Kanban/Aglie/Scrum/Lean- как выравнивать процессы и убирать посредников, максимизировать ценность
Эффективность проектной деятельности в значительной степени зависит от того, каким образом она управляется – для этого можно использовать разнообразные методики проект-менеджмента. Их задача заключается в создании оптимальных условий для выполнения оперативных задач и достижения основной поставленной цели. При этом необходимо понимать, чем отличается одна методика от другой, в чем их индивидуальные сильные стороны и особенности. Ведь единого управленческого решения для проектов различной специфики не может быть – каждая деятельность имеет свой индивидуальный характер.
Одними из наиболее востребованных методик на сегодняшний день являются Kanban, Agile, Scrum, Lean.
Как взаимосвязаны все эти методики управления между собой, кто кого и как дополняет и расширяет?
Agile – больше, чем просто методология
Говорить, что Agile – это конкретная методика, было бы в корне неверно. Это целое семейство гибких управленческих инструментов и принципов. Некоторые практики говорят, что Agile является, по сути, полноценным образом жизни, потому что может использоваться практически в любой деятельности и задачах.
Agile предполагает, что при реализации проекта не нужно опираться только на заранее созданные подробные планы. Важно ориентироваться на постоянно меняющиеся условия внешней и внутренней среды и учитывать обратную связь от заказчиков и пользователей. Это поощряет разработчиков и инженеров экспериментировать и искать новые решения, не ограничивая себя жесткими рамками и стандартами.
К отдельным agile-подходам относятся scrum и kanban.
Scrum – структурный подход на базе Agile
Scrum – это «подход структуры». Над каждым проектом работает универсальная команда специалистов, к которой присоединяется еще два человека: владелец продукта и scrum-мастер. Первый соединяет команду с заказчиком и следит за развитием проекта; это не формальный руководитель команды, а скорее куратор. Второй помогает первому организовать бизнес-процесс: проводит общие собрания, решает бытовые проблемы, мотивирует команду и следит за соблюдением scrum-подхода.
Scrum-подход делит рабочий процесс на равные спринты – обычно это периоды от недели до месяца, в зависимости от проекта и команды. Перед спринтом формулируются задачи на данный спринт, в конце – обсуждаются результаты, а команда начинает новый спринт. Спринты очень удобно сравнивать между собой, что позволяет управлять эффективностью работы.
Kanban: в приоритете баланс
Основная идея Kanban – представить компанию в сервисной структуре.
Kanban – это «подход баланса». Его задача – сбалансировать разных специалистов внутри команды и избежать ситуации, когда дизайнеры работают сутками, а разработчики жалуются на отсутствие новых задач.
Вся команда едина – в kanban нет ролей владельца продукта и scrum-мастера. Бизнес-процесс делится не на универсальные спринты, а на стадии выполнения конкретных задач: «Планируется», «Разрабатывается», «Тестируется», «Завершено» и др.
Главный показатель эффективности в kanban – это среднее время прохождения задачи по доске. Задача прошла быстро – команда работала продуктивно и слаженно. Задача затянулась – надо думать, на каком этапе и почему возникли задержки и чью работу надо оптимизировать.
Для визуализации agile-подходов используют доски: физические и электронные. Они позволяют сделать рабочий процесс открытым и понятным для всех специалистов, что важно, когда у команды нет одного формального руководителя.
Lean ― это философия бережливого мышления.
Lean ― это часть философии Agile. Подход, который позволяет экономить ресурсы и получать лучший результат. Цель Lean ― создавать ценность, сокращая расходы на ее производство.
В соответствии с концепцией бережливого производства всю деятельность предприятия можно классифицировать так: операции и процессы, добавляющие ценность для потребителя, и операции и процессы, не добавляющие ценности для потребителя. Следовательно, всё, что не добавляет ценности для потребителя, с точки зрения бережливого производства, классифицируется как потери, и должно быть устранено.
Основными целями бережливого производства являются:
· сокращение затрат, в том числе трудовых;
· сокращение сроков создания продукции;
· сокращение производственных и складских площадей;
· гарантия поставки продукции заказчику;
· максимальное качество при определённой стоимости либо минимальная стоимость при определённом качестве.