{"id":13755,"url":"\/distributions\/13755\/click?bit=1&hash=4a49bc9ad259aa8d20fdf5f5cb6cf844e7de4bb2ba8ca3a458efcedefcf5ada8","title":"\u041d\u043e\u0432\u044b\u0435 \u0432\u043e\u0437\u043c\u043e\u0436\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0434\u043b\u044f \u043a\u043e\u043c\u043f\u0430\u043d\u0438\u0439, \u0441\u043e\u0437\u0434\u0430\u044e\u0449\u0438\u0445 \u043a\u043e\u043d\u0442\u0435\u043d\u0442 \u043d\u0430 vc.ru","buttonText":"","imageUuid":"","isPaidAndBannersEnabled":false}

Как упростить жизнь малому бизнесу: интеграция с налоговой и системой быстрых платежей в приложении на 3 экрана

Trinity Monsters существуют на рынке студий мобильной разработки уже больше 7 лет. За это время мы успели поработать с Газпром нефтью, музеем Гараж, крупнейшими российскими retail-сетями и банками. В этой статье мы хотим поделиться интересным опытом — создания сервиса для предпринимателей «ВТБ Бизнес QR» всего за 1 месяц.

Изначально ВТБ пришли к нам с запросом сделать концепт приложения на 2-3 экрана, через которое индивидуальные предприниматели могли бы принимать платежи, не используя терминал. Это должен был быть сервис для генерации QR-кодов, который создавал бы «вау-эффект» своим нестандартным для банка интерфейсом и легкостью использования. Такое приложение значительно упрощает жизнь бизнесу и экономит его деньги, например, на пресловутых кассовых аппаратах. Зачем предпринимателю, продающему мандарины, просить переводить деньги на карту, если он может просто показать QR-код?

Для нас это стало интересной задачей, мы увидели в ней дополнительную ценность, так как быть предпринимателем в России и без того — особенная миссия.

Чего хотел клиент

Разбив работу на этапы, мы каждую неделю встречались с клиентом у него в офисе — так сохранялся ритм, особенно актуальный при сжатых сроках.

Такой подход стал самым эффективным способом наладить прочную коммуникацию. Работая внутри компании-клиента, мы не были для ее коллектива неодушевленными ботами, нас знали по именам и в лицо. Как отдача — доверительное общение, взаимопонимание и существенно сокращенные сроки согласования.

Когда получаешь заказ от банка, успешный конечный продукт представляется как что-то скучное, сделанное без единого отклонения от гайдов. Мы пользовались этим принципом, но когда мы презентовали концепт первый раз, оказалось, что заказчик ждал ярких, нестандартных решений — именно поэтому и обратился к нам.

На вторую встречу с представителями банка мы позвали нашего креативного стейкхолдера — Олега Чекалина. Он так горячо и с чувством рассказывал о будущем проекте, что меня потом вполне серьезно спросили: «Все понимаем, но зачем вы наняли актера?»

Второй концепт так вдохновил клиента, что он решил презентовать приложение на выставке FINOPOLIS в Сочи. До выставки оставался месяц, поэтому делали приложение в классическом для диджитал агентств ускоренном режиме.

Пользовательский путь

Мы выдержали приложение в стилистике банка, но добавили ему индивидуальности нового продукта. Интерфейс должен был оставаться простым, чтобы решить главную задачу — оптимизировать процесс получения оплаты для малого и среднего бизнеса.

Так мы пришли к идее приложения, в котором не будет никакой избыточной информации — одна кнопка. Если функционал перегружен, фокус пользователя рассеивается, особенно это касается банковских приложений. Несмотря на простой интерфейс, мы соблюли все ограничения — в итоге под «капотом» были сложные интеграции и куча возможностей, ведь любое банковское приложение оперирует тысячами сущностей.

При регистрации предпринимателя все данные из аккаунта ВТБ синхронизируется с базой приложения: пользователю представляется анкета, в которой информация о бизнесе уже заполнена (название, ИНН и т.д.) Предприниматель либо подтверждает эту информацию, либо вносит правки. После нажатия на кнопку «Продолжить», подтверждение статуса самозанятого и подключение к СБП происходит автоматически.

