоренностей?

— Дмитрий, ну сколько надо иметь ума для того, чтобы в условиях тренда снижения темпов роста мировой экономики, в развитии коронавируса взять еще и уронить цены на нефть?

Лев Гарамов, генеральный директор компании «НОРДНЕФТЕГАЗ», директор по стратегическому развитию компании «NIG» (Нидерланды), эксперт по финансовым рынкам России и стран ЕС: В данный момент хранение нефти превышает ее стоимость, ввиду того, что емкости для хранения нефти значительно повысились в цене. Саудовская Аравия, в попытках заполонить рынок дешевой нефтью, зарезервировала большое количество нефтяных супертанкеров. И проблема в том, что танкеры будут использоваться не только для транспортировки, а также для хранения нефти, и соответственно, цена на нефть будет снижаться и дальше. Мало того, что стоимость транспортировки нефти выросла, еще и стоимость хранения повысилась до максимума. В этом случае, как раз и необходимо сокращение добычи нефти, как выразился глава подразделения по нефтяным рынкам IHS Markit. Пакистан вообще временно запретил импорт нефти ввиду того, что нефтехранилища заполнены. Соответственно, делаем вывод: если нефть станет негде хранить, то в ближайшее время, «черное золото» утратит свою «цену» и «временно» станет неликвидным.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда