Так называемый закон «О рекламе», впервые принятый в РФ в 2006 году, недавно был дополнен новыми постановлениями, которые могут значительно перекроить рынок рекламы в стране. Закон вступает в силу с 1 сентября 2022 года с переходным периодом до 31 октября.
В двух словах: вводится обязательная маркировка и тотальный учёт всех типов рекламы в сети (контекст, таргет, медийная и прочие). В теории отчитываться должны все участники рынка от рекламных сетей до соло рекламодателей. И всё ради государственной безопасности, прозрачности рынка и простоты его урегулирования.
Что нового в законе?
Появляется такой регулирующий орган как «оператор рекламных данных». Это посредник между остальными игроками рынка и Роскомнадзором, который собирает всю массу информации о рекламных размещениях. На эту позицию претендуют «Яндекс», VK и Ozon. [Постановление №966 от 28 мая 2022 г.]
Все сведения о рекламе, рекламодателях и рекламораспространителях будут передаваться этим оператором Роскомнадзору. [Постановление №974 от 28 мая 2022 г.]
К собираемой информации относятся, среди прочих, данные о: товарах, рекламных размещениях, рекламодателях, рекламораспространителях, рекламных системах, электронных рассылках, ТВ и радио программах с рекламой. О физических и юридических лицах, размещающих рекламу Роскомнадор будет знать: название компании или ИП, юридический адрес, домашний адрес, ФИО, ИНН, номер телефона, email и многое другое. [Распоряжение №1362-р от 30 мая 2022 г.]
По запросу РКН будет предоставлять доступ к собранным данным как частным лицам (которые запрашивают информацию о себе), так и налоговой и прочим государственным службам. [Постановление №969 от 28 мая 2022 г.]
Рекламодатели получат доступ к личному кабинету, в котором в теории будет отображаться вся информация о размещаемой ими рекламе и статистика (включая полную аналитику РК и аудитории). [Приказ №63 от 11 апреля 2022 г.]
Мнение экспертов
Чтобы лучше понять, чего ждать от обновлённого закона и как эти нововведения могут повлиять на сферу аффилиат маркетинга и арбитража трафика, мы обратились за комментариями к экспертам индустрии.
Может ли новый закон как-то повлиять на деятельность ПП? Например, необходимость ухода под другую юрисдикцию (открытие офисов на Кипре и в других странах)? Возможно, стоит ожидать изменений в условиях офферов?
Что посоветуете в этих условиях арбитражникам и командам, работающим в РФ (особенно льющим на iGaming и подобные вертикали). Клоакинг — наше всё? Или, в случае SEO — запуск сайтов на русском языке в других доменных зонах с кучей зеркал (то есть проверенные временем практики)?
Как повлияет новый закон на стоимость рекламы? Придётся ли теперь тратить бОльшие бюджеты на запуск в ВК, MyTarget, Директе и т.д.?
По каким вертикалям новый закон может ударить больше всего?
Что делать дальше? Трафик из РФ был, будет и остаётся, но работать, возможно, станет сложнее. Как его можно будет получить без проблем для себя?
Можно ли сказать, что для арбитражников из РФ и СНГ сейчас самое время наконец выйти на бурж (если не хватало смелости и мотивации раньше)?
Юридический контекст
Безусловно, судить о состоянии рынка можно будет только по прошествии некоторого времени со вступления поправок к закону «О рекламе» в полную силу. Тем не менее уже сейчас можно спрогнозировать, к чему приведёт установление полного контроля за рынком рекламы при условии, что все данные будут сосредоточены в руках одной частной компании (оператора рекламных данных). Мы обратились к юристам с просьбой прокомментировать ситуацию.
Уменьшит ли новый закон о рекламе права рекламодателей с точки зрения того, что можно рекламировать, и расширит ли их обязанности по качеству рекламы?
Придется ли рекламодателям «просить разрешения» у РКН для заключения договоров по рекламе из-за поправок в закон о рекламе?
Смогут ли легально компании рекламировать продукцию в запрещённых в России на данный момент соцсетях, раз будет мониторинг РКН их деятельности? Этот закон закроет варианты рекламы в этих соцсетях в РФ?
Изменится ли что-либо для потребителя рекламы? То есть мы увидим больше/меньше рекламных объявлений?
Насколько новый закон о рекламе будет реально работать, по вашему мнению? Сможет РКН с помощью операторов все отслеживать?
Вывод
Сейчас с уверенностью можно сказать только то, что с осени 2022 рынок рекламы в России изменится. Это может привести как к полному уничтожению конкуренции, так и к большей прозрачности сферы и появлению единого рекламного кабинета с полной аналитикой. Арбитражникам же стоит уделить больше внимания навыкам клоакинга и по возможности уходить в белые вертикали.
А можно статью переписать на русский язык?) куча непонятных слов