{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Уходим в online: как в «коронавирусной» спешке защитить себя от возможных потерь

Команда разработчиков Microsoft каждый месяц допускает 30 тысяч ошибок в коде, а ведь ее системами пользуются миллиарды. Каждый пропущенный дефект оборачивается финансовыми потерями, какие-то большими, какие-то маленькими, но по данным аналитиков Coralogix, компании США ежегодно тратят на исправление дефектов в ПО около 113 млрд долларов.

Но настоящую проверку на прочность программные продукты проходят в критических ситуациях. COVID-19 стал всеобщим испытанием на прочность и гибкость. В ее решение каждый вносит посильный вклад. Мы в «Лаборатории качества» делаем то, что умеем лучше всего: обеспечиваем надежность и стабильность программ. Поэтому, наблюдая за происходящими тенденциями, решили написать эту статью, надеясь быть полезными вам.

За 10 лет работы на рынке тестирования ПО мы насмотрелись всякого, поэтому можем рассказать, как лучше всего бороться с дефектами ПО, угрожающими вашему бизнесу.

Время действовать

Кому пригодится эта статья:

  1. Бизнесу, уходящему в онлайн. Спешная разработка сайта или приложения, да еще и на удаленке, чревата множеством ошибок, которые важно оперативно исправлять. Кто не может выдерживать такой темп – уступает место на рынке.
  2. Тем, кто уже освоился в онлайне. Запертые в четырех стенах люди начали открывать для себя службы доставки, стриминговые сервисы, видеоконференции и другие интернет-услуги. Динамика онлайн-продаж этой весны от InSales говорит сама за себя. Нет ничего хуже, чем во время такого массового спроса на свой продукт обнаружить, что покупатель не может оформить заказ из-за возросшей нагрузки на сайт.
  3. К кому нагрянули конкуренты. В попытках пережить кризис многие офлайн-компании начинают расширять свой спектр услуг. Пустующие кинотеатры, например, начали предлагать сервис доставки еды на дом. Достойно ответить пришельцам поможет быстрая разработка нового функционала. Желательно с минимальным количеством дефектов и уязвимостей.

Приведём вам несколько реальных ситуаций наших клиентов, которые на момент, когда это происходило, были вполне уверены в вопросах разработки ПО, имели целые отделы специалистов и даже это их не обезопасило. Что же говорить о ситуации, когда привлекаются незнакомые исполнители, всё делается в условиях сжатых сроков, а недостаточность знаний в сфере информационных технологий то и дело “аукается” последствиями. А всю вторую половину статьи мы посвятили информации о том, как вы лично можете убедиться, что спасательный круг перевода своего бизнеса в онлайн не станет для вас потенциальным источником финансовых потерь. Итак, несколько кейсов из жизни...

Заочное обучение на ошибках

История 1. Коварная скидка. Международная торговая онлайн-компания перенесла свои интернет-магазины на новую платформу. После тщательного изучения системы QA-инженер «Лаборатории качества» обнаружил, что настройки промоакций через обновленный сайт приводят к странным результатам: покупатель получает гораздо больше бонусов, чем положено, и платит за товар меньше денег. Дальнейший анализ логов сервера показал, что такие инциденты не единичны – их не замечали из-за большого числа платежей.

Тестирование помогло выявить 7 комбинаций неправильного расчета , что “стоило” бизнесу до момента выявления ошибки почти 200 тыс. руб.. Клиент потерял эту сумму из-за того, что ошибки обнаружили лишь после того, как к работе подключился наш QA-специалист.

История 2. Здоровье не купишь. В приложение для сети аптек пробрался баг, который не давал кассирам закрыть смену вовремя. Определение источника проблемы было затруднено тем, что в одних фармацевтических магазинах работа стопорилась, а в других протекала без препятствий. Специалист «ЛК» выяснил, что при создании приложения команда разработки использовала локальные данные и не предусмотрела возможность автоматической настройки разницы во времени.

Из-за простоя касс и невозможности продолжать работу аптечная сеть понесла убытки в размере нескольких миллионов рублей.

История 3. Не поехали. У компании-владельца парка транспортных средств во время оформления рассрочки система устанавливала некорректную сумму – она не совпадала с квитанцией. В таком виде документы уходили на оплату. Баг приводил к регулярным срывам платежей, кассовым разрывам и ухудшению отношений с клиентами.

На самом деле, эти 3 истории – явление не такое уж редкое. Так как не допускать подобного у себя? Есть несколько путей.

Сложный путь

Когда возникают проблемы, первое желание – поскорее найти людей, которые смогут отыскать причины и помочь с исправлением. Для многих компаний с традиционной моделью управления само собой разумеющимся будет создание отдела, который займется тестированием и навсегда защитит бизнес от простоев, неправильных скидок и криво заполненных документов. Но достичь желаемого результата с первого раза и без финансовых потерь вряд ли получится. Вот почему:

  1. Тестировщики – суровые технари, которые зачастую говорят на им одним понятном языке. Кадровик, который до этого работал только с менеджерами по продажам и бухгалтерами, вряд ли сможет собрать целый отдел квалифицированных QA-специалистов.
  2. Даже если департамент будет укомплектован талантливыми тестерами, им может не хватить экспертизы для работы конкретно над задачами вашего бизнеса. Профессиональному тестировщику из видеоигровой индустрии понадобится много времени, чтобы разобраться в особенностях банковского ПО, например. На это уйдет драгоценное время.
  3. Опасность кроется и в неправильном менеджменте. Без четких инструкций и качественных тест-кейсов эффективность QA-департамента будет сильно ниже ожидаемой. Хороший руководитель сможет правильно организовать работу, но его еще нужно найти и обеспечить достойной заработной платой и удобным офисом.
  4. Из-за коронавируса поиск места для размещения нового отдела тоже превращается в проблему. IT – сфера, которая одной из первых ушла на удаленную работу, и заманить тестировщиков обратно в опенспейс будет непросто. Дистанционный труд накладывает свои ограничения, и без опыта такого взаимодействия управлять свежесозданным отделом нелегко.
  5. Когда тестировать нечего, департамент QA будет простаивать без дела. Можно, конечно, всех уволить, а когда вылезут новые баги, набрать людей заново. Но нет никаких гарантий, что во второй раз предыдущие четыре пункта удастся пройти без затруднений. В дополнение компания рискует получить репутацию организации с текучкой кадров.

Простой путь

Другой вариант решения проблемы – это наша обещанная вторая часть статьи. Прямо сейчас поможем проверить, готов ли ваш веб-сервис к вызовам коммерческого онлайн мира. «Лаборатория качества» подготовила чек-листы для самопроверки производительности, безопасности и удобства сайта. Безусловно, это не панацея и ни в коем случае не сравнится с профессиональным подходом, но соблюдение данных рекомендаций сильно повысит уровень веб-сервиса.

Контакты и обратная связь с пользователями

Контактная информация и сведения о компании на сайте сразу же повышают доверие посетителей и избавляют от клейма «шарашкиной конторы». Еще лучше, если есть форма обратной связи – она не только работает на репутацию, но и помогает увеличить продажи.

Проблемы начинаются, когда из-за ошибок на сайте пользователь не может получить доступ к странице с контактами или окну диалога с оператором. Чтобы всегда оставаться на связи с клиентами, необходимо убедиться, что все работает правильно:

1. Страница с контактной информацией о вашей компании, условия доставки и возврата товара, а также гарантии, доступна вашим пользователям.

2. В контактах содержатся базовые параметры:

  • Адрес вашей организации;
  • Название компании;
  • Номера телефонов;
  • E-mail для обратной связи;
  • Рабочие часы.

3. Большинство посетителей проявляет интерес к той фирме, у которой дополнительно на сайте есть:

  • Интегрированная карта со схемой проезда до офиса;
  • Номера телефонов сопровождаются контактами и очерченным кругом должностных лиц для распараллеливания потенциальных входящих запросов;
  • Демонстрация возможности связаться с компанией не только через стандартный звонок с телефона, но и через мессенджеры (Skype, WhatsApp, Telegram);
  • Интеграция с автоматическим определением региона пользователя.

4. На сайте реализована работающая функция заказа "обратного звонка", а на "той" стороне есть менеджер, готовый проконсультировать пользователя.

5. Для повышения доверия у потенциальных клиентов, можно разместить фото офиса/сотрудников организации, контакты руководителей или их заместителей, какие-либо связанные с фирмой ссылки на внешние публикации, новости, группу в соц. сетях (если она есть и живёт активной жизнью).

Внешний вид сайта

Хороший дизайн стоит огромных денег и делается с весьма конкретной целью – удержать внимание посетителя, сделать правильные акценты и в итоге убедить совершить заказ или звонок. Тем более обидно, если оценить всю красоту и удобство сайта мешает несколько непродуманных или сломанных элементов оформления. К тому же, многие недоработки достаточно легко обнаружить и исправить.

1. Логотип компании должен располагаться на видном месте.

2. Логотип кликабелен и перенаправляет пользователя на главную страницу сайта.

3. Шрифт должен быть читаемым, при масштабировании страницы вёрстка не "съезжает".

4. В тексте не должно быть орфографических, пунктуационных и прочих ошибок, а перевод на иностранный язык – корректным. Грамотные тексты повышают доверие к компании. Существует ряд онлайн-сервисов, при помощи которых можно быстро проверить свой контент:

5. Графическое оформление, правильно подобранные цвета могут сыграть ключевую роль для пользователя на подсознательном уровне.

6. Главная страница – "лицо" компании, ваша визитная карточка. Не стоит перегружать ее всплывающими баннерами и рекламой.

7. Все фото должны быть максимально качественного разрешения, при этом загрузка страниц – быстрая, не превышает 1-3 секунд.

8. Каждая страница имеет свой адрес для возможности легко ссылаться на конкретные разделы сайта.

9. Хороший сайт должен содержать необходимые ключевые слова и описание для поисковых систем.

10. Проведено профессиональное UI-тестирование Вашего сервиса. Тестирование – ключевой этап в разработке сайта перед релизом и показом Вашим пользователям. Упущение этого этапа и слишком поверхностное исследование "узких мест" могут привести к падению репутации компании, а также потере времени всей команды разработки.

Функциональность сайта

Даже если ваш сайт – простой одностраничный лендинг с одинокой кнопкой «Заказать», все равно важно, чтобы эта единственная кнопка работала правильно и не была запрятана в самом низу. Логичное расположение основных элементов интернет-магазина или продающей страницы само направит посетителя к оформлению заказа. Если, конечно, не допущено ошибок.

1. С главной страницы можно перейти в любой важный раздел, совершая минимум усилий. Главная страница сайта должна быть не только красивой, но и "умной": оформление не мешает пользователю выполнять основные функции.

2. Карточки товаров удобно размещены, а пользователь получает достаточно информации по конкретной продукции: фото, описание, характеристики, название и цена без необходимости “проваливаться” глубоко в сайт по каждому товару.

3. Используются качественные отзывы о магазине и отдельных товарах. Качество отзывов не оставляет впечатление "накрученности" и "фейковости".

4. Поисковая строка присутствует на видном месте и доступна из любого раздела веб-сайта, а также на всех страницах в наличии “хлебные крошки”.

5. При смене браузера или устройства клиент видит перед собой такой же качественный контент, что и с обычного ПК, способен работать со страницами и быстро связаться с компанией на бегу, из метро или стоя в очереди за бабушкиной пенсией. Проверьте, чтобы сайт правильно открывался в основных браузерах: Google Chrome, Opera, Mozilla Firefox. Заодно посмотрите, как выглядит платформа на экранах с различным разрешением: компьютере, ноутбуке, планшете и смартфоне.

6. Основные стандартные элементы сайта (корзина, кнопка "Логин", заголовок, форма обратной связи и т.д.) расположены привычно для большинства пользователей Интернет, доступ к ним интуитивно понятен. Например, правильное расположение корзины – вверху, в правом углу. Несомненным плюсом будет интерактивность значков – при наведении курсора они меняют оттенок, или выводится сумма заказа, появляются необходимые всплывающие подсказки и прочие элементы, дающие интерфейсу чувство “отклика и взаимодействия с пользователем”.

7. Фильтрация каталога отрабатывает без дефектов, не подтягивая ненужные позиции, либо в фильтрах предустановлено огромное количество “лишних” параметров. Фильтры помогают быстро найти нужный товар, не пересматривая весь каталог.

8. На сайте представлены удобные способы доставки. Предложите несколько вариантов, а по возможности сделайте ее бесплатной при заказе на определенную сумму. Плюсом будет показ приблизительной даты и времени прибытия покупки.

9. Форма регистрации на сайте проста и удобна. Так, пользователь оставит о себе как можно больше данных, что позволит из потенциального клиента сделать постоянного. Разрешите регистрацию через социальные сети и не забудьте оставить благодарственное письмо в конце.

10. На сайте есть всеми любимые акции и скидки. Размещать такую информацию лучше на главной странице, чтобы посетители точно заметили. Отлично, если также предусмотрены:

  • Регулярная отправка почтовых рассылок с новостями о новых товарах и акциях зарегистрированным пользователям (но обязательно с согласия получателя!).
  • Есть опция "список желаний" (wish list). Выводите его клиентам в рекомендациях при каждой покупке. В большинстве случаев такую функцию предоставляют CMS, разработанные специально для интернет-магазинов.
  • Наличие нескольких способов оплаты. Например, электронный кошелек, наличные или банковская карта.

Безопасность

Утечки паролей или платежных данных клиентов еще никому не прибавили репутации. К тому же, сейчас браузеры начинают отмечать небезопасные сайты, а поисковые системы исключают такие веб-ресурсы из результатов выдачи. Если портал недостаточно защищен, посетители просто откажутся им пользоваться.

Обеспечить безопасность сайта поможет несколько хитрых приемов.

1. Защитные плагины на CMS. Например, на WordPress это iThemes Security, Sucuri Security или Wordfence.

2. Бэкапы. Если платформа часто обновляется или содержит большой объем информации, делать резервное копирование нужно ежедневно. Так появляется возможность восстановить сайт при его поломке.

3. Антиспам. Он защитит от сомнительной рекламы, портящей репутацию компании, и от пустых регистраций, искажающих статистику. Для этого можно нанять модератора, установить автономный или облачный антиспам. Например, Cleantalk.

4. Фильтрация трафика от DDoS-атак. Лучше заранее предостеречь свой ресурс от конкурентов, желающих вывести из строя ваш интернет-магазин. Такие сервисы помогают вовремя заметить паразитные запросы и защититься от них.

5. Соответствие сайта нормативам законов ФЗ-152 (о персональных данных): страница соглашения, чек-бокс в формах/блок внизу страницы с правилами, и ФЗ-54 (О применении ККТ).

Производительность

Во времена dial-up пользователи могли ждать загрузки сайта часами. Сейчас, когда мир готов встретить 5G, даже несколько секунд задержки могут стать поводом закрыть вкладку браузера и уйти к конкуренту. Убедитесь, что этого не произойдет.

1. Сайт исправно работает, когда на страницах 10 - 100 посетителей и 1 000 - 5 000 посетителей. Сервер не падает с ошибками, текст и фотографии страниц одинаково доступны пользователям. Чтобы отслеживать падения, можно использовать, например, сервисы Яндекс.

2. Сайт загружается при медленной скорости Интернета в полной мере.

3. При средней загрузке страницы не выскакивают старые или не относящиеся к основной странице части интерфейса, а материал постепенно “прогружается” с раннего старта. Проверка нужна для того, чтобы целевая аудитория сайта начала получать релевантную информацию, не дожидаясь полной загрузки всех объектов и дополнительных функций страницы.

4. Убедитесь, что сайт использует актуальные версии технологии вёрстки, функционирования, архитектуры кода.

5. Настроены мониторинг доступности, основных ресурсов и нотификаций в случае отклонений работы на сервере.

6. Сервис работает одинаково быстро на всех платформах и во всех основных браузерах. Существует много бесплатных сервисов для частичного анализа скорости загрузки страниц. Например, вы можете проверить сайт на быстродействие через Google Page Speed Insights от Google. И всё же, для определения скорости сайта, его юзабилити и нагрузки на сервер, ежегодно разрабатываются всё более новые инструменты и глубокие методики, открывающие возможности развития веб-сайтов как для мобильных, так и для настольных устройств. Только профессиональное нагрузочное тестирование поможет определить уязвимые места и предложить варианты оптимизации для поддержки сайта.

7. Вы позаботились о плавности прокрутки: незаметная с виду деталь не обращает на себя внимание, пока не станет причиной негативного опыта использования. Детали имеют значение.

8. Учтены форматы в передаче данных. Например, для ускоренной загрузки страниц заголовки, сами статьи, описания и комментарии лучше содержать не в картинке (jpg, png, gif), а в текстовом формате. А сами изображения стоит оптимизировать, подобрав подходящее для этого разрешение: gif - если нужна короткая анимация, png - если используется прозрачность слоя, или jpg - самый распространенный и менее ресурсоемкий вариант.

Чтобы всегда иметь под рукой эти чек-листы, вы можете скачать их здесь.

Если бонус не помог

Тестировщики «Лаборатории качества» имеют многолетний опыт работы с банками, интернет-магазинами, IT-компаниями и страховыми организациями. Мы успешно решаем любые: срочные, сложные задачи бизнеса, потому что знаем чем он живёт, знаем его правила и за 11 лет наработали огромную положительную практику оказания услуг коммерческим компания в борьбе за качество их продуктов.

Надеемся, пандемия долго не продлится, но приложения продолжат подвисать, неправильно формировать договоры и давать клиентам слишком большие скидки, подталкивая их к выбору других поставщиков товаров и услуг. Поэтому мы всегда готовы прийти на помощь в таких ситуациях.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда