Антонина Шишанова
82

E-trade в условиях пандемии

Сегодня электронная торговля для отдельных продавцов остается едва ли не единственным способом продолжать свою деятельность, а для покупателей - возможностью приобрести товары, не подвергая опасности свое здоровье. На какие юридические тонкости стоит обратить внимание при организации электронной торговли в условиях пандемии – попробуем разобраться.

В закладки

Понятие электронной торговли

Под электронной торговлей мы понимаем одну из составляющих электронной коммерции (e-commerce), под которой подразумевается сфера экономики, отличающаяся совершением финансовых и торговых операций при использовании компьютерных сетей, в том числе сети Интернет. Электронная торговля – это не только сам процесс совершения виртуальной сделки по приобретению товара или услуги, но и сопутствующие действия по выбору товара, доставке, оплате, в том числе путем дистанционных платежей, и т. д.

При электронной торговлей покупатель, ознакомившись на Интернет-сайте с перечнем товаров, заключает там же сразу и договор купли-продажи, оплачивая его приобретение или уславливаясь оплатить товар при получении, в дальнейшем товар покупателю может быть доставлен курьером, или покупатель может самостоятельно его забрать. Если цена и условия приобретения согласованы лицом в момент осуществления заказа, то это подпадает под понятие приобретения товара дистанционным способом.

Что нельзя продавать через Интернет

Говоря об электронной торговле, сразу стоит отметить, что сегодня можно продавать через Интернет, а что - пока нельзя. Перечень товаров, которые нельзя продавать дистанционным способом, установлен Правительством РФ[1]. К таким товарам сейчас относятся:

  • алкогольная продукция;
  • табачная продукция;
  • товары, запрещенные к обороту, в том числе наркотические и психотропные вещества, оружие;
  • товары, свободная реализация которых запрещена[2], в том числе по общему правилу, лекарственные средства, за исключением лекарственных препаратов для медицинского применения, отпускаемых без рецепта (об особенностях дистанционной продажи лекарственных препаратов подробнее далее).

За продажу дистанционным способом товаров, продажа которых запрещена, установлена административная ответственность:

  • за незаконную продажу товаров, свободная реализация которых запрещена, установлен штраф для граждан в размере от 1 500 до 2 000 рублей; для должностных лиц - от 3 000 до 4 000 рублей; для юридических лиц - от 30 000 до 40 000 рублей (ст. 14.2 КоАП РФ);
  • за распространение в СМИ и в Интернете информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции установлен штраф для граждан в размере от 3 000 до 5 000 рублей; для должностных лиц - от 20 000 до 40 000 рублей; для юридических лиц - от 100 000 до 300 000 рублей (ч. 8 ст. 13.15 КоАП РФ);
  • за нарушение правил оборота лекарственных препаратов, в том числе продажу дистанционным способом лекарств с нарушением порядка их реализации, установлен штраф для граждан в размере от 1 500 до 3 000 рублей; для должностных лиц - от 5 000 до 10 000 рублей; для юридических лиц - от 20 000 до 30 000 рублей (ч. 1 ст. 14.4.2 КоАП РФ);
  • за нарушение законодательства о рекламе (предложение к продаже товаров, продажа которых дистанционным образом не допускается, может представлять собой недостоверную рекламу) установлен штраф для граждан в размере от 2 000 до 2 500 рублей; для должностных лиц - от 4 000 до 20 000 рублей; для юридических лиц - от 100 000 до 500 000 рублей (ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ).

Также предусматривается блокировка Интернет-сайтов, на которых размещается предложение к продаже дистанционным способом алкогольной продукции или лекарственных препараторов, продажа которых таким образом не допускается по решению уполномоченных органов (пп. е, з ч. 5 ст. 15.1 Закона об информации[3]).

Лекарственные препараты

Важным изменением для электронной торговли, которое появилось в условиях пандемии, стало разрешение осуществления дистанционной продажи лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта врача. Раньше онлайн-продажа любых лекарственных препаратов, кроме лекарственных трав, не допускалась. 17 марта 2020 года Президент РФ издал Указ[4], согласно которому продажа безрецептурных лекарственных препаратов дистанционным способом допускается. Осуществлять такую продажу смогут только лица, соответствующие следующим признакам:

· лицо является аптечной организацией;

· имеет лицензию на осуществление фармацевтической деятельности;

· имеет соответствующее разрешение Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения на осуществление такой онлайн-торговли.

