Как поддержать ментальное здоровье сотрудников через email-рассылку
Поговорили с руководителем b2b-отдела Ясно.Лайв и руководителем агентства makelove о том, почему важно поддерживать ментальное здоровье сотрудников и сделали выводы.
Ресурсное состояние, нетоксичная среда, осознанность — сегодня эти слова являются едва ли не главными маркерами современности. Да-да, наравне с «локдауном», «пандемией», «коронавирусом» и «самоизоляцией». Человечество вот уже несколько лет как взяло курс на ментальное здоровье и психологические практики — и пока не собирается сворачивать. А что остается делать бизнесу? Правильно, подстраиваться. Зачем, как и какую роль в этом можно отвести рассылкам — рассказываем в статье.
Зачем бизнесу думать о сотрудниках
Американские исследования
Ученые Южно-Калифорнийского университета и специалисты международной консалтинговой сети PwC провели исследование и выяснили, что внимание компаний к благополучию сотрудников, в том числе психологическому, действительно позволяет добиться более высокой производительности. Wellbeing-программы, то есть программы благополучия сотрудников, позитивно влияют и на общение внутри штата, и на коммуникацию с клиентом, и на включенность в рабочий процесс.
Например, то же исследование показывает, что каждый год на лечение депрессии в США тратится около 210 млрд долларов — в эту сумму включены и расходы на медицинские услуги и медикаменты, и потери компаний в результате снижения работоспособности сотрудников. При этом прямой корреляции между объемами работы и развитием депрессии нет. А значит, работодатель не может обезопасить своих сотрудников, просто не давая им перерабатывать.
Хорошая новость в том, что, согласно отчету Всемирной организации здравоохранения, каждый доллар, который вкладывается в лечение психических заболеваний, возвращается компании в четырехкратном размере. Под лечением подразумевается в том числе создание здоровой рабочей среды: поддержание баланса между работой и личной жизнью, нормированный график, помощь в раннем выявлении и диагностике психических заболеваний и т. д. То есть те самые wellbeing-программы в конечном счете действительно помогают бизнесу экономить.
Почему нас это тоже касается
К сожалению, аналогичных исследований на базе российских компаний пока не проводилось, но нет оснований думать, что в нашей стране все обстоит иначе. Так, еще в 2017 году главный психиатр Миндзрава РФ Зураб Кекелидзе прогнозировал, что к 2020 году депрессия выйдет на первое-второе место по дням нетрудоспособности в течение года — и это в доковидные времена. Во время пандемии социальный уровень тревожности ожидаемо вырос, а вместе с ним и запрос общества на психологическую помощь.
Пандемия и связанная с этим удаленная работа подсветили в компаниях проблему ментального здоровья и его влияния на продуктивность сотрудников. На последней конференции "Льготы и Бенефиты" прозвучали цифры о росте оборота в 700% по well-being программам в компаниях. Мы в корпоративном отделе «Ясно» этот рост тоже чувствуем.
В 2020 году Россия заняла четвертое место по уровню депрессии и тревожности в мире: 38% жителей страны отметили, что сталкивались с психологическими расстройствами. Это очень высокий показатель, учитывая, что такие состояния часто протекают в фоновом режиме и люди замечают их, только когда их качество жизни значительно ухудшается.
Проблемы с физическим и ментальным здоровьем — вещи одного порядка. Депрессия также сильно отражается на эффективности работы сотрудника, как и грипп. Поэтому вполне вероятно, что уже скоро забота о психологическом благополучии сотрудников станет такой же базовой вещью, как, например ДМС. Эту тенденцию видят и эксперты.
Мы много смотрим на Америку и видим, что корпоративные программы well-being стали нормой для большинства компаний
Сейчас мы рассуждаем о психологической помощи сотрудникам как о новой тенденции, а через пару лет, возможно, это станет таким же базовым фактором, как ДМС
Забота о сотрудниках как часть репутации бренда
Забота о благополучии сотрудников — важная часть репутации компании и/или бренда. Наверное, все мы слышали о том, как устроены офисы Facebook, Google или Mail.ru: спортзалы, зоны для отдыха и игр, дизайнерский ремонт и т.д. Некоторые компании, следуя трендам гигантов рынка, ставят в своих офисах капсулы для сна, обустраивают массажные салоны — делают все, чтобы сделать пространство максимально комфортным и привлекательным. И мы не преувеличиваем: например, компания «Профи» в своих вакансиях указывает, что несколько раз в месяц в их офис приходят мастера массажа и маникюра — несколько экстравагантно, но внимание притягивает, согласитесь.
При этом на корпоративную культуру обращают внимание не только сотрудники и соискатели. Современному обществу важно знать, что компания, у которой они покупают услуги и товары, экологично относится и к миру, и к своим работникам. Яркое тому подтверждение — история сотрудницы Facebook Сары Кац, имевшая большой общественный резонанс пару лет назад. Сара работала модератором в компании и отсматривала большой массив видео со сценами насилия. В результате девушка продержалась на свой должности меньше года и уволилась, не выдержав психологического напряжения. Казалось бы, компания ни в чем не виновата, но у общества сложилось негативное впечатление от этой истории. В первую очередь, конечно, потому что сотруднице не было оказано должного внимания.Ираклий Маргания также уверен, что времена, когда общество не заботилось о репутации бренда, прошли — настало время новой этики.
Есть одна важная штука, которую надо принять ― когда-то нам было все равно, кто делает нашу продукцию. Мы пользовались телефоном и нам было все равно, кто его делает и счастливы ли эти люди. Мир меняется. И когда компании не заботятся о своих сотрудниках, складывается много негативных ситуаций
И, когда мы говорим про заботу о сотрудниках, мы, конечно, в первую очередь подразумеваем заботу о ментальном здоровье и эмоциональном благополучии. Потому что даже в самом лучшем офисе с дизайнерским ремонтом и частным массажистом, у сотрудников все равно бывают психологические проблемы. Если работник эмоционально выгорел, если он тревожится или находится в депрессивной фазе, никакие столы для пинг-понга, VR-приставки и кафе-бары ему не помогут. Единственным рабочим инструментом в такой ситуации становится квалифицированная психологическая помощь.
Так что в скором времени, стандартной припиской к тексту вакансии будет: «У нас есть печеньки и штатный психолог».
Если хотите, чтобы к вашему продукту было хорошее отношение, его активно покупали, продажи росли, а соискатели выбирали вас для трудоустройства ― надо не только заботиться о состоянии сотрудников, но и говорить об этом, как именно заботитесь
Как помочь?
Очевидно, что удержание опытного сотрудника всегда экономически выгоднее для компании, чем поиск нового. Поэтому актуальным становится вопрос: как помочь сотруднику, который переживает временные психологические трудности. Глобально есть три варианта:
- Нанять корпоративного психолога в штат или на проект
- Предложить сотрудникам ДМС, в программу которого входят психологические консультации
- Выстроить доверительную коммуникацию внутри компании
У каждого из вариантов есть свои плюсы и минусы. Предлагаем их рассмотреть.
Корпоративный психолог
Самый прямой способ решить проблему с психологической средой в компании — нанять психолога.
Он может выполнять самые разные функции: от консультаций до помощи руководству и HR компании. Но в его работе есть одно проблемное место: так как он не является непосредственной частью производственных и бизнес-процессов, он находится как бы в стороне от коллектива, несмотря на то, что является его частью. Как следствие, уровень доверия такому специалисту у штата, к сожалению, не слишком высокий. С одной стороны, он чрезмерно близок к сотрудникам и к руководству, с другой — обособлен от коллектива.
Поэтому, если вам нужен человек именно для поддержки ментального здоровья сотрудников, лучше обратить внимание на сторонние сервисы вроде «Ясно». Такие сервисы помогают решить проблему с доверием: человек не будет думать, что о его проблемах доложат начальству.
ДМС с психологом
Сегодня многие страховые компании начали включать в свои программы ДМС консультации с психологом. При этом их стоимость не сильно изменилась от этого нововведения. Так что для компании это удобный и достаточно экономный вариант.
Но главный его плюс одновременно является и главным его минусом — решение о том, пойти или не пойти к психологу, остается полностью на сотруднике. В обществе, где все еще бытуют предрассудки о том, что психологи нужны только сумасшедшим и со всеми проблемами следует справляться самостоятельно, это обратиться за помощью бывает очень непросто. И тогда на помощь приходят знания.
Внутренняя коммуникация
Пожалуй, этот пункт следовало бы сделать первым. Однако именно в такой последовательности становится наиболее очевидно, почему развитие коммуникации внутри компании — это не опциональный вариант, а абсолютно необходимый.
К сожалению, нанять психолога или оплатить ДМС с консультациями бывает недостаточно. Нужно еще рассказать о них, объяснить, зачем они нужны, и всячески поощрять сотрудников ими пользоваться. Человек, испытывающий депрессивный эпизод или тревогу, не всегда может это осознать. В таких состояниях люди оказываются не в одночасье, а постепенно — и в этом главная опасность. Они привыкают чувствовать себя плохо, привыкают работать неэффективно — и даже этого не замечают.