Знакомство с сервисом происходит ненавязчиво — не обязательно сразу регистрироваться в налоговой и переходить на другие сайты. Предприниматель может использовать приложение сразу после регистрации, просто без интеграции с налоговой он не сможет получать чеки и, соответственно, декларировать свой доход. Мы добавили подсказку — «Нажмите на кнопку, и мы подключим вас к налоговой», после этого выписка чеков станет доступна, а информация о доходах будет автоматически передаваться в ФНС.

Мы постарались избавить предпринимателей от необходимости обращаться к Гуглу, поэтому вся информация, которая теоретически может пригодиться — есть в приложении. Более того, пользователю не нужно знакомиться с лишней для него информацией — весь дополнительный функционал появляется только по мере необходимости. Если ты ИП — приложение будет работать с тобой как с ИП, а не как с ООО.

Как сделать приложение для банка интересным

Мы добавили элементы геймификации, чтобы сделать процесс получения денег еще более увлекательным. В приложении есть трекер, который позволяет по QR-коду устанавливать денежную цель и собирать деньги, например, на подарок. Предложили идею виртуальной копилки — «digital-свинки», в которую можно откладывать деньги. Придумали интеграцию с мессенджерами: можно производить оплату с помощью Apple Pay прямо в чате и не пользоваться счетами.

Также добавили анимации и кастомный QR-код: страница приема платежей для малого бизнеса меняет свой вид в зависимости от объема продаж. Разноцветный QR-код считывался не всегда, проблемы возникали при считывании под углом с экранов плохих андроидов — пришлось эту фичу исправлять. Мы сделали более контрастные цвета и увеличили размеры кодов.

Все решения призваны улучшить пользовательский опыт и продолжительность сессий за счет предусмотрения всех возможных сценариев использования. Идеи возникали на совместных брейнштормах, во время которых мы пытались найти все боли, которые можем решить.

Интеграция с Системой быстрых платежей и ФНС

Кроме самой разработки продукта, за это время нам нужно было интегрировать в приложение Налоговую службу и Систему быстрых платежей Банка России.

Здесь нам помогла постоянная коммуникация с ФНС. Правда, из-за внезапных изменений в api со стороны налоговой, нашему программисту в отпуске пришлось кодить прямо с телефона на грузинских серпантинах. Документацию мы получили в последний момент, до этого приходилось выкручиваться самим.

Тестировали прямо по дороге на выставку, подключение состоялось в день презентации. Мы представили продукт, но начались проблемы со службой безопасности ВТБ: оказалось, что банку проще сделать новый внутренний проект, чем интегрировать наш. Согласование могло идти полгода — а им уже надо запускаться, поэтому в итоге они просто взяли наш дизайн и наработки.

Как стендап помог нам быть быстрее

По утрам участники проекта по 20 минут рассказывали о проделанной работе и проблемах, с которыми они сталкиваются или предвидят. Решения предлагались на месте всей командой. Так проблемы исчезали, а не откладывались, чтобы всплыть к сдаче проекта. Мы назвали этот формат «ВТБ-стендап».

Всю команду зацепил этот кейс: с одной стороны, мы работали с крупным банком и от нас ждали скорости и технологичности (сложных интеграций), но с другой — у нас было пространство для креатива. Мы с самого начала были заряжены на реализацию проекта, в том числе потому что представители ВТБ были максимально лояльными. Возможно, из-за того, что продукт должен быть готов уже через месяц.

Вывод

Тесное взаимодействие с клиентом позволило нам сделать приложение с непростыми интеграциями всего за месяц. Также большую роль сыграли ежедневные командные обсуждения проекта. Конечно, в реальности все оказалось совсем непросто — пришлось учесть сценарий оплаты наличными, разбираться с тоннами юридической информации: чем самозанятые в приложении отличаются от ИП и ООО, кто какие налоги будет платить и другие бюрократические тонкости. Важно было не отпугнуть пользователей, т.к. в России до сих пор силен стереотип о сложностях взаимодействия бизнеса и бюрократии.