Порядок выдачи разрешения на розничную торговлю лекарственными препаратами, осуществляемую дистанционным способом, требования к аптечным организациям, которые могут осуществлять такую торговлю, и порядок ее осуществления, а также правила доставки лекарственных препаратов гражданам должны быть установлены Правительством РФ, что на момент подготовки настоящей заметки еще не было сделано.

Фактически продажа безрецептурных лекарств через Интернет на настоящий момент не может осуществляться, так как отсутствуют правила, определяющие процедурные моменты осуществления такой продажи.

Кроме этого, на настоящий момент Президентом подписан закон[5] о внесении поправок в Закон об обращении лекарственных средств и в Закон об информации, которые предусматривают дополнительные особенности осуществления онлайн-торговли лекарствами:

  • уточняется, что продавать через Интернет будет нельзя не только рецептурные лекарственные средства, но также наркотические и психотропные препараты и спиртосодержащие лекарства с объемной долей этилового спирта свыше 25%;
  • в условиях ЧС и при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих Правительство РФ вправе устанавливать временные правила реализации лекарств через Интернет, в том числе допуская таким образом продажу и лекарств, отпускаемых только по рецепту;
  • сведения об оплаченных (отпущенных) и полученных лекарствах понадобится вносить в систему мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения;
  • сайты, на которых размещается информация о продаже дистанционным способом лекарственных средств, которые нельзя продавать таким образом, и (или) лицом, не имеющим соответствующей лицензии и разрешения, могут быть заблокированы.

Стоит заметить, что не определен также и порядок осуществления доставки лекарственных препаратов, приобретенных через Интернет, поэтому представители данной сферы продолжают обсуждать, насколько нужны будут курьеры с профильным образованием в области фармацевтики, можно ли будет осуществлять доставку через пункты выдачи заказов и пр. Эти вопросы должны будут быть также разрешены для возможности нормального осуществления дистанционных продаж лекарственных препаратов.

Алкогольная продукция

На настоящий момент законопроект, предусматривающий легализацию онлайн-продажи алкогольной продукции, уже более 3 лет находится на рассмотрении, предсказания о сроках его принятия и вступления в силу каждый год откладываются. С введением ограничительных мер ассоциация компаний Интернет-торговли представила в Минпромторг вновь свое видение разрешения продажи алкоголя дистанционным способом, ответив на необходимость предоставления такого права на первых этапах компаниям, у которых есть оптовая или производственная алкогольная лицензия. Когда законопроект будет принят – так и остается неясным, при этом даже при принятии законопроекта розничная торговля алкогольной продукцией будет разрешена далеко не на первых этапах.

В сегодняшних реалиях бары, деятельность которых приостановлена в целях ограничения распространения коронавирусной инфекции, оказались в затруднительном положении, так как фактически не могут реализовать возможность продажи совей продукции посредством онлайн-продаж и последующей доставки своим посетителям, которые вынуждены оставаться дома.

Несмотря на строгие законодательные запреты на дистанционную продажу алкогольной продукции, в Интернете то и дело можно встретить такие предложения. Продавцы ищут лазейки в законодательном регулировании и придумывают разные способы обхода такого запрета, например, можно встретить на сайтах предложения, где алкогольная продукция предлагается не к покупке, а гарантируется в качестве подарка при приобретении другого товара; или алкоголь заказывается через Интернет-сайт, но оплата проходит именно за доставку алкоголя, который куплен курьером в стационарной точке, в размере стоимости алкоголя, а сам товар получает покупатель формально в качестве подарка; или предлагается заключение некого договора залога, по условиям которого покупатель представляет курьеру заем в размере стоимости алкогольной продукции, а сам получает от курьера алкоголь в качестве «залога», на который он при невозврате денежных средств курьером «обращает взыскание». Все описанные схемы очень изобретательны, и кажется, что так, действительно, может все работать, однако на практике все далеко не так: остается очевидным, что все продуманные способы в данном случае преследуют только одну цель – продажу алкоголя через Интернет, и такие отношения в итоге фактически могут быть квалифицированы как складывающиеся между сторонами отношения из договора купли-продажи продукции, запрещенной к продаже дистанционным способом, и с учетом этого такая торговля может быть признана незаконной. Поэтому осуществление продажи алкоголя через Интернет путем внедрения хитроумных схем его реализации не является действенным способом и таит в себе много рисков.

Сегодня для баров и иных лиц, которые хотят осуществлять продажу алкоголя, действенным остается только предложение к покупке алкоголя на онлайн-витринах с предложением самовывоза алкогольной продукции самим покупателем из точки продавца. К дистанционной продаже товаров относятся такие продажи, при которых покупатель приобретает товар, руководствуясь исключительно его описанием, представленным ему продавцом онлайн, и покупатель не может ознакомиться с самим приобретаемым товаром до непосредственно момента его получения посредством доставки курьером или по почте. Получается, что не будет считаться такой дистанционной торговлей размещение на сайте информации о товаре, его наличии, цене, способах приобретения, с которой может ознакомиться покупатель, и после этого приобрести его непосредственно путем самовывоза из точки продавца. В данном случае нарушением не будет считаться и предоставление возможности онлайн-бронирования алкоголя, после чего покупатель сможет его забрать и оплатить в точке самовывоза.

Поддержка электронной торговли государством

В условиях пандемии государство также вполне ясно осознает значение электронной торговли и ее повышенную востребованность в это непростое время.

Ограничительные меры сейчас устанавливаются по решениям глав регионов, но почти везде деятельность по осуществлению продажи товаров дистанционным способом, в том числе с условием доставки, прямо относится к деятельности, которую можно осуществлять во время объявленных нерабочих дней. Так, например, пунктом 3.2.2 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ прямо установлено исключение для электронной торговли, деятельность которой может не приостанавливаться до 1 мая 2020 года.

Курьерам, осуществляющим деятельность по доставке товаров, приобретенных дистанционным способом, также прямо разрешается перемещаться по городу даже в регионах, где объявлена обязательная самоизоляция для всех лиц. Так, пунктом 12.3 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ установлена обязанность граждан не покидать места проживания (пребывания), за исключением отдельных случаев, в том числе для осуществления деятельности, связанной с передвижением по территории города Москвы, в случае если такое передвижение непосредственно связано с осуществлением деятельности, которая не приостановлена в соответствии с настоящим указом (в том числе оказанием транспортных услуг и услуг доставки).

Правительство РФ прямо относит к организациям, обеспечивающим население товарами первой необходимости, которые могут продолжать свою работу склады, службы доставки, курьерские службы, пункты выдачи заказов[6].

Председатель Правительства РФ в начале апреля также призвал глав регионов не препятствовать работе служб доставок и пунктов выдачи заказов, так как именно они делают все, чтобы организовать самоизоляцию, и недопустимо усложнять их работу необоснованными ограничениями.

Кроме этого, для поддержки дистанционной торговли Банком России было принято решение об ограничении максимального значения эквайринговых комиссий[7] по онлайн-покупкам и об установлении их на период с 15 апреля по 30 сентября 2020 года на уровне не более 1% (в настоящее время эквайринговая комиссия в среднем составляет 1,2 - 2,2% в зависимости от типа карты или категории товара)[8]. Такое снижение комиссий предусмотрено для предприятий, занимающихся розничной продажей продуктов питания и еды, лекарств и иных товаров медицинского назначения, одежды, товаров повседневного спроса. При этом данное снижение для бытовой техники, электроники и средств связи установлено при покупке товаров на сумму не более 20 тысяч рублей.

Особенности организации доставки товаров

Для магазинов, которые раньше не занимались электронной торговлей, но вынуждены ее организовывать для поддержания своего бизнеса в настоящее время, важным является знать особенности организации доставки товаров как через курьеров, так и при использовании пунктов выдачи заказов и постаматов.

Так, стоит обратить внимание на следующие моменты:

1. Сообщение информации о товаре

При доставке товара курьер должен донести до покупателя всю информацию о товаре, его продавце и сроках его службы или годности, а также информацию, необходимую для его возврата. Такая информация, как правило, должна быть предоставлена в документации, сопровождающей товар. В случае доставки товара курьером последний должен передать такую документацию покупателю, попросив его расписаться о том, что с информацией покупатель ознакомлен, товар получил и претензий не имеет.

В условиях осуществления бесконтактной доставки, реализуемой сейчас почти всеми службами доставки, остается важным не забывать передавать такую информацию покупателям, а не просто оставлять покупки под дверью.

В случае если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, покупатель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара[9].

2. Сроки доставки

Продавец обязан передать товар покупателю в порядке и сроки, установленные договором, если срок не установлен, товар должен быть доставлен в разумный срок.

Если продавец организовал доставку товара вовремя, в согласованное с покупателем время, но товар не был передан покупателю по вине самого покупателя, то должен быть согласован новый срок доставки, если согласовано сторонами, то при условии повторной оплаты доставки покупателем.