Поэтому важно рассказывать сотрудникам о том, какие бывают психологические проблемы, как их распознать, какие пути решения есть и что компания может предложить. Можно устраивать еженедельные лекции о ментальном здоровье, приглашать спикеров, выпускать журнал. Но базовым инструментом, который поддержит любое начинание, является корпоративная рассылка.
Почта — инструмент, которым сотрудники пользуются каждый день: там они ведут рабочие переписки, обмениваются документами. И этот инструмент можно и нужно использовать как канал психологической помощи. Вариантов, как это делать, множество.
Образовательный email-курс
Вы можете создать его с тем же корпоративным психологом или подрядчиком — с вебинарами, статьями и советами. Желательно, чтобы он был ярким и интерактивным — чтобы рассылку читали и ждали.
Рассылки со статьями про ментальное здоровье с тестами в конце
В зависимости ответов пользователей, вы сможете персонализировать контент и присылать сотрудникам материалы, подходящие именно под их запросы.
Опросы о текущем состоянии сотрудников
Они могут быть еженедельными или ежемесячными. Помогут определить, у кого есть проблемы и, кого, к примеру, следует направить к корпоративному психологу.
Сложность в том, что вам придется быть своего рода первооткрывателями в этой сфере — нет аналогичных реализованных проектов, на которые можно опираться. Но зато есть, чем вдохновляться: сейчас курсы о выгорании, расстройствах и заботе о себе, в том числе в рассылке, реализуют многие образовательные онлайн-платформы. Например, так делает Skillbox и МИФ — присмотритесь к этому опыту, возможно, найдете для себя парочку идей.
Возьмите на вооружение и современные инструменты email-маркетинга. Технология AMP, например, позволяет сделать из письма полноценный мини-сайт. Это значит, что пользователь сможет проходить тесты и опросы, смотреть вебинары и комментировать их, не выходя за пределы письма. Это здорово экономит силы и время — следовательно, и эффективность рассылки повышается.
Но учтите, что не все сервисы рассылок и почтовые службы поддерживают такой формат. Подойдут Gmail и Mail.ru, а что касается сервисов рассылок ― такая функция есть, например, в Sendsay.
Сервисы рассылок
Сервисы рассылок дают возможность реализовывать сложные сценарии рассылок — и это главное их преимущество. С их помощью вы можете не просто собирать письма, но и настраивать автоматические цепочки: чтобы пользователь получал персонализированный контент.
Работает это примерно следующим образом: человек проходит тест на наличие психологических расстройств и получает результат «высокая вероятность депрессии». Следующие письма, которые ему приходят, посвящены тому, как диагностировать заболевание, как с ним бороться, к кому обращаться и т.д.
При этом, если бы пользователь получил другой результат теста, запустилась бы триггерная цепочка, например, про эмоциональное выгорание, тревожность или низкую самооценку.
Автоматические цепочки помогают делать контент более личным и полезным. Настроить их не так сложно, как может показаться, в сервисах рассылок вроде Sendsay есть встроенная возможность автоматизации. А еще там можно отправлять вшитые в письмо опросы и тесты, отслеживать Open Rate и не только.
Рассылки могут стать отличным базовым инструментом коммуникации с сотрудниками. Особенно они полезны для компаний, в которых часть штата, работает на удаленном режиме. На удаленке легко пропустить проблему: когда общение ограничивается перепиской и звонками. Опросники и тесты помогут понять HR-сотрудниками и руководителю, у кого есть проблемы, какого характера и как их можно решить.
Кроме того, многие компании уже используют почту в качестве внутреннего канала коммуникации: когда есть контактная база и удобный сервис рассылок, внедрить рассылку для сотрудников не так сложно.
Ты в порядке?
И последнее, не забывайте задавать своим коллегам простой вопрос: «Ты в порядке?» Поверьте, это тоже неплохой способ. Высокая текучка из-за увольнений, больничные, выгоревшие сотрудники — это серьезные факторы, которые влияют на итоговую прибыль. Здоровая, во всех смыслах, рабочая среда — синоним эффективности компании. И это не просто слова, а факт, подкрепленный цифрами. Хотите выполнять свою работу качественно — заботьтесь о себе. Хотите, чтобы ваша команда била рекорды эффективности — заботьтесь о команде.
Устраивайте лекции, разговаривайте с коллективом, оказывайте психологическую помощь тем, кому непросто — через штатного психолога, сервисы или ДМС. А рассылки станут опорой для любого вашего начинания.
Ваш Sendsay