{"id":13890,"url":"\/distributions\/13890\/click?bit=1&hash=6025fe1fe5514addd4535f535644e401c345130a049c43dab6b06f51b175b677","title":"\u041a\u0430\u043a \u0440\u0438\u0435\u043b\u0442\u043e\u0440\u0430\u043c \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0430\u0442\u044c \u043e\u0431\u044a\u0435\u043a\u0442\u044b \u0431\u044b\u0441\u0442\u0440\u0435\u0435","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"51599a0b-19c1-55c0-9e85-a19f00101081","isPaidAndBannersEnabled":false}

Как поддержать ментальное здоровье сотрудников через email-рассылку

Поговорили с руководителем b2b-отдела Ясно.Лайв и руководителем агентства makelove о том, почему важно поддерживать ментальное здоровье сотрудников и сделали выводы.

Ресурсное состояние, нетоксичная среда, осознанность — сегодня эти слова являются едва ли не главными маркерами современности. Да-да, наравне с «локдауном», «пандемией», «коронавирусом» и «самоизоляцией». Человечество вот уже несколько лет как взяло курс на ментальное здоровье и психологические практики — и пока не собирается сворачивать. А что остается делать бизнесу? Правильно, подстраиваться. Зачем, как и какую роль в этом можно отвести рассылкам — рассказываем в статье.

Зачем бизнесу думать о сотрудниках

Американские исследования

Ученые Южно-Калифорнийского университета и специалисты международной консалтинговой сети PwC провели исследование и выяснили, что внимание компаний к благополучию сотрудников, в том числе психологическому, действительно позволяет добиться более высокой производительности. Wellbeing-программы, то есть программы благополучия сотрудников, позитивно влияют и на общение внутри штата, и на коммуникацию с клиентом, и на включенность в рабочий процесс.

Например, то же исследование показывает, что каждый год на лечение депрессии в США тратится около 210 млрд долларов — в эту сумму включены и расходы на медицинские услуги и медикаменты, и потери компаний в результате снижения работоспособности сотрудников. При этом прямой корреляции между объемами работы и развитием депрессии нет. А значит, работодатель не может обезопасить своих сотрудников, просто не давая им перерабатывать.

Хорошая новость в том, что, согласно отчету Всемирной организации здравоохранения, каждый доллар, который вкладывается в лечение психических заболеваний, возвращается компании в четырехкратном размере. Под лечением подразумевается в том числе создание здоровой рабочей среды: поддержание баланса между работой и личной жизнью, нормированный график, помощь в раннем выявлении и диагностике психических заболеваний и т. д. То есть те самые wellbeing-программы в конечном счете действительно помогают бизнесу экономить.

Почему нас это тоже касается

К сожалению, аналогичных исследований на базе российских компаний пока не проводилось, но нет оснований думать, что в нашей стране все обстоит иначе. Так, еще в 2017 году главный психиатр Миндзрава РФ Зураб Кекелидзе прогнозировал, что к 2020 году депрессия выйдет на первое-второе место по дням нетрудоспособности в течение года — и это в доковидные времена. Во время пандемии социальный уровень тревожности ожидаемо вырос, а вместе с ним и запрос общества на психологическую помощь.

Пандемия и связанная с этим удаленная работа подсветили в компаниях проблему ментального здоровья и его влияния на продуктивность сотрудников. На последней конференции "Льготы и Бенефиты" прозвучали цифры о росте оборота в 700% по well-being программам в компаниях. Мы в корпоративном отделе «Ясно» этот рост тоже чувствуем.

В 2020 году Россия заняла четвертое место по уровню депрессии и тревожности в мире: 38% жителей страны отметили, что сталкивались с психологическими расстройствами. Это очень высокий показатель, учитывая, что такие состояния часто протекают в фоновом режиме и люди замечают их, только когда их качество жизни значительно ухудшается.

Проблемы с физическим и ментальным здоровьем — вещи одного порядка. Депрессия также сильно отражается на эффективности работы сотрудника, как и грипп. Поэтому вполне вероятно, что уже скоро забота о психологическом благополучии сотрудников станет такой же базовой вещью, как, например ДМС. Эту тенденцию видят и эксперты.

Мы много смотрим на Америку и видим, что корпоративные программы well-being стали нормой для большинства компаний

Анна Никулина, руководитель b2b-отдела «Ясно.Лайв»

Сейчас мы рассуждаем о психологической помощи сотрудникам как о новой тенденции, а через пару лет, возможно, это станет таким же базовым фактором, как ДМС

Ираклий Маргания, Коммерческий директор агентства makelove

Забота о сотрудниках как часть репутации бренда

Забота о благополучии сотрудников — важная часть репутации компании и/или бренда. Наверное, все мы слышали о том, как устроены офисы Facebook, Google или Mail.ru: спортзалы, зоны для отдыха и игр, дизайнерский ремонт и т.д. Некоторые компании, следуя трендам гигантов рынка, ставят в своих офисах капсулы для сна, обустраивают массажные салоны — делают все, чтобы сделать пространство максимально комфортным и привлекательным. И мы не преувеличиваем: например, компания «Профи» в своих вакансиях указывает, что несколько раз в месяц в их офис приходят мастера массажа и маникюра — несколько экстравагантно, но внимание притягивает, согласитесь.