Если товар был предварительно оплачен покупателем, но продавец не осуществил его доставку вовремя, то покупатель вправе требовать передачи оплаченного товара в установленный им новый срок или возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом. Кроме этого, покупатель вправе также требовать полного возмещения убытков и требовать оплаты продавцом неустойки за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара, сумма такой неустойки в любом случае не может превышать размер предварительной оплаты товара[10].

3. Нельзя предлагать покупателю дополнительные товары или услуги

Покупателю должны быть доставлены только те товары, которые он приобрел. Если во время доставки, курьер решит навязать покупателю покупку дополнительного товара (например, если покупатель приобрел одну многоразовую медицинскую маску, то курьер не может ему предложить только сегодня совершенно по выгодному предложению приобрести дополнительно еще несколько таких же масок для друзей и семьи), то это считается нарушением правил торговли. Аналогично нельзя навязывать и дополнительные услуги, например, по сборке товара или его установке, если это не было ранее согласовано самим покупателем.

4. Покупатель может отказаться от приобретения товара

Покупателю предоставляется право отказаться от приобретения товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение 7 дней. Поэтому при получении товара и ознакомлении с ним покупатель фактически может отказаться от его приобретения и просить возврата денежных средств, если раньше они были уже оплачены. Такая сумма должна быть возвращена покупателю не позднее 10 дней с даты предъявления требования о возврате. Покупатель не вправе отказаться только от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.

5. Меры безопасности при доставке и выдаче товаров

На настоящий момент ассоциация компания Интернет-торговли разработала стандарты работы пунктов выдачи заказов в условиях распространения коронавирусной инфекции и призывает компании присоединиться к соблюдениям таких стандартов. В частности, определяются следующие правила:

  • Осуществлять выдачу только предоплаченных заказов в целях минимизации обмена наличными денежными средствами;
  • Использовать бесконтактную выдачу заказов;
  • Осуществлять допуск в пункты выдачи заказов не более 1 человека, учитывая небольшой размер помещений, в которых обычно находятся пункты выдачи заказов и невозможность обеспечить в таких помещениях дистанцию между посетителями в полтора метра;
  • Отменить возможность примерки вещей в пунктах выдачи заказов;
  • Обеспечить закрытие торгового зала при его наличии;
  • Обеспечить работу сотрудников в медицинской маске и защитных перчатках;
  • Обеспечить наличие антисептика или аналогичного дезинфицирующего средства.

Также Ассоциация призывает интернет-магазины максимально перевести все свои логистические мощности на курьерскую доставку (способ оплаты любой), а курьерам рекомендовать постоянно обрабатывать руки дезинфицирующими средствами, носить маску, передачу заказа клиенту осуществлять бесконтактным способом.

Указанные стандарты являются только рекомендациями, которым, однако, стоит уделить внимание для обеспечения безопасности как покупателей, так и лиц, осуществляющих доставку товаров.

[1] Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 (ред. от 30.11.2019) «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом».

[2] Указ Президента РФ от 22.02.1992 № 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена».

[3] Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

[4] Указ Президента РФ от 17.03.2020 № 187 «О розничной торговле лекарственными препаратами для медицинского применения».

[5] Федеральный закон «О внесении изменений в статью 151 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств»

[6] Распоряжение Правительства РФ от 27.03.2020 № 762-р «Об организациях, обеспечивающих население продуктами питания и товарами первой необходимости в период нерабочих дней, установленных Указом Президента, и утверждении рекомендуемого Перечня непродовольственных товаров первой необходимости»

[7] Комиссий, которые могут взиматься банком при оплате покупки банковской картой.

[8] Информационное сообщение Банка России от 27.03.2020 «Банк России утвердил дополнительные меры по поддержке граждан, экономики и финансового сектора в условиях пандемии коронавируса», раздел 3.

[9] Ч. 4 Ст. 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

[10] Ст. 23.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

{ "author_name": "Антонина Шишанова", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": 0, "favorites": 0, "is_advertisement": false, "subsite_label": "unknown", "id": 121664, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Mon, 20 Apr 2020 16:42:03 +0300", "is_special": false }
Маркетинг
Лояльность к бренду и как её построить
Существует множество руководств для увеличения вашей аудитории и привлечения новых пользователей. Когда вы работаете с…
Объявление на vc.ru
0
Комментариев нет
Популярные
По порядку

Прямой эфир