Наверняка, все видели в магазинах объявления «По техническим причинам карты не принимаются». Зачастую маленьким продавцам просто не под силу платить высокие проценты Visa или MasterCard за эквайринг, особенно в контексте последних событий. Надеемся, что с ростом числа сервисов, подобных «ВТБ Бизнес QR» такая проблема постепенно отпадет.

0
13 комментариев
Написать комментарий...
Anna Petrova

Сервис в итоге работает у ВТБ?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Павлов
Автор

Работает! Оставили ссылку в первом абзаце 

Ответить
Развернуть ветку
Anna Petrova

#vtb ты супер )))
Стыдоба же!

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Trufanov

Видимо, зря ВТБ решили писать код внутри компании, а не купить проект целиком

Ответить
Развернуть ветку
Anna Petrova

Да какой там, нахер, код??? Делов на 2 минуты! Рукожопы ппц )))

Ответить
Развернуть ветку
Банк ВТБ

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, с какого браузера всё именно так отобразилось?

Ответить
Развернуть ветку
Anna Petrova
Ответить
Развернуть ветку
Anna Petrova

ага. супер. красиво, понятно! 
т.е. получается, что ВТБ прилепил от 0,4% до 0,7% к бесплатной услуге "перевод через СБП"? это плата за приложение? и плюсом идёт стоимость обязательного р/с в ВТБ. в принципе, это приемлемо, только вот как бы подружить это чудесное приложение и crm frontpad (мне она пока больше других нравится) или какую-нибудь другую систему учёта (crm). Куда бежать для этого?
Мне как раз скоро понадобится подобная услуга как самозанятому ИП.

Ответить
Развернуть ветку
Банк ВТБ

Здравствуйте! Комиссия за переводы с2b через СБП регламентируется ЦБ и составляет 0,4 или 0,7 в зависимости от вашего вида деятельности, что намного дешевле обычных платежей.
Приложение ВТБ Бизнес QR бесплатно, более того, за обслуживание счета в ВТБ первый год также не нужно платить.

Если у вас есть какие-либо вопросы, с удовольствием ответим на них: например, в facebook @delo.vtb  или на электронный адрес [email protected]

Ответить
Развернуть ветку
Anna Petrova

Понятно.

Ответить
Развернуть ветку
Anna Petrova

Вот давали бы вы ещё оборудование в аренду. Всякие pos терминалы, кассы, и что там ещё надо.
+ срм прикрутили бы к этому всему. У меня, кстати, скоро своя будет, можем обсудить варианты сотрудничества как МТС банк с litebox. Только без кидалова людей как у них. Там вообще жесть по всем фронтам, а МТС типа "мы тут не причём, идите все к партнёрам". Из этого - срм + хорошая поддержка + неизменные условия аренды - можно отличный сервис построить для ваших клиентов.

Ответить
Развернуть ветку
Anna Petrova

а ещё у вас сайт https://acquiring.vtb.ru/catalog/terminaly/mobilnye/pax-d-210/ при переходе на любую страницу просит принять "Это сайт использует cookie-файлы". на всех сайтах достаточно один раз "Принять" нажать.
пора мне доплачивать как бетатестеру :)

Ответить
Развернуть ветку
Anna Petrova

про это подскажите, плз:
https://www.vtb.ru/malyj-biznes/acquiring/vtb-kassa/
там в итоге написано:
за 1 633 рубля в месяц я получаю оборудование "ВТБ-касса" + открываю счёт в ВТБ (тариф "На старте") и могу начать деятельность "самозанятый ИП" ?
Если у меня в течении 2 месяцев видно, что не попёрло с бизнесом и я хочу вернуть вам оборудование и закрыть счёт, то какие в итоге затраты у меня будут? учитывая все возможные изменения всяких ваших оферт и прочего?
Прошу вас "с удовольствием" ответить здесь, на публичном ресурсе, а не в личке ФБ.
Спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 13 комментариев
null