Вакансия от «Профи». Обратите внимание на четвертый и пятый пункт снизу: и массаж, и маникюр, и йога в офисе. Компания мечты, не иначе!

При этом на корпоративную культуру обращают внимание не только сотрудники и соискатели. Современному обществу важно знать, что компания, у которой они покупают услуги и товары, экологично относится и к миру, и к своим работникам. Яркое тому подтверждение — история сотрудницы Facebook Сары Кац, имевшая большой общественный резонанс пару лет назад. Сара работала модератором в компании и отсматривала большой массив видео со сценами насилия. В результате девушка продержалась на свой должности меньше года и уволилась, не выдержав психологического напряжения. Казалось бы, компания ни в чем не виновата, но у общества сложилось негативное впечатление от этой истории. В первую очередь, конечно, потому что сотруднице не было оказано должного внимания.Ираклий Маргания также уверен, что времена, когда общество не заботилось о репутации бренда, прошли — настало время новой этики.

Есть одна важная штука, которую надо принять ― когда-то нам было все равно, кто делает нашу продукцию. Мы пользовались телефоном и нам было все равно, кто его делает и счастливы ли эти люди. Мир меняется. И когда компании не заботятся о своих сотрудниках, складывается много негативных ситуаций

Ираклий Маргания, Коммерческий директор агентства makelove

И, когда мы говорим про заботу о сотрудниках, мы, конечно, в первую очередь подразумеваем заботу о ментальном здоровье и эмоциональном благополучии. Потому что даже в самом лучшем офисе с дизайнерским ремонтом и частным массажистом, у сотрудников все равно бывают психологические проблемы. Если работник эмоционально выгорел, если он тревожится или находится в депрессивной фазе, никакие столы для пинг-понга, VR-приставки и кафе-бары ему не помогут. Единственным рабочим инструментом в такой ситуации становится квалифицированная психологическая помощь.

Так что в скором времени, стандартной припиской к тексту вакансии будет: «У нас есть печеньки и штатный психолог».

Если хотите, чтобы к вашему продукту было хорошее отношение, его активно покупали, продажи росли, а соискатели выбирали вас для трудоустройства ― надо не только заботиться о состоянии сотрудников, но и говорить об этом, как именно заботитесь

Ираклий Маргания, Коммерческий директор агентства makelove

Как помочь?

Очевидно, что удержание опытного сотрудника всегда экономически выгоднее для компании, чем поиск нового. Поэтому актуальным становится вопрос: как помочь сотруднику, который переживает временные психологические трудности. Глобально есть три варианта:

  • Нанять корпоративного психолога в штат или на проект
  • Предложить сотрудникам ДМС, в программу которого входят психологические консультации
  • Выстроить доверительную коммуникацию внутри компании

У каждого из вариантов есть свои плюсы и минусы. Предлагаем их рассмотреть.

Корпоративный психолог

Самый прямой способ решить проблему с психологической средой в компании — нанять психолога.

Он может выполнять самые разные функции: от консультаций до помощи руководству и HR компании. Но в его работе есть одно проблемное место: так как он не является непосредственной частью производственных и бизнес-процессов, он находится как бы в стороне от коллектива, несмотря на то, что является его частью. Как следствие, уровень доверия такому специалисту у штата, к сожалению, не слишком высокий. С одной стороны, он чрезмерно близок к сотрудникам и к руководству, с другой — обособлен от коллектива.

Поэтому, если вам нужен человек именно для поддержки ментального здоровья сотрудников, лучше обратить внимание на сторонние сервисы вроде «Ясно». Такие сервисы помогают решить проблему с доверием: человек не будет думать, что о его проблемах доложат начальству.

ДМС с психологом

Сегодня многие страховые компании начали включать в свои программы ДМС консультации с психологом. При этом их стоимость не сильно изменилась от этого нововведения. Так что для компании это удобный и достаточно экономный вариант.

Но главный его плюс одновременно является и главным его минусом — решение о том, пойти или не пойти к психологу, остается полностью на сотруднике. В обществе, где все еще бытуют предрассудки о том, что психологи нужны только сумасшедшим и со всеми проблемами следует справляться самостоятельно, это обратиться за помощью бывает очень непросто. И тогда на помощь приходят знания.

Внутренняя коммуникация

Пожалуй, этот пункт следовало бы сделать первым. Однако именно в такой последовательности становится наиболее очевидно, почему развитие коммуникации внутри компании — это не опциональный вариант, а абсолютно необходимый.

К сожалению, нанять психолога или оплатить ДМС с консультациями бывает недостаточно. Нужно еще рассказать о них, объяснить, зачем они нужны, и всячески поощрять сотрудников ими пользоваться. Человек, испытывающий депрессивный эпизод или тревогу, не всегда может это осознать. В таких состояниях люди оказываются не в одночасье, а постепенно — и в этом главная опасность. Они привыкают чувствовать себя плохо, привыкают работать неэффективно — и даже этого не замечают.

Поэтому важно рассказывать сотрудникам о том, какие бывают психологические проблемы, как их распознать, какие пути решения есть и что компания может предложить. Можно устраивать еженедельные лекции о ментальном здоровье, приглашать спикеров, выпускать журнал. Но базовым инструментом, который поддержит любое начинание, является корпоративная рассылка.

Почта — инструмент, которым сотрудники пользуются каждый день: там они ведут рабочие переписки, обмениваются документами. И этот инструмент можно и нужно использовать как канал психологической помощи. Вариантов, как это делать, множество.

Образовательный email-курс

Вы можете создать его с тем же корпоративным психологом или подрядчиком — с вебинарами, статьями и советами. Желательно, чтобы он был ярким и интерактивным — чтобы рассылку читали и ждали.

Рассылки со статьями про ментальное здоровье с тестами в конце

В зависимости ответов пользователей, вы сможете персонализировать контент и присылать сотрудникам материалы, подходящие именно под их запросы.

Опросы о текущем состоянии сотрудников

Они могут быть еженедельными или ежемесячными. Помогут определить, у кого есть проблемы и, кого, к примеру, следует направить к корпоративному психологу.

Сложность в том, что вам придется быть своего рода первооткрывателями в этой сфере — нет аналогичных реализованных проектов, на которые можно опираться. Но зато есть, чем вдохновляться: сейчас курсы о выгорании, расстройствах и заботе о себе, в том числе в рассылке, реализуют многие образовательные онлайн-платформы. Например, так делает Skillbox и МИФ — присмотритесь к этому опыту, возможно, найдете для себя парочку идей.

Электронная форма с подпиской на психологическую рассылку от Skillbox

Возьмите на вооружение и современные инструменты email-маркетинга. Технология AMP, например, позволяет сделать из письма полноценный мини-сайт. Это значит, что пользователь сможет проходить тесты и опросы, смотреть вебинары и комментировать их, не выходя за пределы письма. Это здорово экономит силы и время — следовательно, и эффективность рассылки повышается.

Но учтите, что не все сервисы рассылок и почтовые службы поддерживают такой формат. Подойдут Gmail и Mail.ru, а что касается сервисов рассылок ― такая функция есть, например, в Sendsay.

Сервисы рассылок

Сервисы рассылок дают возможность реализовывать сложные сценарии рассылок — и это главное их преимущество. С их помощью вы можете не просто собирать письма, но и настраивать автоматические цепочки: чтобы пользователь получал персонализированный контент.

Работает это примерно следующим образом: человек проходит тест на наличие психологических расстройств и получает результат «высокая вероятность депрессии». Следующие письма, которые ему приходят, посвящены тому, как диагностировать заболевание, как с ним бороться, к кому обращаться и т.д.

При этом, если бы пользователь получил другой результат теста, запустилась бы триггерная цепочка, например, про эмоциональное выгорание, тревожность или низкую самооценку.

Автоматические цепочки помогают делать контент более личным и полезным. Настроить их не так сложно, как может показаться, в сервисах рассылок вроде Sendsay есть встроенная возможность автоматизации. А еще там можно отправлять вшитые в письмо опросы и тесты, отслеживать Open Rate и не только.

Рассылки могут стать отличным базовым инструментом коммуникации с сотрудниками. Особенно они полезны для компаний, в которых часть штата, работает на удаленном режиме. На удаленке легко пропустить проблему: когда общение ограничивается перепиской и звонками. Опросники и тесты помогут понять HR-сотрудниками и руководителю, у кого есть проблемы, какого характера и как их можно решить.

Кроме того, многие компании уже используют почту в качестве внутреннего канала коммуникации: когда есть контактная база и удобный сервис рассылок, внедрить рассылку для сотрудников не так сложно.

Ты в порядке?

И последнее, не забывайте задавать своим коллегам простой вопрос: «Ты в порядке?» Поверьте, это тоже неплохой способ. Высокая текучка из-за увольнений, больничные, выгоревшие сотрудники — это серьезные факторы, которые влияют на итоговую прибыль. Здоровая, во всех смыслах, рабочая среда — синоним эффективности компании. И это не просто слова, а факт, подкрепленный цифрами. Хотите выполнять свою работу качественно — заботьтесь о себе. Хотите, чтобы ваша команда била рекорды эффективности — заботьтесь о команде.

Устраивайте лекции, разговаривайте с коллективом, оказывайте психологическую помощь тем, кому непросто — через штатного психолога, сервисы или ДМС. А рассылки станут опорой для любого вашего начинания.

Ваш Sendsay

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null