{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Списали деньги с банковской карты? Как вернуть?

фото с сайта https://pixabay.com/ru/

С банковской карты списали деньги. Есть ли законная возможность вернуть пропажу? Попробуем разобраться.

Все мы уже много лет пользуемся безналичными деньгами. Банковские карты, как дебетовые, так и кредитные так прочно вошли в нашу жизнь, что мы уже не можем представить ни дня без них. На начало 2019 года, по данным ЦБ, в России было выпущено 272,6 млн банковских карт – расчетных и кредитных.

Использование банковских карты – безусловно удобно, и в большинстве случаев более безопасно, чем хранение и оборот наличных денег. Более того, в ряде случаев без них обойтись просто невозможно.

Однако, вместе с несомненными преимуществами данного вида платежей, мы получили и дополнительные риски.

Рассмотрим данные отчета Центра мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере (ФинЦЕРТ) Департамента информационной безопасности Банка России за 2019 год.

«По последним данным в 2019 году зафиксировано более 576 566 операций с использованием электронных средств платежа, совершенных без согласия клиентов. Общая сумма указанных операция составила 6426,6 млн рублей.

Средняя сумма одной операции без согласия клиента по счетам физических лиц в 2019 г. составила 10 тыс. руб., юридических лиц – 152 тыс. рублей

При этом 69% всех операций без согласия клиентов были совершены в результате побуждения клиентов к самостоятельному проведению операции путем обмана или злоупотребления доверием (методами так называемой социальной инженерии).

Банки возместили клиентам 935 млн руб. (15%, или каждый 7-й похищенный рубль). Текущий уровень возмещения объясняется высокой долей социальной инженерии среди операций без согласия клиентов, которые в результате обмана или злоупотребления доверием нарушают условия договора с кредитными организациями, предусматривающие необходимость сохранения конфиденциальности платежной информации» - говорится в отчете ФинЦЕРТа.

Предлагаю рассмотреть две наиболее распространенных ситуации, когда клиенты финансовых организаций лишаются своих денег.

Федор Петрович получает пенсию на банковскую карту. Кроме того, на нее ему переводит деньги его заботливая дочь. Она живет и работает в Москве и иногда помогает своему пожилому отцу.

фото с сайта https://pixabay.com/ru/

Вечером мобильный телефон Федора Петровича зазвонил.

«Здравствуйте, это Петров Федор Петрович?» - уверенный и вежливый голос молодого человека.

«Да, а в чем дело?» - Федор Петрович немного напрягся.

«Меня зовут Матвей, я сотрудник службы информационно безопасности отделения № 7740 Сбербанка России. Дело в том, что сотрудниками нашей службы зафиксировала попытку доступа к вашей банковской карте со стороны возможных мошенников. Для предотвращения хищения денег нам нужно поменять ваш PIN код. Для этого вы должны продиктовать нам номер и PIN-код вашей карты».

Растерянный Федор Петрович продиктовал запрошенные данные вежливому молодому человеку и поблагодарил его за проявленную заботу.

На следующий день, в телефонном разговоре с дочерью он рассказал ей об этом разговоре.

«Как хорошо, что о сохранности денег пенсионеров Сбербанк проявляет такую заботу,» - сообщил пенсионер.

«Пап, а ты не проверял сохранность своих денег?» - обеспокоенно спросила дочь.

К сожалению, все небольшие сбережения Федора Петровича были списаны с его банковского счета.

фото с сайта https://pixabay.com/ru/

Кирилл – современный молодой человек. Как и у многих у него есть несколько банковских карт – зарплатная, кредитная, карта для интернет-покупок. Кирилл совершает покупки в интернет-магазинах, оплачивает картой подписки на различные сервисы, картой он пользуется в недавно появившемся сервисе Яндекс.Заправки. Это удобно и позволяет экономить, получая дополнительные скидки. При этом данные своей карты Кирилл никому не сообщает, пароли и PIN-коды хранит в надежном, только ему известном месте.

Тем не менее, даже соблюдение всех возможных предосторожностей не уберегло денежные средства Кирилла от хищения. Утром, проверяя сообщения телефона, Кирилл обнаружил несколько СМС о переводе денежных средств с одной из банковских карт Переводы были совершены поздно вечером неизвестному Кириллу лицу, когда сам он уже крепко спал. Кирилл позвонил в службу поддержки банка и сообщил о факте хищения. В тот же день Кирилл обратился в полицию, где написал заявление о хищении денег с его карты.

Мы привели две наиболее распространенные ситуации, в которых могут оказаться держатели банковских карт. К сожалению, прогноз по возврату денег для каждой из этих ситуаций разный.

В первом случае мы имеем дело с так называемой социальной инженерией.

Федор Петрович сообщил данные своей банковской карты злоумышленникам, а значит нарушил правила пользования банковскими картами. У каждого банка они свои, но требования – никому не сообщать данные банковских карт являются общими для все. Банковские работники никогда не будут просить вас сообщить им эту информацию по телефону.

Кирилл действовал в соответствии с нормами законодательства. Он никому не сообщал данные своей карты. Согласно ст. 11 ФЗ от 27.06.2011 № № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» он сообщил оператору по переводу денежных средств (банку) об операциях по карте, совершенных без его согласия. Данные карты стали известны мошенникам в результате возможных недостатков безопасности банковских систем.

В случае с Кириллом банк скорее всего вернет деньги в результате его обращения. Но даже если банк откажет в возмещении, у Кирилла есть возможность взыскать деньги с банка в порядке гражданского судопроизводства, не дожидаясь итогов расследования уголовного дела. Преступников могут вообще не найти – главное вернуть похищенные деньги по возможности быстрее.

Как мы видим сохранность наших денег зависит от вас.

Необходимо придерживается простых правил:

- никому не сообщайте данные своих банковских карт

- храните пароли и телефон в недоступном для мошенников месте

- в случае обнаружения списания денег незамедлительно (не позднее следующего дня) сообщите об этом на горячую линию банка

- обратитесь в полицию – напишите заявление о хищении денег с вашей карты.

Если при соблюдении указанных действий банк тем не менее не возвращает ваши денежные средства – лучше обратиться за помощью к юристам.

фото с сайта https://pixabay.com/ru/

Все имена и события в данной статье – вымышленные, возможные совпадения случайны.

При написании использованы материалы с официального сайта Центрального Банка России.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда