{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

О Big Data и её пользе в оценке эффективности сотрудников

Привет! Меня зовут Алексей Вокуев. Я Product Owner AtTrack. Вчера на глаза мне попалась новость о компании-разработчике Xsolla, руководитель которой планирует уволить своих сотрудников на основании Big Data.

По этому поводу оставили сотни комментариев руководители, бизнесмены и представители IT индустрии. Во многих прослеживается мысль о том, что применение Big Data для оценки продуктивности сотрудников малоэффективно. Сложилось впечатление большого скепсиса к инструментам мониторинга продуктивности в целом. Хочу поделиться своими мыслями на этот счет и рассказать об опыте нашей команды в применении “цифры” в данной сфере.

Программы мониторинга продуктивности (такие как TimeDoctor, Hubstaff, DeskTime и др.) распространились задолго до пандемии. Однако, во время вспышки коронавируса вопрос дистанционного контроля рабочих процессов стал объективной необходимостью для многих компаний. В результате, появилось множество сервисов, собирающих данные о рабочей активности сотрудников: DLP системы, тайм-трекеры, таск-менеджеры со встроенными счетчиками и т.д. Большинство из них доказали свою эффективность и пользу и позволили людям работать удаленно, либо перейти на гибкий график. Сотрудники перестали тратить время на дорогу, руководители сократили расходы на аренду огромных офисов, появилась возможность нанимать сотрудников без географической привязки. Много плюсов.

Противники “цифровой” оценки эффективности утверждают:

  • Невозможно, исходя из анализа числовых показателей по взаимодействию пользователя с компьютером и рабочими программами, сделать правильные выводы о продуктивности.
  • Программы мониторинга - это стресс для сотрудников, они воспринимаются негативно, и поэтому сложно внедряются

Добавьте в комментариях, если есть что-то еще, а я остановлюсь на этих двух пунктах.

По первому:

Сделать правильные выводы о продуктивности, опираясь на Big Data, можно и более чем реально, если данных, которые анализирует и предоставляет программа, достаточно и они используются как бенчмарк для получения полной картины, а не для автоматического принятия решения без участия руководителя. Далее расскажу о том, какие именно данные нужны для правильного анализа продуктивности работника.

Тайм-трекер AtTrack, которым пользуются многие российские компании, в том числе международная IT-компания Umbrella Group, частью которой является наша команда, измеряет уровень активности по взаимодействию с клавиатурой и мышкой, считает время по задачам/проектам и показывает, сколько времени сотрудник проводит в продуктивных и непродуктивных приложениях, сайтах и программах, длительность и частоту пауз в работе.

Таймлайн рабочего дня

На основании данных AtTrack, мы сделали следующие выводы:

  • Числовые показатели сходятся у большинства сотрудников, работающих над одинаковыми задачами в рамках схожих проектов.
  • Резкие изменения в показателях активности и эффективности сотрудников не являются нормой и означают, что сотрудник пытается создать видимость рабочей деятельности или сталкивается с трудностями в выполнении задач.
  • Возникающие проблемы в проекте часто связаны с сотрудником, у которого резко повышались или уменьшались следующие показатели: учтенное время работы, активность за клавиатурой, количество добавленного вручную времени, время использования продуктивных и непродуктивных приложений и др.
Определение эффективных и отвлекающих приложений для каждого пользователя

По второму:

Системы мониторинга различаются и часто используются некорректно. В России, например, распространены DLP системы, которые в западных странах применяют в банковской, государственной и других сферах для работы с ценной и конфиденциальной информацией. Для таких систем характерна непрерывная запись экрана, считывание печатаемого текста, анализ исходящих писем, что не требуется для других сфер. Приватность данных сотрудников лимитирована до нуля. Логично, что внедрение такого типа ПО, например, в IT компаниях и маркетинговых агентствах не обрадует персонал.

Правильно-подобранный тайм-трекер - это точка роста и основа успеха для бизнеса. И выгоду получают не только руководители, но и персонал.

  • Сотрудники корпораций, фрилансеры могут сами улучшить тайм-менеджмент: проанализировать, как часто они отвлекаются от рабочего процесса и грамотно распределить нагрузку в течении дня.
  • Во многих тайм-трекерах пользователи не только видят все собранные о себе данные, но могут удалять их при необходимости. Это обеспечивает свободу выбора и защищает личную жизнь сотрудника.
  • Сотрудники повышают концентрацию, вовлеченность на задачах, и снижают уровень прокрастинации, используя трекер и отслеживая собственную продуктивность.
  • Микроменеджмент отходит на второй план. Зачем мониторить работников, если за вас это сделает автоматизированный инструмент более объективно?
  • В ситуациях необоснованных обвинений или претензий со стороны руководства сотрудник имеет на руках подтверждение своей работы - отчеты и статистика о проделанной работе, регулярно составляемыми тайм-трекером.

Наш продукт AtTrack тоже относится к классу тайм-трекеров, и написанное выше - в том числе о нем. Основная идея AtTrack лежит в повышении эффективности сотрудников, оптимизации бизнес-процессов, более точной оценке проектов, поддержании атмосферы доверия между руководителем и его подчиненными, защите сотрудников, клиентов и фрилансеров от необоснованных претензий. Предотвращение выгорания и текучести кадров - это новая высоко востребованная функция, которая появилась в AtTrack.

Определение показателей выгорания на основе отклонений от типичных паттернов работы за ПК

Так как мы уже живем в век цифровой реальности, давайте разумно относиться к Big Data и другим IT решениям. При правильном подходе и использовании, они приносят только выгоду и плюсы. Big Data - это не ваш враг, а скорее точка роста, возможность оптимизации и эффективной работы в долгосрочной перспективе.

У меня всё. Всем добра и меньше страхов перед Big Data!

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Альберт Литвинов

Интересная статья. Есть опыт использования DeskTime. Могу согласится с основными выводами автора. Практика показала, что того, что собирала данная программа вполне хватало, чтобы понять и оценить как хорошо или плохо работали наши фрилансеры. 

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Вокуев
Автор

Да, это стандартная задача для такого класса продуктов.
Часто сами фрилансеры покупают трекеры, чтобы правильно выставлять счета клиентам.

Ответить
Развернуть ветку
Альберт Литвинов

Наших приходилось просить. Но, зато, им самим потом было легче отчитываться. И мы лучше понимали- на какой стадии та или иная задача и когда делать очередной платеж. В общем- удобная и полезная штука. Может и ваш трекер попробуем на следующем проекте.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Evstratov

Если Attrack действительно очень аккуратно работает с персональными данными, то это круто. Я бы попользовался, так как интересно посмотреть даже личное выгорание, не говоря уже о выгорании членов команды. 
Ну а вообще, мне кажется, что тут, как уже упомянул автор, вопрос целей бизнеса. Есть места, где наплевать на людей и будут контролировать твой каждый шаг, а есть наоборот полная свобода, которая также снижает продуктивность на выходе. Так что, как мне видится, ваше решение - это действительно своеобразный баланс.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Вокуев
Автор

Персональные данные всегда во главе стола.
Что за рубежом (GPDR), что в России (152-ФЗ) всегда являются базой, от чего отталкивается создание такого сервиса. Иначе его просто не внедрить :)

В местах, где действительно контролируют каждый шаг и всё такое, трекер тоже приносит свою пользу: на касдевах пользователи рассказывали, как такое ПО помогало решить ситуацию с необоснованными претензиями руководства.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Shatalin

У меня был опыт работы в компании, где трекались все сайты и рабочие минуты. Приходил в офис, не отвлекался на левые сайты, но спустя пару месяцев начало напрягать такое недоверие от руководства. Как сделать так, чтобы эти программы использовались во благо сотрудников, а не способ докапаться?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Вокуев
Автор

Денис, спасибо за вопрос:)
Всё зависит от целей руководства, потому что тайм-трекеры можно использовать и как кнут, и как пряник.

Европейские кейсы нас и наших конкурентов зачастую про второе -  ПО внедряется для гибкого графика, гибридных офисов, чтобы убрать кучу отчётов и микроменеджмента, а главное чтобы условия были справедливы для всех сотрудников.
Все уверены друг в друге и трекер становится неким "тотемом". Он работает, но прибегают к анализу конкретного сотрудника, только в крайних случаях.

Были случаи, когда трекеры покупали сотрудникам для самоанализа, но руководители не имели доступа к данным.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда